vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Поднять зарплату и нанять на полставки. Как Россия до сих пор живет поручениями Путина 2012 года

В некоторых регионах приблизиться к показателям “майских указов” пытались хотя бы на бумаге. Например, учителю поднимали зарплату, но переводили на полставки – и он получал как и прежде. На снимке: школьный урок в деревне Большие Хутора в 440 км к западу от Москвы. Снимок носит иллюстративный характер.
Фото: Василий Федосенко / Reuters / Forum

Владимир Путин поручил правительству проверить, соответствуют ли зарплаты бюджетников “майским указам”, принятым девять лет назад. Тогда он обещал, что медики и преподаватели уже совсем скоро станут жить значительно лучше. “Вот Так” выяснил, почему этого так и не произошло.

В течение ближайшего месяца правительство и руководство регионов на местах должны выяснить, соответствуют ли «целевым показателям» зарплаты сотрудников бюджетной сферы. Речь идет о так называемых майских указах, принятых еще в 2012 году. В документе под названием «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» прописаны несколько пунктов, которые обязаны были выполнить регионы. В частности, значительно поднять зарплаты медикам, преподавателям и деятелям культуры.

Говорится в нем и о повышении пенсий, о создании профессиональных стандартов, а также о поддержке НКО и помощи инвалидам. Причем большей части показателей Россия должна была достичь максимум к 2018 году. Однако в реальности планы так и остались нереализованными.

Изначально мимо

Опрошенные “Вот Так” эксперты сходятся в том, что сама идея устанавливать зарплаты по всей стране указами порочна. «У нас рынок, страна разнообразная, условия везде разные. И если зарплаты, например, учителям и врачам выплачиваются из бюджета местного самоуправления, то как можно давать команду тратить какие-то деньги и при этом никак не подкреплять приказ финансированием? Это противоречит федеративному устройству страны, это противоречит независимости местного самоуправления, это идея командной вертикали, которая в очередной раз показывает, что она не работает. Поэтому мы их с 2012 года и обсуждаем», – говорит политик Сергей Цыпляев, работавший над Конституцией еще в 1993 году в качестве эксперта группы регионов.

После принятия «майских указов» регионы активно демонстрировали, что пытаются их исполнять. В реальности это, как и ожидалось, было крайне сложно сделать. У каждого субъекта свой бюджет, поэтому для некоторых регионов президентские указы стали настоящей катастрофой. Чтобы отчитаться о проделанной работе, чиновники сокращали целые статьи расходов. Где-то полностью пропадало финансирование, например, дорожного ремонта, где-то деньги «снимали» с капитального ремонта зданий и коммуникаций.

«Это дезорганизует реальную хозяйственную жизнь в регионах. Да, вы можете ставить подобные политические задачи, вы можете ставить задачи перед своей партийной вертикалью, чтобы она на местах начала выискивать варианты, но у людей должна быть возможность самим решать вопросы как местному самоуправлению. Они не должны выполнять приказы, даже приходящие от президента. Это архаическое устройство государственной власти», – подчеркнул Сергей Цыпляев.

Как обмануть указ и оставить все как есть

Год принятия “майских указов” – это год выборов и протестов, напоминает экономист Дмитрий Прокофьев. По его мнению, основная проблема этих документов, как ни парадоксально, заключается в том, что они мотивируют ответственных за исполнение не к росту, а к снижению средних зарплат.

«Они сформулированы таким образом, что предусматривают не абсолютные цифры – сколько именно должна быть зарплата научного работника или медика, а привязаны к средней зарплате по регионам. В итоге получается, что руководителю региона, чтобы обеспечить исполнение этого указа, нет смысла бороться за повышение зарплат в целом по его субъекту. Иначе по указам ему придется больше платить», – пояснил он.

При этом в современной России, говорит Прокофьев, взят негласный курс на снижение доходов – это генеральная линия. «Естественно, эти указы вошли с ней в противоречие. С одной стороны, было требование повышать доходы, а с другой стороны, все понимали, что рост доходов противоречит более важным приоритетам власти – это сохранение валютной выручки и накопление резервов», – уверен эксперт.

“Майские указы” стали своеобразным ориентиром для власти во многих российских регионах – руководители пытались максимально приблизиться к установленным показателям хотя бы на бумаге. Делалось это, например, так: сотрудник работал на полную ставку, скажем, 100 рублей. Теперь ставку подняли до 200 рублей, но сотрудника перевели на полставки. В итоге он все равно получал столько же, сколько и прежде.

«И подобная практика была достаточно распространена, в частности, в высшем образовании и медицине, – вспоминает Цыпляев. – Вы можете установить любой уровень минимальной зарплаты, а дальше будут либо ликвидироваться рабочие места, либо люди будут переходить на нелегальную работу, либо их будут переводить на полставки или четверть ставки, но они будут выполнять ту же самую работу и за те же деньги, что и раньше. А по бумагам у вас все будет очень замечательно. Это напоминает идею барона Мюнхгаузена вытащить самого себя за волосы из болота».

Обновлено
В Госдуме РФ предложили наказывать по УК за фейки о росте цен на продукты
09.03.2021 07:43

Перемены на бумаге

“Майские указы” 2012 года, по мнению многих специалистов, невыполнимы при нынешнем уровне российской экономики. «Если вы хотите, чтобы у вас лучше было с медициной и образованием, оставьте деньги муниципалитетам, уменьшите изъятие денег в федеральный бюджет. Но они вместо этого только увеличивают. Поэтому реальная финансовая политика правительства противоречит идеям, сформулированным в указах. Следовательно, они не могут выполняться», – считает Цыпляев.

Если же посмотреть, как менялись заявленные в указах показатели в течение последних восьми лет, то можно констатировать, что большинство из них действительно остались только на бумаге.

По любви к принятию каких бы то ни было указов Владимира Путина можно, хоть и с оговорками, сравнить с Александром III, считает историк Максим Кузахметов. «Император также прятался, только не в бункере, а в Гатчинском дворце. Тоже очень любил указы и распоряжения. Ненавидел совещания и конституции, все это было ему отвратительно. И фактически он был за возвращение крепостного права», – напомнил историк.

Ирина Ананина для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное