vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Убийства, наркотики, избиения. «Вот Так» узнал, за что российские суды прощают участников войны

Иллюстрация: «Вот Так»
Иллюстрация: «Вот Так»

Участие в войне в 97% случаев помогает россиянам смягчить наказание за преступление. «Вот Так» пришел к такому выводу, изучив 60 приговоров гарнизонных военных судов, вынесенных за последние полгода, и сравнив их с подобными кейсами в гражданских судах. Чаще всего военным шли на уступки по таким статьям, как вождение в пьяном виде или покупка и хранение наркотиков. Рассказываем подробно о случаях, когда «боевые заслуги» спасали военнослужащих от суровых наказаний.

Оказался за рулем боевой машины без прав

Военнослужащий грузил самоходную артиллерийскую машину 2С19 МСТА-С на специальную платформу, но «в силу незнания устройства и технических возможностей» уронил ее на стоящего рядом человека, следует из текста приговора Курского гарнизонного военного суда. Пострадавший погиб от полученных травм. Однако, как утверждается в решении суда, обвиняемый в итоге «загладил причиненный преступлением вред» и дело по ч. 2 ст. 350 УК РФ (нарушение правил управления боевой техникой, повлекшее за собой смерть человека по неосторожности) было прекращено в связи с примирением сторон.

Другой военнослужащий, Андрей Соболев, без водительских прав оказался за рулем буксируемой специальной машины. Как говорится в приговоре, «в ходе движения он отвлекся от дорожной обстановки и выехал на обочину, где наехал на стоящий автомобиль <…>, который от удара продвинулся вперед и совершил наезд на впереди стоящий автомобиль и стоящего между ними А. [мужчину]». В результате наезда А. погиб. При этом, как отмечает Ростовский гарнизонный военный суд, обвиняемый якобы говорил командованию, что у него есть водительские права. Соболеву дали 2 года лишения свободы условно по ч. 2 ст. 350 УК РФ и на такой же срок запретили водить машину.

В обоих случаях в качестве смягчающих обстоятельств при вынесении решения учитывается, что обвиняемые положительно характеризуются по службе, имеют награды и участвовали в «специальной военной операции». Чаще всего приговоры в отношении военных за последние полгода касались вождения в нетрезвом виде, причем пьяными за руль садились, как правило, те, кого уже есть судимость за подобное нарушение (ч. 2 ст. 264.1 УК РФ).

График: «Вот Так»

Выехал пьяным за счет отчима

Курский гарнизонный военный суд 5 июня 2023 года приговорил к штрафу в 50 тыс. рублей и лишению прав на 2 года сержанта, служащего по контракту в войсковой части 34667 (имя и фамилия не называются). Военного признали виновным по ч. 1 ст. 264.1 (управление автомобилем в нетрезвом виде лицом, которого уже судили за пьянство за рулем). Полиция остановила его ночью за рулем «Лады Весты», и алкотестер показал наличие в выдыхаемом им воздухе 1,580 мг/л этилового спирта. Это равноценно приблизительно бутылке водки.

«Скидки» по этой статье получают не только военные, но и их родственники. Ростовский гарнизонный военный суд приговорил обвиняемого в вождении в нетрезвом виде (ч. 1 ст. 264.1 УК РФ) Вячеслава Лидашова к штрафу в размере 230 тыс. рублей с лишением прав на 2 года и 6 месяцев. В качестве смягчающего обстоятельства суд учел тот факт, что отчим Левашова участвует в «СВО».

История
«Действует сухой закон, но все бухие». Как устроен черный рынок водки, которую покупают российские военные
08.08.2023 15:15

По ч. 1 ст. 264.1 УК РФ большинство участников войны получили штрафы, избежав реальных сроков. Средний штраф для них составил около 161 тыс. рублей, как и для обвиняемых в гражданских делах. При этом в судах общей юрисдикции более чем в половине случаев (54,33%) по этой части статьи обвиняемых, не связанных с участием в войне, сажали.

Военные, осужденные по ч. 2 ст. 264.1 УК РФ (управление автомобилем в состоянии опьянения лицом, уже имевшим судимость по этой статье), получали только штрафы — в среднем 350 тыс. рублей. Согласно статистике гражданских судов, всего за 2022 год по ч. 2 ст. 264.1 осудили 7 894 гражданских, из них 99,53% получили реальные сроки.

Иллюстрация: «Вот Так»

Купил мефедрон и спрятал в носок

Военнослужащий Иван Довбня в Ростове-на-Дону купил через интернет почти два грамма мефедрона, откопал закладку в лесу и спрятал пакетик с порошком в носок. На следующий день его остановила полиция и нашла наркотики, говорится в приговоре Ростовского военного гарнизонного суда. В решении отмечается, что суд учел участие обвиняемого в «СВО», а также то, что Довбня воспитывался в неполной семье и отрицательно характеризуется по месту службы. Военному вынесли приговор по ч. 1 ст. 228 УК РФ (хранение, перевозка и изготовление наркотиков без цели сбыта) и назначили штраф в размере 20 тыс. рублей.

По ч. 1 ст. 228 УК РФ в делах, изученных «Вот Так», военные получали штрафы. В делах гражданских судов по этой статье каждого четвертого приговаривали к лишению свободы. По ч. 2 ст. 228 УК РФ (хранение, перевозка и изготовление наркотиков без цели сбыта в крупном размере) военные получали по 3 года лишения свободы условно. Гражданские в подавляющем большинстве случаев (99,62%) получали реальные сроки, а не штрафы или условное наказание.

При этом, как отмечала «Медиазона», условные сроки для солдат, которые не хотят дальше воевать, хуже реальных, поскольку указ Путина о мобилизации не только сделал контракты военных бессрочными, но и оставил им всего три основания для увольнения: признание негодным к службе, достижение предельного возраста службы и наказание в виде лишения свободы. В итоге получившие условный срок солдаты снова отправляются на фронт.

Не растопил баню — получил по голове

Подполковник войсковой части 90450 (его имя в приговоре не называется) в СНТ «Вишенка» Ленинградской области избил подчиненного ковшом по голове из-за того, что тот не растопил баню. Подполковник признал свою вину, но лишь частично.

Пострадавший Живухин рассказал суду, что офицер отправил его растапливать баню на территории военной части, но отсыревшие дрова плохо разгорались. Через час, зайдя в баню, подполковник обнаружил, что она еще не топлена, и ударил подчиненного несколько раз по голове ковшом так, что рассек ему лоб и поставил синяк под правым глазом. При этом свидетели обвинения отмечали, что офицер в момент совершения преступления был пьян.

Курский гарнизонный военный суд учел в качестве смягчающего обстоятельства в том числе тот факт, что подполковник принимает участие в «СВО». В итоге обвиняемого признали виновным в превышении должностных полномочий (ч. 1 и п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ) и приговорили к штрафу в размере 50 тыс. рублей.

История
«Выжил — молодец, нет — ну, бывает». Как и за что на фронте наказывают российских военных
06.09.2023 12:08

В другом приговоре по ч. 3 ст. 286 УК РФ суд признал виновным в превышении должностных полномочий военнослужащего Домрачева Е. А. Как говорится в документе, Домрачев был недоволен тем, что один из его подчиненных обсуждает с сослуживцами результаты выполнения боевых задач, «а также его нерасторопностью при исполнении отданного им распоряжения». Из-за этого он нанес подчиненному удар ладонью по лицу и не менее трех ударов кулаком в область головы. Потерпевшему диагностировали «двусторонний перелом нижней челюсти со смещением отломков в области обоих восьмых зубов».

Домрачев объяснил суду, что «мотивом для применения насилия послужило поведение подчиненного, который сам лично не принимал участие в боевых действиях, однако обсуждал с сослуживцами результаты выполнения боевых задач в зоне СВО, что, по его мнению, могло негативным образом повлиять на морально-психологическое состояние военнослужащих подразделения». В результате военнослужащего приговорили к штрафу в размере 200 тыс. рублей.

Оба примера иллюстрируют типичные ситуации с приговорами военным по ч. 1 и 3 ст. 286 УК РФ. Все обвиняемые в делах, проанализированных «Вот Так», получали штрафы от 50 до 200 тыс. рублей. Реальный срок никто из военных не получил.

Суды общей юрисдикции тоже обычно выносят штрафы по ч. 1 ст. 286 УК РФ: лишь каждый десятый получил реальный срок, остальные несколько сотен человек — штрафы. Никто из 33 должностных лиц, приговоренных по этой статье к лишению свободы, не получил срок больше 3 лет (максимальная санкция статьи — 4 года).

А вот по ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусматривающей превышение полномочий с применением насилия, оружия или с причинением тяжких последствий, реальные сроки получили чуть больше половины осужденных в гражданских судах (53,57%), всего осуждено 252 человека, 117 оштрафованы.

Таблица: «Вот Так»

Украл солярку, чтобы починить военную технику

В большинстве приговоров по ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата) военные пытались продать казенную солярку. Начальник склада горючего и смазочных материалов в войсковой части 24679, обвиняемый по одному из таких дел, признал вину, но утверждал, что «решил продать дизельное топливо в размере 2000 литров за 30 000 рублей, желая отремонтировать за вырученные деньги вверенную по службе технику». Однако суд пришел к выводу, что своими действиями он причинил государству имущественный вред в размере 85 тыс. рублей. В итоге его приговорили к штрафу в размере 100 тыс. рублей.

В качестве смягчающего обстоятельства суд учел участие обвиняемого в войне. «Вот Так» не может судить, влияет ли в общем это обстоятельство на приговор в подобных делах среди военных, поскольку таких дел в открытом доступе всего несколько. В них военных приговаривали к штрафу, сумма которого в среднем 100 тыс. рублей.

Среди обвиняемых в гражданских делах по этой статье каждый пятый получал срок, всего был осужден 601 человек, 478 человек были оштрафованы, средний штраф составил 115 526,36 рублей.

Нашел патроны в багажнике

Во многих делах по ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия) военнослужащие якобы забывают выложить патроны из куртки или оружие из сумки и привозят его домой с войны. В одном из приговоров, который изучил «Вот Так», сказано, что военный заявил, мол, патроны ему подбросили.

Как следует из решения суда, командир отделения Роман Филиппов незаконно перевозил в принадлежащем ему автомобиле «Лада Гранта» 287 патронов калибра 5×45 мм. Филиппов свою вину не признал. Он рассказал, что пока ехал, его несколько раз останавливали сотрудники ДПС для проверки и ничего запрещенного в машине не обнаружили. После одной из таких остановок его доставили в МУ МВД России «Серпуховское» для проверки и пока он давал показания в отделении, в его багажнике неожиданно обнаружили мешок с патронами. По словам Филиппова, чей это мешок и как он оказался в багажнике его машины, он не знает. Но суд отверг доводы военного и приговорил его к штрафу в размере 50 тыс. рублей. Участие в «СВО» в деле было учтено.

По ч. 1 ст. 222 УК РФ военные получали от 1 года до 5 лет условно, а несколько человек, как и Филиппов, отделались штрафами от 50 до 70 тыс. рублей.

В судах общей юрисдикции по ч. 1 ст. 222 УК РФ трое из четырех обвиняемых получили реальные сроки. Всего был осужден 341 человек, из них 80 оштрафованы.

Убил сослуживца за разговоры

«Вот Так» изучил также 10 приговоров участникам боевых действий в Украине по ст. 105 УК РФ («Убийство») за последние полгода. Во всех случаях наказание не отличается от того, что обычно выносится не военным. Согласно судебной статистике судов общей юрисдикции в 2022 году по этой статье все осужденные получили сроки, при этом большинство (2129 из 4214) были осуждены на срок от 5 до 8 лет.

В одном из случаев военнослужащий Алексеев И. А. убил некоего О. в блиндаже в пункте временной дислокации войсковой части. Как говорится в документе суда, «на почве внезапно возникших неприязненных отношений во время конфликта с О., который применил к нему насилие и вел себя агрессивно, желая лишить его жизни, произвел один выстрел в область головы О. из снайперской винтовки Драгунова, от чего последний скончался».

Новости
Суд приговорил к 8 годам колонии российского военного, который убил сослуживца во время пьянки и пытался сымитировать его похищение
16.08.2023 23:22

Как следует из показаний свидетелей, незадолго до убийства Алексеев и О. распивали спиртные напитки и конфликт произошел из-за того, что О. слишком громко разговаривал. Алексеев якобы сделал ему замечание, а О. в ответ ударил Алексеева по лицу и направил на него винтовку. На этом конфликт был исчерпан, но ночью, когда все легли спать, Алексеев подошел к О., и «поскольку тот применял к нему физическое насилие», выстрелил спящему в голову. После этого Алексеев попытался избавиться от трупа О., спрятав его в колее грунтовой дороги, говорится в приговоре.

При этом в качестве смягчающего обстоятельства суд признал «противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления», а также тот факт, что Алексеев является участником «СВО» и у него есть награды и поощрения. В итоге Алексеева признали виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, и приговорили его к 8 годам колонии строгого режима.

суды военные

Иллюстрация: «Вот Так»

В ряде случаев участие в войне никак не влияет на решение суда. Так, в апелляции на меру пресечения по одному из дел суд отказался отпустить обвиняемого под домашний арест, отметив, что факт его добровольного участия в «СВО» не влияет на законность принятого решения.

В некоторых же случаях служба и вовсе является отягчающим обстоятельством. В одном из приговоров суд заключил, что мобилизованный совершил преступление и из-за этого не выполнил свои воинские обязанности. «В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 “Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации” в Российской Федерации была объявлена частичная мобилизация и Савченков, в связи с этим, был призван на военную службу, а, совершив преступление, фактически избежал ее прохождения», — говорится в приговоре.

Солдаты-преступники нужны государству

В ноябре прошлого года «Важные истории» тоже проанализировали около 60 приговоров гарнизонных военных судов, вынесенных с начала войны, и выяснили, что суды смягчали наказание за участие в войне в 84% случаев. Тогда это только становилось тенденцией. Но 25 июля 2023 года Верховный суд признал участие в войне основанием для освобождения от наказания.

Проанализировав судебную практику в отношении военных за период с начала марта по конец августа 2023 года, «Вот Так» пришел к выводу, что теперь участие во вторжении в Украину реально влияет на смягчение наказаний военным практически во всех делах (97% случаев). В некоторых кейсах суды принимали во внимание даже денежные пожертвования российской армии от семьи обвиняемых. В одном случае в качестве смягчения вовсе засчитывалось намерение обвиняемого пойти воевать.

Адвокат Гаджи Алиев в разговоре с «Вот Так» отметил, что «сейчас вся практика, которая ранее была по военным делам и общей направленности, полностью переменилась с учетом “СВО”»:

«Участникам этой “операции” делают огромнейшие поблажки при назначении наказания, потому что лица, которые принимают участие в этой “операции”, нужны государству».

Вместе с тем, если речь идет о более тяжких преступлениях, военных судят так же, как и всех остальных.

Евгения Тамарченко

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное