vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Дальше — война со странами НАТО. Политолог Александр Морозов о развитии событий в Украине

Пилот F-35 Lightning II ВВС США, прикомандированный к 48-му истребительному авиаполку, во время предполетной проверкой на авиабазе Амари в Эстонии. 1 марта 2022 года.
Пилот F-35 Lightning II ВВС США, прикомандированный к 48-му истребительному авиаполку, во время предполетной проверкой на авиабазе Амари в Эстонии. 1 марта 2022 года.
Фото: U.S Air Force / Zuma Press / Forum

Война в Украине с большой вероятностью приведет к войне со странами НАТО, считает политолог Александр Морозов. Он рассказал нашим коллегам с телеканала «Белсат», зачем Владимиру Путину звонят европейские лидеры, может ли российский президент приказать атаковать Литву и чем может закончится война для России.

Как вы относитесь к информации, что только Владимир Путин и Сергей Шойгу хотят войны, а все остальные не хотят продолжать этот кровавый конфликт?

Я думаю, что есть основания так считать. Из того, что доходит из Москвы, известно, что люди в шоке. Предполагался, вероятно, другой сценарий, поскольку течение войны тяжелым пятном ложится на начальство всего уровня в России. Все понимают, что это не специальная военная операция, а агрессия. Все видят, что число жертв растет достаточно быстро. При этом хорошо видно и то, что это же самое начальство пытается искать оправдание или объяснение, почему это происходит, чтобы каким-то образом сохранить систему власти в России.

А как вы оцениваете намерения и возможности Путина продолжать эту войну? Ведь она слишком дорого ему обходится. Уже $30 млрд потрачено, более 12 тыс. погибших российских солдат, по данным украинской стороны. Затянется ли это надолго?

Нет никаких свидетельств, что Путин хотел бы завершить эту операцию. И нет никаких надежд, что она будет остановлена, пока сам Путин находится у власти или пока не произошли новые экстремальные события, которые повернули бы ситуацию к новому решению с его стороны. Очевидно, что ставится задача захватить большую территорию на востоке Украины.

Расходы, которые несет страна… Дело не только в военных расходах. Все понимают в Москве и в крупных городах России, что экономические потери в связи с глобальным бойкотом, который только нарастает, пока сложно посчитать. Неслучайно висит в воздухе слово «дефолт», который ряд рейтинговых агентств предсказывает на середину апреля.

Глядя на это, человек, который остается на позициях рациональности, должен эту войну остановить. Поэтому сейчас все сомневаются, насколько рационален Путин. Потому что те приобретения, которые он получит, не сопоставимы с теми потерями, которые Российская Федерация понесет.

«Вот Так» рассказывал, какие европейские компании уже прекратили сотрудничество с Россией: «Компании, которые ушли из России. Полный список»

Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер германии Олаф Шольц 75 минут разговаривали с Путиным. По итогам Макрон заявил, что Путин не проявил намерений остановить войну и что украинские власти нарушают права человека. Как вы оцениваете эти постоянные звонки Путину из западных столиц? Было такое сравнение, что Гитлеру никто не звонил и не телеграфировал, когда он напал на Польшу.

Я думаю, что звонки эти объясняются тем, что до вступления в военные действия страны Запада должны сделать все, чтобы в будущем на них не легла вина за то, что случилась большая война в Европе с участием нескольких государств. Поэтому делаются такие дипломатические усилия, чтобы в дальнейшем заявить: «Мы сделали все, что могли».

Ситуация быстро движется к тому, чтобы ситуативный альянс нескольких стран вступил в войну. Ведь через месяц будет не два миллиона беженцев [в Европе], а семь или десять миллионов. Количество гражданских жертв будет катастрофически больше: не полторы тысячи, а 15‒20 тыс. Это означает, что перед крупными европейскими странами будет стоять вопрос: что делать дальше?

И несомненно, что дальше – война [в Европе]. Надо к этому быть готовым.

Путин действительно во время звонков повторяет одну и ту же риторику, которая не ведет ни к понижению градуса войны, ни к ее остановке. Риторика не предполагает никакой переговорной позиции. Если так, то, значит, впереди тяжелое решение о подключении к борьбе Киева каких-то других европейских государств.

«Вот Так» следит за главными событиями российского вторжения в Украину в режиме онлайн:«Война Путина с Украиной»

Вам кажется, что это последняя возможность попытаться призвать Путина остановить эту войну? Были тревожащие сообщения, что следующей целью Путина станет Литва. Но с учетом финансовых и человеческих потерь России вам кажется такой сценарий реальным?

Мне не кажется реальным сценарием масштабное военное нападение на балтийские страны. Но невозможно исключать провокацию, экстремальный военный шаг в отношении Литвы или даже Польши. Неслучайно [президент США] Джо Байден в заявлении подчеркнул два дня назад, что Соединенные Штаты и НАТО будут защищать даже один дюйм территории Альянса, если там что-то произойдет со стороны Кремля. Он подчеркивает, что обостряется ситуация.

Таким же существенным было заявление [генсека НАТО] Йенса Столтенберга два дня назад, что НАТО не будет участвовать в войне, но ситуация может выйти из-под контроля. Это он подчеркнул впервые. Значит и для руководства НАТО стоит вопрос, что делать дальше, кроме военно-технической поддержки, которая сейчас оказывается, в случае если количество гражданских жертв и беженцев создаст самую большую гуманитарную катастрофу на территории Европы.

Мы еще знаем, что НАТО начинает военные учения на территории Норвегии, а Норвегия граничит с Россией. Как вам кажется, это делается, чтобы отвлечь Путина и чтобы часть войск перегруппировалась на границу с Норвегией или для другой цели?

Эти учения плановые. Но мы также видим, что структуры НАТО активно готовятся к обороне на восточном фланге. Увеличивается количество военнослужащих, подтягивается авиация. Иначе говоря, военная инфраструктура НАТО активно готовится к тому, чтобы защищать себя на восточном фланге, но одновременно это создает возможность поддержки Украины на каком-то следующем этапе.

Моя коллега вспомнила, что Литва может стать следующей жертвой российской агрессии. Про это сказал руководитель Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов. Мне кажется, что еще до войны, до аннексии Крыма, посол России в Литве говорил, что РФ нужен доступ к Калининградской области, и было бы здорово сделать такую экстерриториальную дорогу. Это серьезная угроза?

Я с этим согласен. Никто из политических или военных советников в мире не относится к таким словам как к угрожающей риторике. К ним относятся как к сценарию, к которому нужно быть готовыми.

Нападение на Литву, конечно, исключать невозможно. Тем более вопрос «в какой форме Александр Лукашенко собирается участвовать в действиях Кремля на территории Восточной Европы» не снимается.

Если вспомнить слова Лукашенко, которые он постоянно повторяет, что его войска должны защитить Россию от удара в спину, то, разумеется, под этими словами имеются в виду Литва или Польша.

Как Путин будет выходить из этой войны? Что он может предъявить своей внутренней аудитории как победу?

Это очень большой и трудный вопрос. Российскому народу он может предъявить всего-навсего якобы защиту Донецкой и Луганской «народных республик» и даже их расширение — как мы видим, есть попытки сформировать «Херсонскую народную республику». Но он не сможет предъявить выход из войны как успешный гигантской группе людей: политической, военной, культурной среде России. Они хорошо видят, что война неудачная. Что это гигантское поражение, уже сейчас, на данный момент.

Прекрасно все понимают в России, что результатом войны будет падение страны в нищету. Утрата всякой перспективы экономического роста. То, что последствия войны скажутся на каждой семье в России, все уже понимают.

Комментарий
«Нас коснется все, что коснулось немецкого народа». Виктор Шендерович — о послевоенном будущем России
11.03.2022 21:28

В этом смысле у Путина плохая ситуация. У него нет хорошего выхода. Лучшим вариантом был бы уход в отставку и оставление руководства страной пусть и старой группе людей. Они во всяком случае могли бы закончить эту войну. Многие понимают в России, что, даже в историческом плане глядя, случаются у государства и неудачные войны. Надо это признавать и жить дальше.

Да, это превращается для Путина в Крымскую войну XIX века или Русско-японскую войну начала XX века. Итог — поражение. Но при этом те люди, которые будут у власти дальше, должны будут найти мужественный ответ перед собственным народом. Придется признавать и нести ответственность. Да, надо идти на это.

Хватит ли у Путина мужества [на уход в отставку и передачу власти]? Мне кажется, нет. Он находится, как нам всем кажется, в состоянии способности движения только дальше к катастрофе.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное