vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Fan ID и уголовки за файеры. Как власти борются с фанатами

Болельщик московского «Спартака» празднует победу над итальянским «Наполи» на стадионе «Открытие Арена» в Москве, 24 ноября 2021 года. Фото: Евгения Новоженина / Reuters / Forum

Когда-то Кремль в целом доброжелательно смотрел на сообщество футбольных фанатов, рассчитывая использовать эту брутальную уличную силу в своих интересах. Но на долговременное сотрудничество с властью оказались способны лишь отдельные группировки. Большая часть «фирм» предпочла политический нейтралитет. Теперь фанаты столкнулись с массовыми задержаниями, уголовками за зажженные файеры и насильственным введением «паспортов болельщиков» (Fan ID). Как на протяжении последнего десятилетия развивались отношения властей и фанатов – в материале «Вот Так».

Киевский кошмар Кремля

В конце декабря 2010 года Владимир Путин посетил могилу фаната футбольного клуба «Спартак» Егора Свиридова, убитого в Москве кавказцами, и возложил цветы. Гибель Свиридова накануне привела к масштабному ультраправому уличному восстанию на Манежной площади. Но Путин даже после Манежки искал мира с лидерами фанатского движения – и без труда находил мир с помощью нехитрых знаков внимания и «уважения».

Спустя одиннадцать лет, в конце декабря 2021 года, Путин подписал так называемый закон о Fan ID, а точнее – поправки к закону «О физической культуре и спорте в РФ». Согласно изменениям, внесенным в документ, посетители спортивных мероприятий будут обязаны оформлять под надзором и с разрешения силовиков «паспорт болельщика». Президент ввел новые правила, несмотря на ярое неприятие самой идеи Fan ID со стороны фанатского сообщества, игнорируя недовольство. Мир с фанатами Путина, похоже, больше не волнует.

В эти одиннадцать лет, между 2010-м и 2021-м, уложилась эволюция отношения государства к фанатской субкультуре.

В нулевые отдельные фанатские «фирмы» (Gladiators во главе с Васей Киллером и Gallant Steeds) фактически становились наемниками кремлевской администрации в уличной войне с несистемной оппозицией. Они нападали на штаб-квартиры оппозиционных партий и на активистов, а также охраняли съезды прокремлевских молодежных движений.

Впрочем, к чести фанатского движения, большинство группировок (в том числе самые многочисленные и влиятельные) на такое сотрудничество с системой не пошли. И все же попытки втянуть околофутбол в кремлевские проекты продолжались и в дальнейшем.

Государство простило фанатам уличные акции протеста декабря 2010 года, случившиеся из-за убийства Свиридова. Политических радикалов за такое всегда беспощадно карали, однако Манежка-2010 не привела к ответному массированному удару власти по фанатскому движению. Силовики отыгрались, арестовав нескольких лимоновцев, на свою голову принявших участие в беспорядках на Манежке.

Митинг футбольных фанатов, посвящённый памяти болельщика «Спартака» Егора Свиридова на Манежной площади в Москве. 11 декабря 2010 года. Фото: Денис Синяков / Reuters / Forum

В дальнейшем фанатов пытались втянуть, правда, без особого успеха, в провластные митинги 2012 года, в эпоху борьбы с белоленточным движением. Стоять среди согнанных в толпу бюджетников и слушать Кургиняна и Дугина российские «ультрас» не хотели. Но и отдельной заметной силой на «болотных» протестах они не стали – хотя многие фанаты принимали участие в оппозиционных акциях по личному решению.

Потом произошло событие, окончательно и навсегда изменившее отношение Кремля к окружающему миру, – революция в Украине. В киевских битвах 2013–2014 годов украинские фанаты, как и националисты, играли важнейшую роль. Победа Майдана напугала Кремль и заставила его плотно заняться «правой улицей» в России. Часть «политических» русских националистов, поддавшись кремлевской пропаганде, добровольно поехала умирать на воюющий Донбасс. Тех, кто на пропаганду не повелся и сохранил антивластный настрой, в течение нескольких лет добили политическими репрессиями. Но с околофутболом ситуация оказалась более сложной – разветвленные уличные субкультурные сети уничтожить труднее.

Во время Евро-2016 в Марселе произошли крупные столкновения российских и английских футбольных фанатов, и это был один из последних случаев, когда российские «ультрас» сумели хорошо и по-молодецки «отдохнуть». Правда, это, во-первых, было на чужой земле, а во-вторых, все равно обошлось дорого: некоторые наши соотечественники были арестованы.

Драка между российским и английскими футбольными фанатами на трибунах стадиона во время матча Россия – Англия в Марселе. Франция, 11 июня 2016 года. Фото: Sportimage / Forum

С конца 2010-х у российского околофутбола в РФ постепенно началась другая жизнь, больше напоминающая существование какого-то радикального оппозиционного движения: массовые задержания, аресты, уголовные дела и все новые запреты.

история
Посадил ребенка – получил палку. Как ФСБ ищет и находит экстремистов среди школьников
09.02.2022 18:30

«Душа и гордость стадиона» в автозаке

Многие полагали, что «закручивание гаек» вызвано желанием властей максимально гладко, без уличных побоищ, провести чемпионат мира по футболу 2018 года. Но чемпионат закончился, а гайки продолжали вращаться. Введение Fan ID тут лишь одна из проблем.

Летом 2019 года в Ростове-на-Дону сотрудники Росгвардии избили болельщиков «Спартака», которые находились в подтрибунном помещении стадиона «Ростов-Арена». На протяжении 2019 года инциденты с силовиками были и в других городах. Но самые масштабные события развернулись 1 декабря в Петербурге – в отделения полиции были доставлены около 200 «спартаковцев», приехавших поддержать свою команду в матче с «Зенитом».

Фанаты решили противостоять нарастающему полицейскому давлению: организованно покидали трибуны во время матчей, приходили на стадионы с баннерами «Фанат не преступник», «Фанат – душа и гордость стадиона».

При этом, как писал Sports.ru, протестная акция 2019 года практически не освещалась во время телевизионных трансляций: покинутые фанатами трибуны не показывали, а комментаторы канала «Матч ТВ», который транслирует матчи лиги, практически ничего об этом не говорили. «Медуза»* со ссылкой на источник в «Матч ТВ» сообщала, что как минимум части комментаторов перед матчами звонило «непосредственное руководство» и просило не затрагивать тему фанатского протеста.

Власти в принципе стремились удалить любую фанатскую активность и со стадионов, и с улиц. Чего стоит только стратегия, направленная на криминализацию файер-шоу – одного из главных элементов фанатской субкультуры и эстетики.

Файер-шоу от болельщиков ЦСКА во время матча их команды с ФК «Рома» на стадионе Лужники в Москве, 2018 год. Фото: Максим Шеметов / Reuters / Forum

Задержания на стадионах «за файера» постепенно стали обыденным явлением. А летом 2020 года на несколько десятков фанатов «Спартака» завели уголовное дело за то, что они зажгли файеры на выезде в Туле, причем даже не на стадионе, а на дороге, встречая свою команду.

В 2021 году самый крупный инцидент произошел на «ВЭБ Арене» в Москве: полиция и ОМОН после матча ЦСКА – «Зенит» задержали 408 болельщиков. Остальных около трех часов не выпускали со стадиона, а многих — даже с трибун. Полицейские запрещали людям выходить в туалет и не давали им воды и еды. Причиной задержаний вновь стали зажженные на трибунах файеры.

Через несколько дней фанатские объединения ЦСКА, «Спартака», «Крыльев Советов», «Ростова», «Локомотива», «Рубина» и «Зенита» заявили, что начнут акцию протеста: фанаты будут организованно покидать трибуны в определенное время.

Большинство фанатских группировок начинало уходить со стадионов, когда таймер игры показывал время, соответствующее году основания их команды. Например, для ЦСКА это 19 минут 11 секунд (1911 — это год основания ЦСКА).

А вот болельщики «Крыльев Советов» решили уходить с трибун через 13 минут 12 секунд после начала игры, намекая на аббревиатуру ACAB (1312 — порядковые номера букв этой аббревиатуры).

Интересно, что сам клуб ЦСКА поддержал действия фанатов. Директор ЦСКА по связям с общественностью Сергей Аксенов прокомментировал решение фанатского сообщества «армейцев» покинуть трибуны стадиона во время грядущего матча с «Крыльями Советов» так:

«Знаем, что наши болельщики, которых ожидается на матче более тысячи, покинут трибуны на 19 минуте 11 секунде. Мы видим, что с ними солидарны фанатские объединения других клубов. Конечно, команде будет сложно без их поддержки, но мы понимаем решение болельщиков. Мы все равно вместе».

Поддержали фанатов и футболисты ЦСКА, изменив ради этого давнюю футбольную традицию. Обычно после игры команда идет к своему фанатскому сектору и аплодисментами благодарит фанатов за поддержку. Но зная о том, что теперь фанаты покинут трибуны во время матча, футболисты поддержали их аплодисментами прямо после разминки. А капитан команды Игорь Акинфеев в знак поддержки командой ее фансектора вышел на поле в форме под номером «12», под которым в ЦСКА ранее не играли – он исторически закреплен за болельщиками.

И вот в такой напряженной атмосфере полицейского произвола и ответных акций протеста Госдума с Совфедом проголосовали за «закон о Fan ID», а Путин подписал его.

«В интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства»

Fan ID («Паспорт болельщика») – это небольшая карточка, на которой указаны данные человека. Теоретически ее теперь должны получать вообще все лица, присутствующие на спортивных мероприятиях, в том числе стюарды и спортсмены. Конечно, Fan ID формально обязателен на любых соревнованиях. Но ясно, что государство волнует не синхронное плавание и не фигурное катание, а в первую очередь футбол.

Fan ID уже вводились в качестве временной меры – и на чемпионате мира 2018 года, и на Кубке конфедераций, и на других крупных спортивных мероприятиях, проходивших в России.

Один из паспортов болельщика во время «Евро-2020», Санкт-Петербург. Фото: Александр Демьянчук / ТАСС / Forum

Теперь Fan ID станет обязателен с 1 июня 2022 года. Разумеется, власти объясняют необходимость «паспорта болельщика» требованиями безопасности. При этом столкновения на российских стадионах и так почти прекратились еще несколько лет назад – для этого оказалось вполне достаточно стандартных полицейских охранных мер. Однако теперь государство хочет пропускать болельщиков через фильтры силовых ведомств, в первую очередь ФСБ.

Как работает эта система отсеивания «потенциальных хулиганов», сказать трудно, но фактически любой человек, попадавший в последнее время в поле зрения силовиков даже по не связанным с футболом делам, рискует лишиться права доступа на стадион.

Например, в 2021 году во время проведения Евро-2020 (из-за пандемии чемпионат проходил на год позже запланированного) на матч Россия — Бельгия в Петербурге не смог попасть глава совета депутатов московского муниципального округа Раменки, член партии «Яблоко» Максим Гонгальский. Политика не пустили на матч, ссылаясь на запрет службы безопасности. Интересно, что сперва ему одобрили Fan ID, но позже сообщили, что документ аннулирован. По мнению Гонгальского, причина заключается в том, что он участвовал в акциях в поддержку Алексея Навального.

Новости
В Москве закрасили граффити в честь выступления сборной России на домашнем ЧМ по футболу
31.08.2021 19:19

На матч Швеция – Польша этого же чемпионата, тоже проходивший в Петербурге, не пустили двух адвокатов: Андрея Федоркова и Алексея Барановского. Барановскому отказали в «паспорте болельщика» сразу, а Федоркову Fan ID сперва одобрили и даже выдали бейджик.

«Но через три дня, в день матча, мне прилетает СМС о том, что моя заявка аннулирована. В колл-центре мне сказали, что не знают причины, дали электронную почту Министерства цифрового развития [которое курирует проект Fan ID]. Написал туда, мне ответили, что “федеральный орган исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности по результатам рассмотрения принял решение об аннулировании вашей заявки”. А объяснение причин отказа действующим законодательством не предусмотрено», – рассказывает Федорков «Вот Так».

Следует отметить, что Андрей Федорков никогда не был связан ни с какими околофутбольными группировками. Его коллега Алексей Барановский более двадцати лет назад, в молодости, участвовал в фанатском движении клуба «Кристалл» в Смоленске, но с тех пор к околофутболу отношения тоже не имел.

Алексей Барановский. Фото из личного архива

«Я связываю это [отказ в паспорте болельщика”] исключительно с моей профессиональной адвокатской деятельностью. У меня много чувствительных политических дел в производстве» – заявил Федорков «Вот Так».

И Федорков, и Барановский действительно вели резонансные уголовные дела, связанные с политикой, и поэтому находились в поле зрения спецслужб. Так, Барановский участвовал в уголовных делах украинцев, попавших в программу обмена удерживаемыми лицами, а Федорков неоднократно защищал людей, которых спецслужбы обвиняют в «терроризме и экстремизме». Кроме того, Федорков представлял интересы белорусских политэмигрантов, выдачи которых с территории России добивался режим Александра Лукашенко.

Правда, не ясно, какое отношения эти уголовные дела, безусловно, крайне «чувствительные» для ФСБ, имеют к футболу, околофутболу и безопасности на стадионах.

Федорков в беседе с «Вот Так» обратил внимание на то, что «паспорт болельщика» может быть аннулирован не только если посетитель стадиона проштрафился перед силовиками по «фанатской линии» или если у силовиков имеются сведения о том, что он собирается нарушать на стадионе порядок.

Еще одно абсолютно «резиновое» основание отказа в доступе на стадион: «если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства».

Адвокаты Федорков и Барановский подали в суд административный иск по поводу отказа в Fan ID – ответчиками выступают Минцифры и ФСБ. Федорков говорит, что для начала попытается добиться информации о том, по каким конкретно основаниям власти отказали ему в проходе на стадион. ФСБ заявляет, что в материалах, на основании которых принято решение об отказе, содержится гостайна.

Обзор
Путин в Пекине, Лукашенко без банкета и бойкот от Запада. С чего начнется Олимпиада
02.02.2022 14:18

«Механизм системы безжалостно запустится в новом направлении»

Если не пускают на стадионы муниципальных депутатов и адвокатов, то можно представить, какое количество настоящих участников фанатского движения попадет в «черные списки» из-за системы Fan ID. Поэтому фанаты в отчаянной попытке повернуть вспять уже раскрутившийся процесс начали новую, беспрецедентную по масштабам акцию протеста.

Лозунги «Нам не нужен Fan ID!» гремели над трибунами уже во время протестов против полицейского насилия в конце 2021 года. В 2022 году фанатское движение, добившись невиданного ранее уровня солидарности, объявило о бойкоте стадионов до полной отмены системы Fan ID.

Уже сейчас к акции присоединились фанатские группы 15 из 16 клубов Премьер-лиги – в стороне от протестов остались только болельщики грозненского «Ахмата», что, в общем-то, неудивительно.

Фанатские «движи» публикуют заявления одно радикальнее другого.

«Система не остановится – избавившись от фанатов, расчистив активные сектора от “неугодных”, ее механизм безжалостно запустится в новом направлении», – заявляют фанаты «Спартака».

«Мы отказываемся принимать участие в данном узаконенном оскорблении всех любителей спорта и футбола в частности и принимаем решение отказаться от оформления данного документа для посещения матчей любимого клуба», – объявили фанаты «Локомотива».

«Мы ни при каких условиях не станем оформлять Fan ID. А каждый “фанат”, который будет участником этой системы, станет персоной нон грата для нашего движения» – непреклонен фандвиж ЦСКА.

По словам редакции популярного у фанатов телеграм-канала OFNEWS / Новости околофутбола, к протесту присоединяются и болельщики низших дивизионов: фанаты «Торпедо», «Факела» (Воронеж), «Сокола» (Саратов), «Ротора» (Волгоград) и других клубов.

«Большинство начнет бойкот посещения матчей с момента введения Fan ID. Сейчас предполагается, что паспорта болельщиков начнут действовать со следующего сезона, то есть с лета. Есть также движи, которые начнут бойкот, не дожидаясь официального ввода Fan ID. Самым крупным фанатским движением, утвердившим такой бойкот, стало фандвижение московского “Спартака”, там болельщики выступили единым фронтом. А вот фаны “Локомотива”, ЦСКА и “Динамо” разделились: кто-то из них начнет бойкот с этой весны, а кто-то походит на футбол оставшиеся месяцы, а уже с введением паспортов покинет стадион», – рассказали нам в редакции OFNEWS.

Сотрудник полиции стоит около входа в центр выдачи Fan ID в бизнес-центре Преображенский двор в Санкт-Петербурге, 2018 год. Фото: Петр Ковалев / ТАСС / Forum

В OFNEWS признают: шансы на то, что государство даст заднюю невелики.

«Российская власть очень не любит признавать свои ошибки, считая это признаком слабости. Что касается эффективности бойкота как формы протеста, то других вариантов у российских фанатов просто нет. К тому же бойкот – это хороший способ привлечения внимания к ситуации, по крайней мере на ранних этапах. Общественный резонанс – это единственный способ влияния, с ним и работаем. Проблема введения Fan ID не замалчивается, идет активная критика в СМИ. На прошлой неделе о Fan ID очень жестко высказался главный тренер сборной России Валерий Карпин, назвал его введение катастрофой. Но к чему все это приведет – неизвестно. У нас просто нет опыта проведения таких бойкотов», – говорят в OFNEWS.

В фанатской среде в целом признают, что в стране «взят курс на закручивание гаек», а во взаимоотношениях государства и фанатов играет свою роль и «травма от событий 20132014 годов в Киеве, где фанаты сыграли активную роль в Майдане».

Среди фанатов также поговаривают, что принятие закона о Fan ID связано не только с давлением силовиков, но и с бизнес-интересами компаний, которые будут заниматься внедрением «паспортов болельщиков».

«Все-таки интеграция таких цифровых систем на десятки отечественных стадионов – это немалые деньги», – отмечают в редакции OFNEWS.

Некоторые представители сообщества болельщиков мрачно смотрят на Fan ID не просто как на способ закрыть им вход на стадион, но и как на очередной элемент крепнущей системы цифрового контроля в России наряду с системами видеораспознавания лиц, государственным шпионажем в интернете и прочими технологиями запретов и слежки.

«Смотрите, были Fan ID на чемпионате мира в России в 2018 году. Вы, наверное, про них даже забыли. Ну-ну. Теперь эта доработанная система возвращается: только во всероссийском масштабе и навсегда. Такая же ситуация и QR-кодами на общественном транспорте. Там также будет. Сейчас это всюду поотменили или поотменят, а за пару лет технологию докрутят и все вернут», – мрачно рассуждает в беседе с «Вот так» болельщик одного из клубов российской Премьер-лиги. На стадион он больше не пойдет.

Роман Попков / «Вот Так»

*Издание “Медуза” признано СМИ-“иностранным агентом”.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное