vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Против меня сфабриковали еще одно смешное дело». Навального допросили по делу о мошенничестве

Алексей Навальный во время выездного заседания Лефортовского районного суда в ИК-2 в Покрове. 15 февраля 2022 года. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС / Forum

В покровской колонии №2 близится к завершению процесс по обвинению Алексея Навального в мошенничестве и оскорблении суда. По данным делам ему грозит до 15 лет заключения. 11 марта состоялось двенадцатое по счету выездное заседание Лефортовского суда Москвы.

Сегодня, 11 марта, допрашивали самого Навального, который заявил, что не брал ни копейки из пожертвований сторонников, а само дело вновь назвал сфабрикованным. Главные события дня – в материале «Вот Так».

Очередные нарушения

Очередное заседание суда началось с ряда заявлений о нарушениях адвоката Ольги Михайловой и ее спора с прокурором Надеждой Тихоновой. Первый вопрос касался счетов политика. Михайлова сказала, что эта информация составляет банковскую тайну и была получена следователем без решения суда в нарушение закона. Она попросила суд исключить эти доказательства из дела.

Михайлова также заявила, что диски, на которые записаны банковские выписки, были осмотрены следователем без понятых и без подробного описания той техники, которая была использована. При этом в одном из протоколов не указано, как после осмотра упаковывали диски, а фотографии дисков в разных протоколах идентичны. Все это является нарушением закона.

Репортаж
«Блин» и «офигеть»: в суде над Навальным посмотрели ролик про дворец Путина
10.03.2022 22:37

Еще одна претензия касалась исключения из числа доказательств лингвистической экспертизы реплик Навального, которая была сделана по запросу следствия Натальей Крюковой (речь идет о седьмом дне процесса). Допрошенная накануне в суде опытный эксперт-филолог Юлия Сафонова в своем заключении обращала внимание на ряд ошибок экспертизы и назвала ее «вопиющим непрофессионализмом». В частности, Крюкова называла выражения Навального «е-мое», «офигеть» и «блин» эвфемизмами матерных слов.

Прокурор Тихонова во всех случаях отрицала претензии адвоката. В итоге судья Маргарита Котова сообщила, что решение по жалобам Михайловой будет принято вместе с оглашением приговора по делу.

«Наша власть не может сделать примерно ничего»

После этого пришло время «гвоздя программы» – допроса самого Навального, который с перерывом шел почти четыре часа.

«Я не очень понимаю, какие мне показания давать, показания о чем? Ну вот против меня сфабриковано уголовное дело. Еще одно. Я не скажу, что оно самое смешное — дело “Кировлеса”, первое, безусловно, было более смешное. Но это по форме самое забавное, здесь одновременно какие-то оскорбления, одновременно мошенничество плюс, конечно, эти прекрасные заседания в суде», — приводит слова оппозиционера «Медиазона».

Он напомнил, что четверо потерпевших по делу о мошенничестве либо подставные лица, либо жертвы шантажа. Так, предприниматели Вячеслав Кузин, Александр Корнюхин и разнорабочий Александр Кошелев в разное время были фигурантами уголовных дел, а пенсионер Михаил Костенко, который говорил, что смотрел расследования Навального на Первом канале, — тесть близкого друга адвоката Ильи Ремесло, который защищает его интересы в суде.

Охранники перед ИК-2 в Покрове Владимирской области, где отбывает наказание Алексей Навальный. 15 февраля 2022 года. Фото: Денис Каминев / Reuters / Forum

Политик также коснулся дела о неуважении к суду на процессе о клевете на ветерана. Он заявил, что считает тот процесс «непрофессиональным» и «предвзятым».

«Кто-то здесь решил: давайте все-таки прокурор и судья оскорбятся — пусть у Навального будет два уголовных дела. Наша власть не может сделать примерно ничего — она даже дороги не может починить. Она и уголовные дела фабрикует не очень убедительно», — добавил Навальный.

В суде со стороны защиты допрос вел адвокат Вадим Кобзев. Они с политиком разбирали обвинение в мошенничестве. Навальный напомнил, что сам в ФБК не работал, а согласно заключениям экспертов ни он, ни его семья денег из фонда не получали и жили на собственные средства, не имея никакого отношения к пожертвованиям.

«Все наши структуры всегда финансировались единственным образом, мы говорили: “Люди, перечисляйте нам пожертвования”. О своей деятельности ФБК регулярно отчитывался, чтобы все понимали, что деньги тратятся “разумно”. Общественный договор был простой: вот наша деятельность, вот наш отчет», — сказал он.

«Кто-то может оскорбиться на любое мое выступление»

После этого свои вопросы задавала прокурор Тихонова. Она сначала коснулась дела об оскорблении суда, Навальный ответил, что не видит проблемы во фразе: «Ваша честь, вы нарушаете закон», которой пестрит дело.

«Наверное, кто-то, кто смотрит любое мое выступление, может оскорбиться, например, сегодняшняя речь о коррупции могла оскорбить даже вашего начальника», — сказал он.

После очередных вопросов про ФБК прокурор решила уточнить детали создания Фонда защиты прав граждан (ФЗПГ), средства на который переводил Кошелев. Оппозиционер сообщил, что реквизиты фонда нигде не размещались и никто, кроме потерпевшего, на них деньги не переводил.

Прокурор несколько раз пыталась добиться от Навального ответа на вопросы о перечислении денег. Тот, как и прежде, отвечал, что не занимался финансовыми вопросами. Он напомнил, что у фонда была бухгалтерия, которая представляла все отчеты, а их, в свою очередь, проверяли в прокуратуре и СК. Но никаких претензий не возникало.

Когда судья Котова начала расспрашивать Навального о работе штабов во время президентских выборов-2018, в зале неожиданно зазвонил стационарный телефон и был объявлен часовой перерыв.

«Дворец Путина настолько огромен, что его невозможно скрыть»

После возобновления слушания политик рассказывал, как за ним следили сотрудники ФСБ для отравления «Новичком» и как делалось расследование про них. Затем судья задавала вопросы о дворце Путина в Геленджике.

— Откуда вам стало известно про «дворец Путина»?

— Дворец Путина настолько огромен, что его невозможно скрыть!

— А вы там были?

— Нет, я видел съемки.

— А кто эти съемки производил?

— Производили рабочие. Там все слишком огромное, слишком золотое, слишком дорогое. «Мне кажется, обычный человек в приступ эпилепсии впадет, если все это увидит» – цитирует политика «Медиазона».

В конце заседания слушали аудиозаписи процесса в Бабушкинском суде о клевете над ветераном. Затем судья объявила, что на следующей неделе начнутся прения сторон. Адвокаты и Навальный попросили время на подготовку, поскольку из-за ограничений даже не имеют аудиозаписей процесса. В итоге судья Котова назначила прения на 10 часов во вторник, 15 марта.

Алик Спиридонов для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное