vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Хуже ГУЛАГа». Правозащитники про решение ФСИН отправить осужденных очищать Арктику

Рабочий во время ликвидации разлива дизельного топлива на ТЭЦ № 3, эксплуатируемой Норильско-Таймырской энергетической компанией (НТЭК) в Норильске. 15 июня 2020 года. Снимок носит иллюстративный характер.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС / Forum

ФСИН рассматривает возможность отправлять осужденных на очистку территорий Арктики от загрязнений, включая последствия аварии под Норильском. Подобные работы требуют особой квалификации и подготовки, считают эксперты. А привлекать для этого осужденных – нецелесообразно ни с экологической точки зрения, ни с экономической. Но главное – это может угрожать их здоровью.

Привлечение осужденных на расчищение Арктики обсуждали 12 марта на итоговой коллегии ФСИН. Директор службы Александр Калашников рассказал, что ведомство уже достигло договоренностей с руководством Красноярского края и администрацией Норильска. Его слова передают ТАСС и «Интерфакс», но из сообщений не ясно, идет ли речь о заключенных колоний или осужденных на принудительные работы. В конце 2020 г. начальник управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества ФСИН Елена Коробкова говорила, что осужденных уже привлекали к работам по ликвидации последствий разлива топлива под Норильском.

Речь идет об утечке 21 тонны дизельного топлива на ТЭЦ «Норникеля», случившейся в мае прошлого года. В Greenpeace разлив назвали крупнейшей в истории экологической катастрофой в заполярной Арктике.

Новости
ФСИН может отправить заключенных расчищать Арктику
12.03.2021 16:29

Рабский труд под прикрытием закона

Судя по сообщения СМИ, ФСИН планирует направить на очистку Арктики осужденных к принудительным работам, полагает юрист Правозащитного центра «Мемориал» (внесен Минюстом РФ в реестр НКО-иностранных агентов) Татьяна Глушкова. И согласно УИК, осужденных могут привлекать к работам на Крайнем Севере и связанным с вредными или опасными условиями.

«Другое дело, что в отношении них должны соблюдаться все нормы трудового законодательства, касающиеся таких работ. А вот с этим с огромной вероятностью возникнут проблемы», – говорит Глушкова.

Правозащитники считают, что организация труда в учреждениях ФСИН России равносильна рабству. Об этом говорится в докладе, который 12 некоммерческих организаций в 2020 году направили в Комитет по правам человека ООН. В 2019 году Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям провел исследование, согласно которому 52% опрошенных бывших заключенных знают о случаях трудового рабства в колониях или сами являлись его жертвами.

«В таких условиях полагать, что в отношении осужденных будут соблюдаться требования к особым — вредным или опасным — условиям труда, было бы попросту наивно», – говорит Глушкова.

Лишают права на здоровье

Решение ФСИН не соответствует ни международной практике, ни здравому смыслу, считает председатель «Комитета против пыток» и член Совета по правам человека Игорь Каляпин. Поскольку решение экологических проблем, тем более связанных с масштабными катастрофами требует сложных технических работ и высокой квалификации работников.

«Любой пожар, разлив, обвал, опасная экологическая ситуация требуют вмешательства специалистов. Только у нас могут додуматься самых немотивированных, самых низкоквалифицированных и не всегда законопослушных люде отправлять на такие работы. Даже если речь идет об исправительных центрах, а не заключенных колоний, это совершенно не подготовленные люди», – уверен Каляпин.

Правозащитник считает, что работы в особой климатической зоне в условиях низких температур могут быть просто опасными для здоровья неподготовленных людей. Тем более если речь идет о работах в зоне экологической катастрофы, связанной с токсичными летучими веществами.

«Это решение в духе старой советской недоброй традиции – любую беду заваливать телами и трупами. Если людей бросят на расчистку загрязненных рек и земель – это будет даже хуже ГУЛАГа. Там либо лес валили, либо какие-то канавы копали. Заключенный – это, прежде всего, человек, он имеет такое же прав на охрану здоровья и безопасности, как и любой другой. Его свободы лишили, а не права на здоровье и человеческое достоинство», – говорит Каляпин.

Экономика ГУЛАГа

Каляпин также уверен, что работа осужденных в Арктике не имеет и экономической целесообразности. За осужденными нужно следить, их нужно сторожить, рассуждает он. Кроме того работа осужденных, не замотивированных людей не эффективна.

«На моей памяти в последние четверть века таких безумных экспериментов не проводили. И даже в позднесоветский период ума хватало такие вещи не делать. Это и ГУЛАГовская философия, что заключенные – люди третьего сорта, которых не жалко. И наше российская черта, когда объявляют о грандиозных масштабных проектах, не просчитав ничего – сколько это будет стоить, какие будут последствия», – рассуждает Каляпин.

Елена Вавина / Вот Так

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное