vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Анчартед: На картах не значится». Приключенческое кино по одноименной видеоигре

Уолберг и Холланд в баре в одной из сцен Uncharted

Марк Уолберг (слева) сыграл в Uncharted Виктора «Салли» Салливана, наставника Нейтана Дрейка (Том Холланд, справа). Когда фильм находился в разработке в 2010 году, Дрейка должен был сыграть сам Уолберг. Фото: Sony Pictures/ Planet / Forum

В прокат вышел фильм «Анчартед: На картах не значится» – долгожданная экранизация серии игр Uncharted режиссера Рубена Фляйшера с Томом Холландом и Марком Уолбергом в главных ролях. Специально для «Вот так» Роман Черкасов рассказывает об этой приключенческой картине про старинные карты, мрачные подземелья и несметные сокровища.

Нейтан Дрейк (Том Холланд) подрабатывает барменом, промышляет мелкими кражами, хочет настоящих приключений и тоскует по своему старшему брату Сэму, который пропал много лет назад и сперва хотя бы слал открытки, а потом и это перестал. Однажды перед юношей возникает опытный авантюрист Виктор Салливан (Марк Уолберг), «для друзей просто Салли», и предлагает Нейтану вместе заняться поисками неких хорошо спрятанных сокровищ мореплавателя Магеллана.

Героям предстоит разгадывать квесты, грабить аукционы, рыскать по подземельям и падать из самолета. А еще соперничать с конкурирующей фирмой в лице испанского богача Сантьяго Монкады (Антонио Бандерас) и его головорезов.

Проект киноадаптации популярной серии видеоигр Uncharted был в разработке много лет, аж с 2008, и за это время поменялось несколько концепций, режиссеров и претендентов на роль Нейтана Дрейка (среди которых были Нейтан Филлион и все тот же Марк Уолберг, сыгравший в итоге Салли). Путаная производственная эпопея не внушала оптимизма, а, принимая во внимание, что экранизация видеоигр – жанр, категорически не заряженный на удачу, скептическое отношение к этой затее выглядело вполне оправданным. Однако ж все получилось куда лучше, чем можно было ожидать.

Было решено не переносить на экран сюжет игры, а сочинить свою собственную историю, события которой происходят до событий игровой серии. Нейтан Дрейк еще молодой, у Салли еще нет усов (сцена после титров закрывает этот слегка беспокоящий вопрос), вот так вот они познакомились, и вот таким было их первое дело.

Бандерас с картой в одной из сцен Uncharted

Сантьяго Монкада (Антонио Бандерас). Фото: Sony Pictures/ Planet / Forum

Раз уж авторы позволили себе отступить от священного сюжетного канона, важной задачей для них становится не потерять связь с миром игры, не дать зрителю забыть, что он смотрит вообще-то экранизацию или, по крайней мере, фильм «по мотивам». И авторы, конечно, стараются обозначить это всеми доступными способами. Комбинируют свою картину из сюжетных ходов и эпизодов, взятых из Uncharted 3 и Uncharted 4. Действия героев нередко воспроизводят игровые механики: им приходится то перемещаться в пространстве при помощи прыжков, то решать головоломки. И, по сложившейся традиции, чтобы задобрить геймеров, картина богато аранжируется фансервисом – начиная со всяких шуточек и заканчивая, например, внезапным камео актера Нолана Норта, который озвучивал Дрейка во всех четырех частях серии.

Когда-то гейм-студия Naughty Dog задумывала Uncharted, ориентируясь на фильмы об Индиане Джонсе; их же берет за образец и экранизация. Режиссер Рубен Фляйшер, конечно, не Спилберг, но суть художественного метода им схвачена верно. Индиана с блондинкой лазил по мрачным венецианским катакомбам, чтобы через канализационный люк выбраться на свет божий посреди уличного кафе на многолюдной площади.

Дрейк с брюнеткой исследует подземные ходы Барселоны, чтобы через проход в стене вылезти прямиком в диско-бар в разгар вечеринки. Разумеется, это никакой не плагиат, просто Фляйшер понял, как такое зрелище должно быть устроено и какие именно рычажки и пружины приводят конструкцию в движение.

Про сериалы и кино
«Мария. Спасти Москву», или Ковчег для Сталина. Спасибо Михаилу Эдельштейну, что посмотрел кино за нас
10.02.2022 07:00

Он снимает головокружительно легкое приключенческое кино – беззаботное и наивное, но не настолько, чтобы стать откровенно глупым или совсем уж детским. Самоироничное, но не настолько, чтобы все время зубоскалить над собственными приемами и этим обесценивать происходящее на экране. Он знает, где проходит граница и хорошо соблюдает необходимый баланс.

У него в фильме (редкий случай) совсем нет пустой болтовни, которой, руководствуясь принципом «а поговорить?», иные кинематографисты так любят разбавлять экшен в своих постановках. А сцена погони на летящих по воздуху фрегатах – придуманная специально для фильма, ее нет в играх – дает такой ядреный синтез китча, сюрреализма и постмодернистской игры контекстами, что достойна стать классикой приключенческого жанра.

Конечно, кое-что можно было сделать и получше. Воздушный абордаж – идея воодушевляющая, но, к сожалению, вяло реализованная. Некоторые драки могли быть поизобретательнее. И еще в «На картах не значится» явная недоработка с антагонистами, которые совсем не прописаны. У Бандераса есть пара реплик, чтобы продемонстрировать злодейскую харизму, но кроме этой пары реплик ему ничего интересного не придумали. Наемница Брэддок (Тати Габриэль) эффектно выглядит, и только. И как-то так получается, что самым убедительным и запоминающимся из злодеев оказывается подручный громила-шотландец – персонаж даже не второго, а третьего плана. Все-таки при наличии Бандераса и эффектно выглядящей Габриэль так быть не должно.

Холланд и Али в сцене Uncharted

Нейтан Дрейк (Том Холланд) и его девушка и помощница Хлоя Фрейзер (София Али). Фото: Sony Pictures/ Planet / Forum

Зато с главными героями в «Анчартед» все в порядке. Холланд выступает в амплуа застенчивого, постоянно извиняющегося Питера Паркера, но есть подозрение, что это, хотя бы отчасти, лукавая маска, которой его герой-пройдоха пользуется для прикрытия: уж слишком смело он смотрит в глаза, слишком уверенно охмуряет богатых дурочек в дорогих браслетах.

Уолберг пародирует свои брутальные роли и временами делает уморительно тупое лицо, но это тоже выглядит маскировкой отпетого мошенника – уже просто потому, что не может же быть у живого человека настолько тупого лица. Один старый, другой малый, герои похожи друг на друга куда больше, чем им кажется (даже рост, как выясняется, почти одинаковый). Оба делают вид, что им плевать, но, конечно же, мы наблюдаем начало прекрасной дружбы.

Насколько у Фляйшнера получилась экранизация игры – вопрос спорный. Но у него получилось хорошее приключенческое кино про поиск сокровищ, сделанное в старых традициях. Настолько старых, что мы уж думали, такого больше не делают.

Роман Черкасов

 

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное