vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Ни тела, ни зарплаты, ни гробовых. Семья военного с Алтая полгода пытается получить деньги за его гибель

Ильяс Сурасманов. Фото: vk.com Коллаж: «Вот Так»

Семья жителя алтайского села Ильяса Сурасманова, который, по всей видимости, погиб в Украине, уже семь месяцев бьется с государством за выплату денежной компенсации. Родственникам младшего сержанта приходят отписки то из воинской части, то из Минобороны. В официальных ответах статус Сурасманова указывают по-разному: сперва его признали без вести пропавшим, затем погибшим, после чего вновь перевели в категорию тех, кого не могут найти.

26-летний Ильяс Сурасманов в последний раз выходил на связь с родными 24 июня. Тогда он сообщил, что находится в Белгородской области. В июле мать Ильяса, 44-летняя Айана Мызина, занялась поисками сына. Его сослуживцы рассказали женщине, что младший сержант Сурасманов погиб от выстрела в шею под Изюмом в Харьковской области. С тех пор Айана и жена Ильяса Алтынай безуспешно пытаются получить тело военного и положенную выплату за его смерть.

Попытка вырваться из нищеты

Ильяс Сурасманов жил на Алтае, в селе Оро Усть-Канского района, где всего насчитывается 212 жителей. По словам родственников Ильяса, в Оро заработать себе на жизнь очень сложно. Сезонная работа по сбору и продаже кедровых орехов — одна из немногих возможностей получить хоть какие-то деньги. В районном центре вакансий мало, а зарплаты мизерные, поэтому служба в армии по контракту для сельских жителей — едва ли не единственный способ вырваться из нищеты.

После срочной службы в армии в 2018 году Сурасманов заключил контракт и остался на Курильских островах, на острове Итуруп. Мать рассказывает, что еще задолго до начала войны с Украиной вместе с невесткой они просили Ильяса уйти со службы. «Я еще несколько лет назад уговаривала, чувствовала, что будет война», — говорит Айана Мызина.

История
История кубанского казака, расстрелявшего в пьяном угаре трех человек. Из тюрьмы он ушел на фронт и погиб — его похоронили как героя
26.01.2023 09:45

В марте 2022 года Сурасманов женился. Ильяс собирался построить дом: для этого, как говорит его жена Алтынай, он взял в банке кредит на 300 тыс. рублей. Чтобы отдать его, пошел на фронт — так Сурасманов летом прошлого года оказался в Харьковской область под Изюмом, где на тот момент шли ожесточенные бои.

На сайте «Книга палачей украинского народа», где собрана информация о российских военных, принимавших участие в войне с Украиной, указано, что Ильяс Сурасманов служил в третьем взводе третьей роты мотострелкового батальона военной части № 71436. На сайте говорится, что он — ефрейтор и старший оператор мотострелкового взвода. В профайле есть настоящая фотография Сурасманова. Информация о том, жив ли он, уточняется. В российских документах, которые есть в распоряжении редакции, написано, что Ильяс — младший сержант и командир отделения.

Ильяс Сурасманов на сайте «Книга палачей украинского народа». Коллаж: «Вот Так»

«Тела нет, дела нет»

Мать Ильяса Сурасманова неоднократно писала в Министерство обороны и просила найти сына — живого или мертвого. В июле 2022 года Айана Мызина сделала ДНК-тест, с тех пор она надеется, что останки сына смогут найти и идентифицировать.

Сначала Ильяс числился без вести пропавшим, об этом говорилось в выписке из военной части. Затем, в ноябре 2022 года, Айане Мызиной пришел ответ из управления военной полиции: в письме речь шла о том, что ее сын находится в списках погибших, а его тело, вероятно, — на территории, подконтрольной Украине. «Военнослужащий с достоинством и честью выполнил свой воинский долг, внес весомый вклад в приближение победы над украинскими националистами», — было указано в ответе.

История
Доброволец, осужденный за нападение на офицера. История Александра Лешкова — военного, разочаровавшегося в государстве
17.01.2023 13:39

Впрочем, в январе 2023-го года Мызиной пришло новое письмо из военной полиции: в нем говорилось, что ее сын включен в списки пропавших без вести (все письма с ответами на обращения матери Сурасманова есть в распоряжении редакции). Тему «гробовых» во всех письмах игнорируют, хотя Мызина неоднократно указывала, что до сих пор не получила обещанную государством компенсацию в 5 млн рублей. Из-за того что ее сын теперь числится пропавшим без вести, рассмотрение вопроса по выплате приостановили.

«Я сто раз писала, нет никаких ответов. Я хочу, чтобы вернули тело сына и заплатили, как положено по закону. Сейчас получается, что тела нет, дела нет», — говорит Мызина.

Справка

Адвокат по военным делам Максим Гребенюк в разговоре с «Вот Так» уточняет, что, в соответствии с российским законодательством, пропавший без вести военнослужащий может быть объявлен судом умершим не раньше чем через два года после окончания военных действий. Поскольку конфликт с Украиной продолжается, сроки признания военнослужащего погибшим могут быть любыми. В некоторых случаях, отмечает адвокат, родственникам все-таки удается добиться выплат, предоставив доказательства гибели бойца. По словам Гребенюка, к нему часто обращаются родные погибших военных, которых записывают в категорию пропавших без вести. «Если нет тела, то только так и бывает», — говорит адвокат.

Кроме положенной выплаты, родственники не могут получить большую часть зарплаты, которая приходила на карту Сурасманова, — ее он забрал с собой на фронт. На этом же недоступном счете остались и 300 тыс. рублей, взятые семьей в кредит. Мать и жена военного утверждают, что банк продолжает списывать с карты ежемесячно по 16 тыс. рублей, хотя власти обещали кредитные каникулы для тех, кто уйдет на фронт. Фактически, говорит Айана Мызина, от участия Ильяса в военных действия выгоду получил только банк — семья погибшего почти никаких денег так и не увидела.

Жена Ильяса Алтынай рассказала «Вот Так», что в течение первых трех месяцев с того момента, как ее муж уехал на фронт, ему приходила зарплата — от 60 до 80 тыс. рублей в месяц. Потом и эти поступления прекратились. Получить зарплату Ильяса Алтынай удалось лишь дважды: для этого она писала в Сбербанк заявления о том, чтобы деньги перечислили на ее счет, поскольку карта мужа утеряна. От сослуживцев Ильяса женщина узнала, что муж носил банковскую карту в сумке — ее, как и тело военнослужащего, найти не смогли.

Справка

На правительственном портале Объясняем.рф говорится, что минимальная зарплата военнослужащих по контракту, которые находятся в зоне «СВО», составляет 195 тыс. рублей. Столько должны получать рядовые, зарплата командиров взводов и батальонов — более 200 тыс. рублей. При этом в случае участия в наступательной операции каждый боец должен дополнительно получать 8 тыс. рублей в день.

Ильяс Сурасманов с женой. Фото: vk.com Коллаж: «Вот Так»

Из села Оро Алтынай пришлось уехать — сейчас она работает кассиром в магазине «Глория Джинс» в Горно-Алтайске и снимает жилье за свой счет. За квартиру на окраине города она отдает 10 тыс. рублей, еще часть денег уходит на коммунальные расходы. За аренду квартиры ближе к центру нужно платить 20–25 тыс. — это примерно столько же, сколько получает в среднем кассир или продавец. «Перспектив никаких. Зарплата 25–30 тысяч, не больше. Но как-то живут [люди], выживают, несмотря на кредиты», — говорит Алтынай.

«Активный человечек»

Алтынай говорит, что пыталась отговорить мужа идти на войну и была категорически против этой идеи. В то же время она считает, что российские военные «отдали жизнь, защищая ее и других россиян». В статусе в вотсап у нее стоит буква Z и российский флаг.

«Мы живем на этой земле, это наша родина, наша земля! Мы всегда за мир во всем мире! Конечно, никто не хочет войны, скорее бы уже все закончилось. Очень жалко парней, мужчин, которые отдали жизнь, защищая нас. Это очень больно, больно смотреть, что творится вокруг. Муж осознанно шел на Украину, вместе с остальными сослуживцами он обещал вернуться. И то, что его до сих пор нет, я не верю. Его больше полугода нет на связи, я до сих пор в шоке, почему так. Понятия не имею, где он, очень хочу, чтобы его наконец уже нашли», — рассказывает Алтынай. От кого житель алтайского села защищал своих земляков, находясь на территории Украины, супруга военного пояснить не смогла.

История
Список Вотановского. Военный пенсионер ищет на Кубани могилы погибших на войне в Украине — за это ему угрожают убийством «Вот Так» поговорил с Вотановским и проанализировал его список
06.02.2023 13:56

Ильяс увлекался футболом, участвовал во всех мероприятиях и соревнованиях «Он у меня активный человечек», — подчеркивает Алтынай. Вся его жизнь, по словам супруги, — это армия, куда он пошел после окончания школы и остался служить по контракту. В работе Сурасманова все устраивало, обучаться другой профессии никогда не хотел.

Расторгать контракт Ильяс не собирался: он надеялся получить статус военного пенсионера, построить дом и обеспечить семью. На войну он пошел, потому что «не мог бросить друзей-сослуживцев».

Регина Бергер для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное