vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Ядовитый детский сад. Почему дети в Белгородской области ходят в учреждение с ртутью и радоном

Детский сад во время капитального ремонта. 2021 год. Фото: Александр Курчевский

Жители поселка Майский в Белгородской области не устают жаловаться на свой детский сад – за последние годы там обнаружили вредные для здоровья вещества, провели четыре капитальных ремонта, а также специальные мероприятия по удалению ртути и радиоактивного газа радона. Детский сад построили еще шесть лет назад, однако большую часть времени там находились не дети, а рабочие, которые устраняли неполадки. Тем не менее полностью закрывать учреждение власти пока что не собираются: сейчас родители каждое утро приводят своих детей в многострадальное здание.

Жители поселка Майский Белгородского района с нетерпением ждали открытия нового детского сада и жаловались на дефицит мест в других учреждениях. В 2015 году в Майском на улице Кирова открыли детский сад №4. Здание на сто мест построила местная компания «Строймонтаж БИЭИ». Районная администрация заключила с застройщиком муниципальный контракт с помощью электронного аукциона и заплатила бюджетные деньги за работы.

Дети заболели, стены потрескались

Радость родителей была недолгой – в мае 2017-го года сад закрыли, а детям пришлось вернуться в переполненные группы другого учреждения. В новом детсаду промок фундамент, потолочные перекрытия и стены начали трескаться. В то же время в крови у воспитанников учреждения нашли эозинофильный катионный белок (он участвует в развитии дерматита, астмы и различных аллергий – Ред.), содержание которого превышало норму в два раза. Об этом «Вот Так» рассказал бывший депутат Белгородского района, коммунист Александр Курчевский, к которому тогда обратились за помощью местные жители.

Александр Курчевский во время проверки в детском саде. Фото: из личного архива

«Дети, которые ходили туда, часто болели, стены детсада покрылись трещинами. Я считаю, что здание возвели с нарушением норм – без необходимых инженерно-геологических изысканий. Здание, как я думаю, построено на плывуне – почве, насыщенной водой, которая деформируется при механических воздействиях. Тогда же я предположил, что дети заболели из-за наличия в здании ядовитого газа радона. Я служил в химических войсках и имею представление о том, как радон воздействует на организм», – сообщил Курчевский.

Радон – это радиоактивный газ без запаха, цвета и вкуса. Он образуется в процессе природного радиоактивного распада урана, который присутствует во всех горных породах и почвах. В то же время радон, как отмечают специалисты Всемирной организации здравоохранения, – одна из главных причин развития рака легких.

Родители воспитанников тогда написали обращение заведующей детского сада и заявили, что у их детей после посещения появились проблемы с дыханием – некоторые из них стали часто кашлять. В крови одного ребенка медики обнаружили эозинофильный катионный белок. Показатели почти в два раза превышали норму. Врачи, по словам родителей, спросили: «Вы что, в Чернобыльской зоне были?»

При переводе в старое здание тревожные симптомы у дошкольников исчезли, улучшились результаты анализов. До этого, как утверждают родители, их дети постоянно пили лекарства и сидели на строгой диете, но ничего не помогало.

«Недобросовестный подрядчик»

Если радон можно обнаружить только в результате специальных исследований, то другие недостатки в здании детского сада были видны невооруженным взглядом, убежден Курчевский.

«В подвале потолки высотой в 3 метра, а не 1,8 метра, как положено по стандарту. Возможно, строители насыпали песка меньше, чем нужно. Фундаментные блоки разного размера, пустоты между ними заложены кирпичом. Блоки должны быть одного размера и без щелей между ними, иначе здание просядет! Сразу после приемки чиновники из районной администрации могли предъявить претензии к компании и запустить процесс по ее внесению в список недобросовестных подрядчиков. Но этого не сделали. Сейчас у владельца этой компании есть другая фирма, и он продолжает строить», – говорит Курчевский.

Состояние здания детского сада до ремонта. Трещины между блоками фундамента снаружи. Нет гидроизоляции. 2018 год. Фото: Александр Курчевский

Кроме того, из ответа Белгородской областной прокуратуры выяснилось, что разрешение на эксплуатацию местные власти выдали всего через 20 дней после разрешения на строительство.

Курчевский написал жалобы в надзорные органы и потребовал, чтобы районная администрация решила проблему. В администрации Белгородского района заявили, что эксперты, которые обследовали здание, рекомендовали укрепить фундамент. Деформация, как указано в ответах, произошла из-за подъема грунтовых вод.

Местные власти потребовали от компании компенсировать убытки, связанные с устранением недостатков. Согласно условиям мирового соглашения, застройщика обязали выплатить около 7,5 миллионов на ремонт, тогда как изначально администрация требовала почти 9,5 миллионов. По словам Курчевского, с тех пор было проведено уже четыре капремонта и общая сумма, по его подсчетам, перевалила за сто миллионов рублей. Это на 30 миллионов больше, чем стоил сам детский сад.

Бывший депутат также обратился в Роспотребнадзор. Он надеялся, что компанию после случившегося хотя бы внесут в реестр недобросовестных подрядчиков и заведут уголовное дело в отношении руководителя и чиновников, которые участвовали в приемке объекта. Из Роспотребнадзора пришел ответ: сотрудники районного отдела полиции не смогли провести проверку, так как детский сад был закрыт.

Четыре капремонта и бесконечные проверки

С 2018 года началась эпопея с бесконечными жалобами и ремонтами. По инициативе местных чиновников здание отремонтировали, в администрации тогда пообещали, что детский сад теперь будет в полном порядке. Тем не менее после этого специалисты санэпидемстанции обнаружили на втором этаже здания большую трещину, а в подвале – протечки: вода проникла через швы в фундаменте.

Инспекторы отметили, что здание не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Сотрудники инженерного центра, которые пришли со следующей проверкой, вообще сообщили, что не ручаются за безопасность постройки: резкие проблемы, по их словам, могли начаться во время любого паводка.

Состояние до ремонта. Трещины на несущей стене. 2018 год. Фото: Александр Курчевский

После очередного ремонта в здании, по словам Курчевского, просто перестали открываться некоторые двери. «Детсад опять закрыли, нижнюю часть дверей подстрогали, и открыли детское учреждение к 1 сентября. После этого двери опять заклинило», – говорит он.

В 2019 году в детский сад приехала еще одна комиссия, в нее, кроме местных чиновников, вошли также представители Роспотребнадзора. Тогда было решено разработать дорожную карту по восстановлению здания.

Ртуть в спальне и ядовитый газ

В январе 2020 года здание снова закрыли на капремонт – на стенах появились новые трещины. Во время строительных работ в одной из комнат, где раньше спали дети, обнаружили повышенное содержание ртути. Тогда с проверкой в очередной раз приехала санэпидемстанция: впрочем, специалисты нарушений так и не нашли. Следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела: связи между заболеваниями детей и повышенной концентрацией ядовитых веществ в ведомстве не нашли. Впрочем, в том же ответе говорится, что незадолго до проверки была проведена так называемая демеркуризация помещений, которая предполагает удаление ртути и ее соединений специальным хлорсодержащим составом.

В ноябре прошлого года комитет строительства администрации Белгородского района сообщил Курчевскому, что в здании провели специальные мероприятия по снижению уровня радона: рабочие отремонтировали вентиляцию, изолировали полы и утеплили потолок.

«Изначально администрация района заплатила за здание более 70 миллионов рублей. Часть средств была получена из федерального, часть – из областного бюджета. А потом на это здание тратились все новые и новые средства! Огромные затраты четвертого капитального ремонта подтверждают, что количество выявленного радона действительно опасно для здоровья детей и сотрудников детсада. В переводе на русский: все, кто с 2015 года знал о превышении в здании уровня радона, но ничего не сделал для обеспечения безопасности детей – преступники! А сотрудники правоохранительных органов, которые бездействовали после моих обращений – соучастники», – заявил «Вот Так» Курчевский.

Здание детского сада, 2021 год. Фото: Александр Курчевский

Кроме того, по словам активиста, специалисты так и не смогли установить источник неприятного, едкого, химического запаха, который он почувствовал во время проверки после мероприятий по удалению ртути. Курчевский полагает, что это результат того, что сотрудники детсада промыли стены из гипсокартона соляной кислотой, чтобы удалить остатки тех средств, которыми убирали ртуть. Гипсокартон, по его мнению, впитал опасные для здоровья вещества, и теперь они испаряются.

«Гипсокартон как минимум нельзя поливать жидкостью с соляной кислотой – удалять вредные вещества должны были профессионалы специальными средствами», – говорит Курчевский.

В самом начале этого года в детском саду провели газохроматографическое исследование воздуха, которое должно показать количество вредных веществ в нем. Пока что результаты не известны. Даже если в здании не найдут опасных для жизни газов, его все равно надо сносить, уверен Курчевский.

«Стены продолжают покрываться трещинами, что видно по плитам гипсокартона. А что там с несущими стенами под гипсокартоном? Вскрытие покажет? Кто первым возьмет на себя ответственность и даст положительное заключение о безопасном нахождении детей в этом детском концла… саду? Центр гигиены и эпидемиологии, Белгражданпроект, РОНО? Кто из них готов отдать в этот детский сад своих детей и внуков?» – написал активист на своей странице в соцсетях.

Курчевский считает, что власти не хотят признавать здание аварийным и сносить его, потому что такое решение должно спровоцировать ряд уголовных дел в отношении не только работников районной администрации, но и всех ответственных сотрудников контролирующих органов.

Еще один общественный деятель и правозащитник Евгений Соколов также написал серию жалоб по поводу детского сада в поселке Майский. Правда, по его обращениям ни застройщиков, ни чиновников к ответственности также не привлекли: в официальных ответах из разных ведомств говорится лишь о том, что все необходимые меры уже приняты, а оснований для возбуждения уголовных дел нет.

«Целесообразно ли тратить деньги на четыре ремонта? Не проще ли снести, взыскать деньги с застройщика и построить заново? Если действительно здание было построено без надлежащих исследований грунта, то все последующие попытки починить потрескавшиеся стены и фундамент бесполезны. Сколько бюджетных средств будет выкинуто на ветер? И зачем? Чтобы сделать вид, что здание не аварийное?» – задается вопросом Соколов.

Администрация детского сада на официальном сайте выражает надежду, что он «обеспечит вас объективной и точной информацией о дошкольном учреждении». Тем не менее данных об устранении ртути и радона там не содержится, зато указано, что в учреждении работают «женщины, несущие тепло своих сердец детям».

Татьяна Григорьева для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное