vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Расследование». Самая датская драма о боли, смерти и море

В феврале на HBO вышел мини-сериал «Расследование», посвященный резонансному убийству шведской журналистки Ким Валль на частной подлодке датского изобретателя и бизнесмена Петера Мадсена. По жанру это полицейская драма, рассказывающая сложную, многоуровневую историю о преступлении, утрате и искуплении. И от нее остается очень непростое послевкусие.

История пропажи Ким Валль

«Расследование» – проект Тобиаса Линдхольма. Он в качестве сценариста работал над фильмом «Еще по одной», а в новом мини-сериале выступил еще и режиссером.

История о пропавшей в августе 2017 года журналистке, которая легла в основу нового проекта, освещалась, кажется, во всем мире. Слишком уж необычным был набор фактов.

30-летняя Ким Валль исчезла после того, как отправилась записать интервью с инженером Петером Мадсеном на его самодельной подводной лодке Nautilus. После пропажи журналистки 11 августа 2017 года самая большая частная подлодка в мире затонула. Мадсена спасли, а вот судьба Валль оставалась неизвестной, пока не было обнаружено ее изуродованное туловище. Тело женщины инженер расчленил. Голову и конечности журналистки удалось обнаружить только через несколько месяцев.

Ким Валль.
Фото: wikimedia commons

В апреле 2018 года Мадсена, отрицавшего вину и всячески пытавшегося запутать следователей, признали виновным в убийстве Валль и приговорили к пожизненному лишению свободы. А в октябре 2020 года изобретатель попытался сбежать из тюрьмы, захватив заложницу, но был задержан. За месяц до этого – во время записи документального фильма о событиях на “Наутилусе” – Мадсен фактически сознался в убийстве журналистки.

Подлодку, на борту которой оборвалась жизнь Ким Валль, уничтожили по решению суда.

Петер Мадсен.
Фото: wikimedia commons

Безликое зло

На удивление, описание подробностей смерти Ким Валль в текстах мировых СМИ гораздо более пугающее, чем в «Расследовании». Авторам этого скандинавского нуара удалось очень деликатно рассказать историю, не травмируя зрителя ее кровавыми деталями.

Главный герой нового мини-сериала – Йенс Меллер, глава отдела убийств полиции Копенгагена. Вместе с этим персонажем зритель пытается понять, действительно ли владелец подлодки совершил убийство журналистки.

Напомним, что во время расследования Петер Мадсен несколько раз менял в своих показаниях обстоятельства смерти журналистки, представляя ее несчастным случаем. И для каждой из таких версий полицейским из “Расследования” приходится искать новые опровергающие доказательства. Зрителю довольно обстоятельно рассказывают обо всех судебных и полицейских процедурах, которые проводились во время расследования.

Кадр из сериала “Расследование”

А вот главные действующие лица самой истории – жертва и ее убийца – на экране не появятся. Они здесь не лица, но образы и символы. Ким Валль трансформируется в воплощение добра и справедливости, в то время как Петер Мадсен представляется концентрированным злом. Напомним, на жестком диске мужчины даже обнаружили снафф-видео – ролики с демонстрацией реальных убийств, на которых женщин душат, пытают и обезглавливают.

Отсутствие антагониста-злодея делает невозможным появление у зрителя симпатии к инженеру-убийце. Ведь вместе с расследователями человек у экрана доходит до логического вывода: убийство журналистки было запланировано, ну а «идеальное преступление» Мадсена оказалось не таким идеальным.

Морское спокойствие смерти

«Расследование» полностью вписывается в традиции современного датского кинематографа с его размеренностью и траурным спокойствием. Это практически эталонный скандинавский нуар, максимально реалистичная криминальная драма, мрачная и очень острая.

При этом мир, в котором совершено страшное преступление, как бы замирает на экране. Широкий берег моря, леса и поля – все становится застывшим. Холодные тона, в которых показана история расследования, только добавляют этого ощущения.

Кадр из сериала “Расследование”

И в атмосфере этого замерзшего спокойствия просыпается стихия. Море, которое становится символом боли – такой же большой и неконтролируемой. Это странное сочетание недвижимости героев и бесконечного морского шторма делает историю убийства молодой женщины еще более пронзительной, рисует этакий противоречивый фон.

Хороший коп, плохой человек

Вечный вопрос отцов и детей в проекте поднимается через две сюжетные линии. Родители Ким Валль до последнего пытаются выяснить все обстоятельства смерти их дочери. Они гордятся работой Ким, журналистки New York Times, Guardian и журнала Vice, говорят о важности ее текстов. Из их рассказов следователь Йенс Меллер делает вывод:

«Ее погубила любознательность, вера в людей и смелость. Именно то, что мы хотим видеть в своих детях».

Отношения самого Меллера с его взрослой дочерью создают второй слой драмы. Эта сюжетная линия показывает расследователя как плохого отца, который всю жизнь ставил работу выше собственного ребенка. Такой диссонанс: хороший парень на работе, плохой парень дома, – создает очень неуютное ощущение от сюжета. Это тоже характерная черта скандинавского нуара – постоянное разочарование.

Кадр из сериала “Расследование”

Все, что касается убийства журналистки, заставляет мир вокруг как бы застыть, сделаться обреченным и холодным. Но пространство вокруг расследователя наполнено событиями. Главный герой помогает наказать преступника не только за убийство человека, но и за разрушение собственного мира, в который ворвалась чужая смерть.

Пожалуй, самая сильная и болезненная сцена в проекте – момент, когда мать Ким стоит на берегу моря и оплакивает своего единственного ребенка. На фоне этого горя поведение полицейского кажется просто чудовищным.

Этот контраст важен. Ведь Мадсен не был знаком с Ким Валль, и убил журналистку из идейных соображений. А Меллер, лицо правосудия, вдруг оказывается человеком, который практически осознанно приносит боль самым близким людям. Можно ли в таком случае назвать и его поведение тяжким преступлением, которое совершалось долгие годы? В конце авторы сериала даруют полицейскому прощение, помирив его с дочерью. В глазах режиссера Тобиаса Линдхольма, вероятно, некоторые преступления можно исправить. Вероятно.

Арина Бессонова / «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное