vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Россия превратила крупнейшую АЭС Европы в военную базу. «Вот Так» узнал, где на Запорожской станции спрятан БТР и чем ее отключение грозит Украине

Интерьер поврежденного здания комплекса Запорожской атомной электростанции в Энергодаре, Украина. 16 марта 2022 года
Интерьер поврежденного здания комплекса Запорожской атомной электростанции в Энергодаре, Украина. 16 марта 2022 года
Фото: National Nuclear Energy Generati / Reuters / Forum

Крупнейшая атомная электростанция в Европе — Запорожская — уже пятый месяц под оккупацией. За это время россияне превратили ее ​​в военную базу: развернули там батареи тяжелой артиллерии и установили противопехотные мины. Линия фронта, по последним данным, проходит всего лишь в нескольких километрах от АЭС. Подобное происходит впервые в истории человечества и грозит масштабной катастрофой.

Чтобы понять, как сейчас функционирует АЭС, зачем она нужна России и к каким последствиям может привести ее разрушение, корреспондентка «Вот Так» Юлия Колтак пообщалась с экспертами и оставшимся работать на станции сотрудником.

В конце июня ядерный регулятор ООН в течение трех дней не имел никакой информации о том, что происходит на АЭС — там на время отключилось оборудование, которое используется для передачи данных. Это уже второй случай после вторжения РФ, когда штаб-квартира Международного агентства атомной энергии в Вене потеряла связь с приборами, обычно передающими записи с камер наблюдения и показания безопасности на станции.

Согласно украинским протоколам ядерной безопасности, для управления рабочими компонентами АЭС нужно большое количество сотрудников. По словам специалистов-ядерщиков, которые приводит The Wall Street Journal, оккупация создает опасную ситуацию: во-первых, увеличивается вероятность ошибок из-за стресса, во-вторых, работники могут просто покинуть станцию в поисках убежища на подконтрольных Украине территориях.

На территории Запорожской АЭС сейчас находится более пятисот российских солдат, рассказали «Вот Так» сотрудники станции на условиях анонимности. Большая часть персонала АЭС пока остается на своих местах: из 15 тысяч энергетиков работают около 10 тысяч. С одним из работников станции редакции удалось связаться по телефону: Кирилл (имя героя изменено из соображений безопасности) остается в Энергодаре и рассчитывает на скорейшее освобождение города.

Российский танк, накрытый сеткой, возле Запорожской АЭС. Энергодар, Украина. 16 марта 2022 года Фото: National Nuclear Energy Generati / Reuters / Forum

«Последствия могут быть хуже, чем в Чернобыле»

Каждый работник АЭС на проходной теперь проходит процедуру досмотра: на станцию, например, запретили проносить смартфоны — можно пользоваться только телефонами без камеры и доступа к интернету. Внутрь самих энергоблоков российские военные обычно не заходят, зато сотрудники АЭС едва ли не каждый день встречаются с ними ранним утром — солдат выводят на пробежку.

Атомная электростанция, по словам Кирилла, все больше похожа на военный объект: на территории появились окопы, возле резервной дизель-генераторной станции припаркован БТР, накрытый камуфляжной сеткой.

«В начале недели, когда шел с работы, видел, как выезжало их три машины и сзади пушки — особо не разбираюсь, артиллерия какая-то. Обитают они [российские военные] около охлаждающих бассейнов, там есть парковка всей техники, стоят пушки и палатки, где они живут. А еще снайперы их лазят по первому специальному корпусу», — говорит Кирилл корреспонденту «Вот Так».

В последние дни среди сотрудников АЭС распространился слух, что российские военные собираются осушить один из охлаждающих бассейнов, чтобы проверить, не спрятано ли там украинское оружие.

«Скажу так: эти бассейны осушать нельзя ни в коем случае, это охлаждение ядерных установок. Тем более [нельзя осушать] в жару, как сейчас, под 40 градусов. Ядерное топливо начнет не охлаждаться, а наоборот, нагреваться, и может быть выброс. Да и найти там что-то будет невозможно, там метровый слой ила на дне», — комментирует Кирилл.

Также работники атомной электростанции переживают, что какой-нибудь снаряд попадет в сухое хранилище отработанного ядерного топлива. Если его не трогать, то оно вполне безопасно — уже охлажденное топливо покрывается там метровым слоем бетона.

«Если они каким-то образом попадут в это хранилище и разобьют бетон, то пойдет выброс. Последствия могут быть хуже, чем в Чернобыле. К примеру, там блоки были 400мВт, тут же на станции — 1000мВт. И их шесть штук», — рассказывает Кирилл.

Шесть ядерных реакторов на Запорожской АЭС. Энергодар, Украина. 9 июля 2019 года Фото: Dmytro Smolyenko / Zuma Press / Forum

«Они поняли, что у атомщиков есть деньги»

Сейчас станция работает не на всю мощность — полноценно функционируют только два блока из шести. Дело в том, что раньше главным потребителем вырабатываемой энергии был мариупольский завод «Азовсталь», который российские войска фактически сравняла с землей.

Интервью
«Города сейчас как такового нет». Рассказ очевидца об оккупированном Мариуполе
23.06.2022 10:09

По словам сотрудников станции, серьезные проблемы возникнут в том случае, если российские военные потребуют остановить два работающих блока. После остановки ядерное топливо должно еще долгое время охлаждаться — если процедуру нарушить, то «может быть беда». Кроме того, вновь запустить эти два блока будет проблематично: для этого понадобится пар с местной теплоэлектростанции, а она сейчас выведена из строя.

Несмотря на все сложности, сотрудники АЭС продолжают получать зарплату от украинских властей — деньги поступают на карточки. Впрочем, чтобы расплатиться, например, в магазине, эти суммы приходится обналичивать, а сделать это не так просто: комиссия у обнальщиков обычно составляет 5–10%, к моменту выплаты зарплат и авансов у атомщиков ее поднимают до 15%.

Иногда некоторые сотрудники атомной электростанции в Энергодаре пропадают — их задерживают военные РФ.

«Скажем так, они поняли, что в этом городе у атомщиков есть деньги, поэтому забирают под различными бредовыми предлогами: то комендантский час нарушил, то выпил в общественном месте, то что-то в какой-то группе написал плохое про русских, извините за выражение, гондонов. И требуют выкуп — суммы разные: 30, 50, 70 тыс. гривен (1–2,3 тыс. долларов. — Ред.)», — говорит Кирилл.

В начале июля украинские СМИ сообщили, что российские солдаты до смерти замучили Андрея Гончарука, одного из водолазов Запорожской АЭС. По словам городского главы Энергодара Дмитрия Орлова, военные из РФ потребовали от Гончарука нырнуть в брызгальный бассейн АЭС, а после отказа жестоко избили его. В состоянии комы водолаза доставили в больницу Энергодара: там он, не приходя в сознание, скончался от полученных травм.

«Пришли к нему домой, выломали дверь, избили его очень сильно, обыскали всю квартиру и уехали. Он в коме был, потом умер. Причины, на самом деле, не особо понятны; он когда-то участвовал в Чеченской войне, может быть, из-за этого [напали]. А может, из-за того, что отказался нырять в брызгальный бассейн АЭС, который они осушить собираются», — делится подробностями истории Кирилл.

Кроме военных, на АЭС появляются и гражданские из числа россиян. Так, каждую среду на собрании руководителей разных подразделений появляется русский «начальник». Простым рабочим не докладывают, что обсуждается на этих совещаниях, однако недавно среди сотрудников распространился слух — речь зашла о «референдуме» в Энергодаре, который якобы запланирован на 11 сентября.

Также рабочие между собой говорят о том, что уже с начала осени их официально трудоустроят в «Росатом». Однако технически встроить АЭС в российскую энергетическую систему пока что не получится, уверен Кирилл:

«На счет перевода в Росатом: в данный момент это невозможно сделать физически. Нет линий электропередач в Россию или в тот же Крым».

Эвакуация мирных жителей из Энергодара, Украина. 9 марта 2022 года Фото: Patrick Tombola / Laif / Forum

Чтобы понять, как сейчас функционирует АЭС, зачем она нужна России и к каким последствиям может привести ее разрушение, корреспондентка «Вот Так» Юлия Колтак пообщалась с экспертами и оставшимся работать на станции сотрудником.

Зачем России Запорожская АЭС?

Еще в середине мая вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил, что Запорожская АЭС будет работать на Россию в том случае, если энергосистема Украины не будет принимать электроэнергию со станции и платить за нее.

«Я могу предположить, что Запорожскую АЭС будут использовать для энергоснабжения оккупированной части Украины. Ходят упорные слухи о восстановлении линии электропередач для подачи электроэнергии в оккупированный Крым. Это было бы логично, но не с точки зрения права и морали, а с точки зрения механических действий, потому что во времена СССР, действительно, электроэнергия ЗАЭС туда [на территории, оккупированные сейчас Россией] поступала», — утверждает инженер-физик, эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского Социально-экологического Союза Андрей Ожаровский.

По его словам, без посещения площадки независимыми экспертами оценить различные риски, которые российские фугасы, артиллерия и солдаты представляют для двух действующих реакторов станции, практически невозможно.

«С первого дня [оккупации] ЗАЭС там присутствовали сотрудники “Росатома”, это следует из докладов МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергетике. — Ред.). Таким образом, российская государственная корпорация участвовала в захвате этой АЭС — такое, собственно, впервые в мире происходит. Нигде раньше работающие атомные станции не подвергались насильственному захвату вследствие военных действий», — отмечает Ожаровский.

Даже специалисты в области ядерной физики не понимают, кто сейчас несет ответственность за радиационную безопасность на АЭС. Формально на станции работает персонал, нанятый украинский «Энергоатомом», вместе с тем очевидно, что концерн сейчас не может полноценно контролировать ядерные установки. «Росатом», специалисты которого появились на станции, официально так и не заявил, что ЗАЭС перешла под его его руководство.

«Долго такая правовая неопределенность продолжаться не будет: я думаю, это станет предметом большого разбирательства МАГАТЭ, которая неоднократно выражала озабоченность и выставляла ряд требований России», — говорит Ожаровский в комментарии “Вот Так”.

МАГАТЭ в течение нескольких месяцев безуспешно пыталось договориться с российскими властями о безопасном проходе специалистов для проведения инспекции на объекте. В итоге агентство заявило, что почти все семь принципов ядерной безопасности на АЭС не соблюдаются.

К так называемым «столпам безопасности» относится, например, физическая целостность здания, регулярный дистанционный мониторинг радиации и постоянный поток запасных частей, топлива и расходных материалов.

Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси при этом заявил, что запасы обогащенного урана и обогащенного плутония с завода не пропали — теоретически их можно было бы обогатить до более высокого, оружейного уровня. И все же агентство высказывает серьезную обеспокоенность по поводу сложившейся ситуации.

«Это то, что сейчас не дает нам спать по ночам», — сказал Гросси во время майского выступления в Швейцарии.

Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси общается с представителями СМИ во время посещения Чернобыльской атомной электростанции в Чернобыле, Украина. 26 апреля 2022 года Фото: Reuters / Forum

Что будет с украинской энергетикой без ЗАЭС?

Эксперты пока что скептически смотрят на возможность вернуть атомную электростанцию под контроль Украины в ближайшее время. Пока что силы ВСУ сосредоточены на других направлениях — в частности, украинские войска пытаются отбить Харьковскую область и Херсон.

«Похоже, что это одна из тактик России — взять критически важную инфраструктуру и использовать ее в качестве щита. Мы не собираемся штурмовать завод. Единственный способ сделать это — окружить его, захватить прилегающие районы и попросить их [российских военных] уйти», — сказал бывший министр обороны Украины Андрей Загороднюк.

Интервью
«Мы радуемся, когда слышим взрывы». Жительница Херсона рассказала «Вот Так» о трех месяцах оккупации
15.06.2022 16:20

Сколько продлится оккупация Энергодара — предположить сложно, однако тарифы на электроэнергию, как и на другие коммунальные услуги, для украинского населения не поднимутся, объясняет “Вот Так” украинский экс-министр по вопросам ЖКХ, заместитель главы парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Алексей Кучеренко:

«Тут вопрос в том, а будет ли электроэнергия из-за оккупации? Сейчас есть связь со станцией, она работает даже в таких условиях. Система электроснабжения в Украине сейчас сбалансированная, дефицита нет за счет того, что потребление сократилось на 35% (предприятия остановились, люди уехали за границу), а что будет дальше — непонятно».

Пока россияне продолжают устраивать провокации, игнорируя меры безопасности. 10 июля на ЗАЭС привезли провластного блогера Артемия Лебедева, сообщила пресс-служба украинского «Энергоатома». В заявлении сказано, что военные РФ силой заставили руководство станции допустить Лебедева и представителя “Росатома” к блочному щиту управления одного из энергоблоков и другим помещениям с ограниченным доступом. Сообщалось, что украинских сотрудников станции могут принудить к интервью для сюжета, в котором расскажут об успешной работе ЗАЭС под контролем России.

Юлия Колтак для “Вот Так”

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное