vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Я чувствую себя во главе этой борьбы». Президент Аргентины хочет легализовать аборты к Новому году

«Зеленые» на улицах Буэнос-Айреса празднуют решение депутатов нижней палаты аргентинского парламента санкционировать законопроект по легализации абортов. 11 декабря 2020 года. Фото: Paula Acunzo / Zuma Press / Forum

Подготовленный правительством Аргентины законопроект отменяет уголовное наказание и разрешает добровольно прерывать беременность до 14 недели. Все расходы — за счет государства. Нижняя палата парламента одобрила уже закон. Очередь – за сенатом.

Раннее летнее утро в Буэнос-Айресе. На площади у Национального парламента десятки тысяч человек. Слева — зеленые, сторонники легализации аборта. Справа — голубые, противники. Между ними двойной забор, полоса отчуждения и черные фигуры полицейских. Тысячи уставших лиц, в основном женских, молодых и не очень, внимательно следят за трансляцией из нижней палаты парламента. Манифестанты провели на площади всю ночь. После 22 часов дебатов в прямом эфире (пять минут высказаться каждому народному избраннику) депутаты голосуют по историческому для страны закону — о легальном, безопасном и бесплатном аборте.

131 голос — за. 117 — против. Шестеро воздержались. Слева от парламента радостные крики, объятия, шарики, мишура и зеленый дым. Справа — разочарование и злоба. В социальные сети отправляются призывы митинговать по всей стране, не платить налоги и жаловаться в конституционный суд. Голубые верят, что история повторится. В итоге они все равно выиграют, и в Аргентине продолжит действовать уголовный кодекс 1921 года. По нему аборт — убийство. Законно беременность можно прервать только в двух случаях: изнасилование или угроза жизни матери. Иначе до четырех лет тюрьмы для женщины, и до шести лет для врача.

Зеленые и голубые платки

По данным Amnesty International, ежегодно в Аргентине подпольно прерывают до полумиллиона беременностей. С 1983 года, когда страна после военной диктатуры смогла вернуться к демократии, в результате нелегальных абортов умерли больше трех тысяч женщин. Сколько из них остались бесплодными и инвалидами, подсчитать невозможно.

Национальная кампания за легализацию началась пятнадцать лет назад. Ее символом стал зеленый платок. Организаторы выбрали этот цвет как никем не занятый. Правозащитники поднимали тему абортов при каждом удобном случае. Власть годами ее игнорировала. Даже во время правления в Аргентине первой в Латинской Америке женщины-президента (2009-2015 гг.) Кристины Киршнер.

Противница легализации абортов в день парламентских дебатов в Аргентине о законопроекте, отменяющем уголовное наказание за аборт и разрешении добровольно прерывать беременность до 14-й недели. 10 декабря 2020 года. Фото: Екатерина Базанова для Vot Tak TV

А потом к власти пришел ее главный политический противник, инженер и либерал Маурисио Макри. Сам он был против легализации. Но экономический кризис, пропавшая подводная лодка, падение рейтинга. И в 2018 году президент разрешил небывалое – внести законопроект об аборте в парламент. Тема из феминистской повестки превратилась в общенациональную.

Зеленые и голубые платки на запястьях, шеях, рюкзаках, сумках и вплетенные в волосы стали элементом повседневной уличной моды. И не только в Аргентине, во всей Латинской Америке, где добровольно прервать беременность можно только в Уругвае, Пуэрто-Рико, на Кубе и в двух штатах Мексики.

Законопроект в 2018 году нижняя палата аргентинского парламента одобрила, а сенат отклонил. Голубые праздновали победу, но не долго. Президент Макри не смог переизбраться. Страну в декабре прошлого года возглавил Альберто Фернандес, юрист, преподаватель уголовного права и активный сторонник легализации. Новый президент собирался заняться “зеленым” вопросом в первые же месяцы своего правления, но из-за пандемии коронавируса правительство смогло подготовить документ и отправить его в парламент лишь 17 ноября.

Что исправит закон об абортах

Законопроект разрешает добровольно прерывать беременность на сроке до 14 недель. После этого – только в случае изнасилования или при угрозе здоровью. Аборт обязаны произвести в течение 10 дней после обращения как в государственных, так и в частных больницах.

Врачи из-за религиозных или моральных убеждений имеют право отказаться, медицинское учреждение — нет. К пациентке должны относиться с уважением, предоставить всю необходимую информацию о прерывании беременности и не пытаться ее переубедить. В частных клиниках аборты должны быть включены в базовую страховку. В государственных расходы — за счет бюджета.

Женщины ждут перед зданием Национального конгресса в Буэнос-Айресе одобрения нижней палатой аргентинского парламента нового закона об абортах, который позволит делать аборт до 14-й недели беременности. 11 декабря 2020 года. Фото: Juan Ignacio Roncoroni / EFE / Forum

Кстати, о деньгах. В 2018 году звучало много претензий по поводу того, кто заплатит за аборты. В этот раз за два дня до дебатов CEPA (“Аргентинский центр политической экономики”) выпустил подробнейший доклад. Из него следует, что каждый год с осложнениями после подпольных абортов в больницы попадают больше сорока пяти тысяч женщин. Лечение одной пациентки стоит бюджету порядка 56700 песо (примерно $391). Таблетки «Мизопростол» для медикаментозного аборта обошлись бы государству в 21 раз дешевле.

«Я помню, как входила в отделение скорой помощи и видела этих женщин, совсем молоденьких и уже зрелых. Им приходилось удалять продырявленные таблетками перманганата калия матки. Чтобы прервать беременность, они использовали спицы для вязания. Они кричали от боли. И оставались на всю жизнь с хронической почечной недостаточностью или умирали после долгой агонии. Поверьте мне, каждое дежурство я говорила «Бог мой, однажды это нужно легализовать»», – вспоминала во время дебатов свои годы работы врачом депутат от провинции Катамарка Лусия Корпачи.

Сторонники легализации настаивают: женщины прерывают беременность, разрешает этот закон или нет. Аборт — вопрос не религии или морали, а медицины. Лучшее, что может сделать государство, — минимизировать опасность для жизни и здоровья женщин, которые хотят прервать беременность. Дать им возможность сделать это в больнице.

Нельзя заставлять рожать. Ядро национальной «зеленой» кампании составляют разные правозащитные организации, национальные и международные. Среди сторонниц и активисток – аргентинки самого разного возраста: от школьниц до пенсионерок.

“Защитники двух жизней” и полеты смерти

Противники — голубые – называют себя защитниками двух жизней. «Нерожденный ребенок, с научной точки зрения, – человек с момента зачатия», – настаивала депутат от провинции Тукуман Лидия Инес Аскарате. Аборт в этом случае — умышленное убийство. Противники легализации обвиняли президента Альберто Фернандеса, что он вынудил их, католиков, рассматривать законопроект за две недели до Рождества.

Говорили, что легализацией правительство пытается отвлечь аргентинцев от экономического кризиса и растущей бедности. Возмущались, что школьные программы по половому воспитанию плохо работают. Не верили статистике по госпитализации и смертности. В социальных сетях голубые предлагали зеленым стерилизоваться и самоуничтожиться.

В отличие от 2018 года, на площади у парламента противников легализации было заметно меньше, чем зеленых. Сами голубые признавали, что в столице их, может быть и меньше, но на национальном уровне — наоборот. Больше всего сторонников у них в северных, религиозных и консервативных провинциях, среди учеников католических школ и военных.

Женщины ждут перед зданием Национального конгресса Аргентины в Буэнос-Айресе одобрения нижней палатой аргентинского парламента нового закона об абортах, который позволит делать аборт до 14-й недели беременности. 11 декабря 2020 года. Фото: Juan Ignacio Roncoroni / EFE / Forum

Священники, естественно, агитировали против легализации. «Во время диктатуры церковь не интересовали две жизни. Пока беременных пытали током, священники благословляли полеты смерти», – напомнила им 90-летняя Нора Кортиньяс, одна из создательниц движения «Матери Площади мая».

Оно объединяет родственников жертв последней военной диктатуры (1976-1983 гг.). Сын Кортиньяс в числе 30 тысяч похищенных и убитых. Полеты смерти, когда накаченных транквилизаторами людей сбрасывали с самолетов в воду, были для той жуткой эпохи обычной практикой. Военные физически уничтожали всех, кто думал иначе и активно проявлял свою гражданскую позицию.

Священники, особенно высокопоставленные, не возражали. Жертвами диктатуры чаще всего были молодые люди. Убив родителей, военные незаконно отдавали их маленьких детей на усыновление в другие семьи. В Аргентине до сих пор продолжается процесс поиска «внуков Площади Мая». На данный момент 130 человек благодаря тестам ДНК узнали свое настоящее происхождение.

Одобренный аргентинскими депутатами законопроект о легализации аборта уже в верхней палате. Дата заседания еще не назначена, но скорее всего это будет 29 декабря. Пока расклад такой: 34 сенатора против, 33 – за. И четверо публично не высказали свою позицию.

Екатерина Базанова для Vot Tak TV

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное