vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Я не выбирал, где жить». История гражданина России, который сбежал из страны и пытается вступить в ВСУ

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Jane Barlow / PA Images / Forum

Яков Найпак – уроженец Украины с гражданством РФ – смог покинуть Россию, перейдя вброд реку и перебравшись через забор с колючей проволокой. Оказавшись в Литве, активист сорвал «лукашенковский» флаг с посольства Беларуси – за это он провел несколько суток в камере. Сейчас Найпак помогает украинским беженцам и пытается попасть в ряды ВСУ, однако ему мешает российское прошлое.

Найпак родился в Краматорске – городе в Донецкой области Украины. Оттуда он вместе с матерью уехал в Харьков, а уже затем – в приграничную Белгородскую область. В Белгороде Найпак получил диплом агронома и вступил в социалистическую организацию «Левый фронт», но потом, по его же словам, понял, что ошибся.

Справка

«Левый фронт» поддержал аннексию Крыма, а также выступил за признание самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР.

В 2020 году Найпак выступал в Москве на протестах, которые начались после президентских выборов в Беларуси. Он поддержал белорусских оппозиционеров, которые заявили о подтасовке результатов голосования.

 

Яков Найпак. Фото из личного архива

Забор с «колючкой», река и поле

В феврале 2022 года, в преддверии войны, Найпак решил уехать из России. На тот момент у него был только загранпаспорт без шенгенской визы и внутренний российский паспорт. Денег у 28-летнего агронома было немного, поэтому бежать в Литву из Калининградской области, в которой он тогда работал, пришлось нелегально. Яков изучил карты Google, однако это ему все равно не помогло: он поехал на служебной машине к литовской границе, но в итоге попал на территорию российской военной части.

«На карте она была обозначена как деревня, я только на месте понял, куда приехал. Бежать пришлось ночью, во время бури, по полям, потому что, как мне объяснили, из-за ковидных ограничений уже давно не дают шенгенские визы российским туристам. Легально меня бы не выпустили через границу. И вот я заехал не туда, выключил фары и пытался уехать, но машина застряла в отводном канале. Пришлось ее бросить и идти пешком», – рассказывает Найпак.

По его словам, пробираясь к границе, он наткнулся на высокий забор с колючей проволокой, который не был обозначен на карте. Ему пришлось перелезть через забор. Он сильно поранил руки, однако все-таки оказался на другой стороне.

«Потом было большое поле с вязкой и мокрой землей после дождя. Я шел по нему два часа. Еще была контрольно-следовая полоса – полоска распаханной земли, на которой остаются следы. За полем была река шириной примерно в семь-восемь метров. Я перешел ее вброд, держа в руках ботинки и чемодан с вещами. Вещи и деньги, которые были в куртке, немного промокли, но в целом все нормально. У меня рост 1 метр 87 сантиметров – вода была мне по шею, невысокий человек там точно не пройдет. В реке я поранил ноги об осоку: так в итоге и шел с израненными руками и ногами в Литву», – рассказывает о своих приключениях Яков.

Пограничник погранзаставы Яковлевка патрулирует полосу вдоль границы России с Литвой и Польшей. Калининградская область, Россия. Фото: Виталий Невар / ТАСС / Forum

К пограничному пункту Найпак вышел 19 февраля. Здесь его задержали литовские пограничники и отвезли в пограничный город Кибартай, где и допросили. Там же беглецу с израненными ногами и руками оказали медицинскую помощь. В Литве россиянин попросил политическое убежище, предоставил доказательства своей оппозиционной деятельности, из-за которой его в России могут ожидать политические репрессии. 23 февраля, за день до начала российского вторжения на территорию Украины, Якова поселили в лагерь для беженцев.

Уголовное дело за сорванный флаг

«В лагере я жил вместе с украинцами и белорусами, и украинцы относились к россиянам и белорусам доброжелательно. Я не поддерживаю войну, и люди это понимали. Я объяснял, что я украинец, говорю по-украински, что я россиянин по паспорту и стал им еще в детстве. Я не выбирал, где жить. В лагере я познакомился с белорусом, который предложил снять флаг с посольства Беларуси в Вильнюсе и повесить вместо “лукашенковского” флага, как они его называют, бело-красно-белый», – рассказывает Найпак.

Двое молодых людей 27 февраля перелезли через забор посольства Беларуси и сорвали флаг. Соратник Якова Петр, как видно на кадрах, которые публиковали разные телеграм-каналы, повесил на здании посольства бело-красно-белый флаг и флаг Украины. По словам Найпака, после акции его задержали полицейские – он двое суток провел в отделении за нарушение общественного порядка и незаконное пересечение государственной границы, так как зона посольства считается уже территорией Беларуси.

После громкого инцидента, по словам Якова, его родственникам позвонил человек, представившийся сотрудником ФСБ. Он рассказал, что Найпак связан с украинским батальоном «Азов» и участвовал в военных действиях на стороне украинской армии в 2014 году. Сам Яков рассказал «Вот Так», что в 2014 году ему было 20 лет, он учился на агронома и не был на территории соседнего государства.

За надругательство над флагом Генпрокуратура Беларуси завела против Найпака уголовное дело. Теперь, если он окажется на территории страны, ему будет грозить до 12 лет тюрьмы. В то же время из-за уголовного дела его из России могут экстрадировать в Беларусь.

«Вряд ли сотрудники ФСБ поедут сейчас опрашивать кого-то в Нехотеевке, где я был прописан, там сейчас обстрелы», – говорит Найпак. Жителей двух деревень в Белгородской области – в том числе Нехотеевки – действительно эвакуировали после того, как рядом с жилыми домами разорвались снаряды.

На защиту Украины

«Когда в конце февраля началась война, я не мог спать, был в депрессивном состоянии, начал постить в соцсетях про войну, весь был в этой ситуации. Еще 18 февраля, когда я сбежал в Литву, я решил, что, если начнется война, пойду воевать за Украину. И все это время искал возможность, как мне попасть на украинскую территорию. В Литве я стал волонтером Красного Креста в лагере для украинских беженцев. Я видел их глаза, слышал их рассказы о том, что творят россияне. Я болею за Украину! Украина – моя родина, и я ее люблю!» – рассказывает Найпак.

Волонтеры Красного Креста собирают гуманитарную помощь для жителей Украины. Паневежис, Литва. 26 февраля 2022 года. Фото: Phil Loftus / Capital pictures / Forum

По словам оппозиционера, общение с беженцами убедило его в том, что он должен присоединиться к украинской армии. Яков связался с одним из украинских депутатов – тот пообещал, что его пропустят через границу и возьмут в ВСУ.

«Я попросил, чтобы рассмотрение моего прошения о предоставлении политического убежища было отложено, и 3 мая поехал в Польшу. На пограничном пункте Рава-Русская меня не пустили на территорию Украины. Молодой пограничник, которому лет двадцать пять, сказал, что я – москаль, и не стал меня слушать. Я ему сказал, что я украинец и говорю с ним на украинском языке. Сказал про обещания депутата и потребовал вызвать сотрудников СБУ для проверки. Он отказался. Он мог бы передать меня в СБУ, но сказал, что ему это неинтересно», – возмущается Найпак.

Когда Якова отказались пропустить на территорию Украины, он лег на землю возле погранпункта и записал видеообращение к Владимиру Зеленскому. В нем он заявил, что хочет получить политическое убежище в Украине.

В разговоре с «Вот Так» оппозиционер подтвердил, что понимает, как сложно в нынешних условиях украинским спецслужбам проверить благонадежность россиянина. Однако он приводит другой пример. Вице-президента «Газпромбанка» Игоря Волобуева, который заявил, что готов поддержать ВСУ, все-таки пустили на территорию Украины. После неудачной попытки вступить в ряды украинской армии Найпак поехал в украинское посольство в Польше, но там ему тоже отказали.

«Мне сказали, что в военное время проезд граждан России на украинскую территорию запрещен», – говорит Яков.

Сейчас оппозиционер подал прошение на получение политического убежища в Польше. Весьма вероятно, что его отправят обратно в Литву, так как, согласно Дублинской конвенции, страна, в которой иностранный гражданин попросил убежище, имеет право отправить его в «страну первого прибытия», то есть в пределы того государства, чьи границы он пересек первым.

Елена Уткина для «Вот Так»

 

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное