vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Цена возрождения Мариуполя: триллионы рублей и деградация российских городов

Женщина возле жилого дома в Мариуполе. 14 апреля 2022 года.
Женщина возле жилого дома в Мариуполе. 14 апреля 2022 года.
Фото: Александр Ермоченко / Reuters / Forum

В Мариуполе российские войска уничтожили 95% зданий, заявил Владимир Зеленский в одном из последних обращений. В городе не осталось ни одного не поврежденного обстрелами дома, многие здания разрушены полностью. При этом в Мариуполе не прекращаются бои с применением авиации и другой тяжелой техники, поэтому в какую сумму обойдется (видимо, России) его восстановление, остается большим вопросом. Журналисты «Вот Так» вместе с экспертами подсчитали ориентировочную стоимость возрождения Мариуполя, а также обсудили влияние войны на
украинские и российские города.

Цена войны

Рассчитывая необходимую на восстановление Мариуполя сумму, мы исходили из средней стоимости строительных работ в городах России по состоянию на 2021 год. Опрошенные «Вот Так» представители крупного девелоперского бизнеса сказали, что цена одного квадратного метра в жилом доме с учетом подведения всех коммуникаций (свет, газ, вода) обходится в среднем в 60 тыс. рублей. В итоге на одного члена семьи должно приходиться минимум 16 кв. метров. В наших расчетах мы будем отталкиваться от этой цифры.

В 2021 году в Мариуполе проживали около 432 тыс. человек. Несложная математика позволяет сказать, что на обустройство жилья для одного человека Россия должна потратить примерно 1,08 млн рублей. На всех – 466,56 млрд рублей. Важно понимать, что пока мы говорим исключительно о возведении дома – фактически коробки без инфраструктуры, благоустройства придомовой территории или дальнейшего обслуживания здания.

Репортаж
Захватить любой ценой. Зачем россиянам блокада Мариуполя
08.03.2022 22:21

Российская армия разбомбила не только жилые постройки, но и школы, детские сады. Владелец крупной строительной компании пояснил «Вот Так», что при проектировании средняя стоимость подобных объектов определяется из расчета 1 млн рублей на ребенка. До войны в Мариуполе было 67 школ, в которых учились 48,5 тыс. человек, а также 94 детсада, рассчитанных на 12,7 тыс. детей. И вновь простые подсчеты говорят, что Кремль должен потратить минимум 48,5 млрд на строительство школ и 12,7 млрд рублей – на детские сады.

Помимо домов и социальных учреждений в городе должны быть дороги (сейчас их практически нет). По информации местного Центра транспортных стратегий, протяженность мариупольских дорог – около 800 километров. В России средняя стоимость прокладки километра асфальтированной дороги оценивается примерно в 12 млн рублей. Таким образом, если речь идет о полной замене дорожной сети Мариуполя, то российский бюджет обязан выделить на эти цели 9,6 млрд рублей.

Вид на Мариуполь. 14 апреля 2022 года. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС / Forum

В итоге минимальная цена, которую должен заплатить Кремль за бомбежки одного из крупнейших украинских городов, составляет 537,4 млрд рублей, или $5,4 млрд. Причем в эту сумму не входят расходы на озеленение, благоустройство набережных, строительство культурных объектов, восстановление памятников и многое другое. $5,4 млрд – это деньги, необходимые только для начала новой жизни. Местные власти оценивают сумму, необходимую городу, в $10 млрд.

Будущее городов

Цену восстановления Мариуполя и других украинских городов мы обсудили не только со строителями. Украинский архитектор Анастасия Пономарёва – она родом из Донецкой области – считает, что портовый город после боевых действий не может ассоциироваться только с войной. «Независимо от того, что город пережил бомбежки и войну, он должен развиваться. Как человеку мне сложно пока представить, что будет дальше. Как урбанист-архитектор могу сказать, что Мариуполь не может быть мемориалом», – подчеркивает она.

Один из черниговских жилых микрорайонов, разрушенный в результате российских обстрелов. 11 апреля 2022 года. Фото: Celestino Arce Lavin / Zuma Press / Forum

Мариуполь разрушен, однако не стоит забывать об ущербе, который российские войска нанесли другим украинским городам. Урбанист Сергей Момотюк полагает, что областные центры возродят разными методами.

«В центр Чернигова попало только несколько ракет. Основной удар пришелся по окраинам, отстраивание которых, вероятнее всего, не будет предполагать реализацию каких-то невероятно современных проектов, – говорит Момотюк. – Скорее всего, для людей построят новые ЖК вместо разрушенных советских панелек. Насколько они будут инклюзивными – открытый вопрос. Но точно будут энергоэффективными».

«По Харькову уже появляется много разнообразных предложений по реконструкции поврежденных исторических сооружений. Свой интерес проявил даже Норман Фостер. Это, конечно, очень хорошо, но найдет ли страна деньги для реализации его проектов? – добавляет урбанист. – К тому же мэр Игорь Терехов отметил, что хочет строить многополосные дороги с развязками. Это значит, что мэрия Харькова не понимает последних урбанистических европейских тенденций и хочет пойти по советскому принципу — строить магистрали в областном центре, которые в итоге сыграют с ним плохую шутку».

Интервью
«Центр города – сплошная руина». Как живет Харьков под обстрелами России
03.03.2022 16:45

Польский урбанист и автор книг об архитектуре Куба Снопек указывает, что украинские города – Харьков, Одесса, Киев, Львов – сильно различаются по масштабу, морфологии, градостроительной сетке, этажности, наличию зелени, архитектуре, культуре использования городского пространства. По его мнению, украинские города не «советские города», «наоборот, это места пересечения многих культур и градостроительных идей, в том числе советской».

«Я уверен, что форма восстановленных после войны городов будет другая, чем до войны, – говорит Снопек. – Мы не знаем, кто будет ответствен за восстановление (что будут делать власти, что бизнес и так далее) и кто будет за это платить. Непонятно также, будут ли восстановленные города такого же размера, как до войны».

Он уточняет, что вряд ли появится новый архитектурный стиль: «Мне кажется, что из-за изменений законодательства и норм сильно поменяется морфология городов. Они могут стать плотнее, компактнее, это будет заметная разница. Подозреваю, что появится также большое количество новых публичных зданий – музеев, зданий администрации, судов, – которые будут коммуницировать ценности страны своей архитектурой».

«Уже несколько поколений архитекторов стараются создать современную украинскую архитектуру, – напоминает польский урбанист. – В центре Киева есть проект “4 квартала” – безумно интересный пример постмодернизма, старающийся еще в 1980-е годы переосмыслить локальную киевскую архитектуру. Совсем рядом существуют другие попытки создания новой формы: гениальный Театр на Подоле или не выдержавшая испытания временем Воздвиженка. Таких примеров – сотни по всей Украине. За последние годы к архитектурной дискуссии подключились политики, локальные активисты, репрезентанты бизнеса, академики. Киевская площадка CANactions проводила десятки лекций; новых украинских архитекторов учила Харьковская школа архитектуры. Во всех городах Украины появлялись локальные инициативы, защищающее наследие и улучшающие качество среды».

Советские города станут украинскими…

В последние несколько лет в Украине шла бурная дискуссия о том, что такое украинский город, говорит Снопек. Он уверен, что ее результатом станет четкое понимание, как восстановить уничтоженные россиянами города.

«Детали будут еще уточняться, но общее направление, на мой взгляд, будет включать в себя экологичность, вовлечение граждан и создание новой символики, – считает Куба Снопек. – Экологичность связана с важной политической задачей: снижением потребления энергии. Массовое вовлечение граждан, НКО, местного самоуправления и локального бизнеса будет следствием желания построить демократическое общество. Я абсолютно уверен, что после травмирующего опыта войны появится новая символика – памятники, национальные и локальные музеи, новые административные здания, – а российская и коммунистическая символика будет уничтожаться».

Интервью
«Если делать все по правилам, то украинцы будут отстраиваться сто лет». Сапер о будущем разминировании Украины
13.04.2022 09:19

В полностью разрушенных Мариуполе и Волновахе «точно не останется ничего советского», говорит и Сергей Момотюк. Он также напомнил, что Мариуполь перед войной стал одним из центров урбанизма в Украине: «Мариуполь до войны готовился стать первым областным центром, который имел все шансы отказаться от маршруток. К тому же в городе недавно провели архитектурный конкурс на реконструкцию набережной. Мариуполь – это урбанистический приазовский цветок, который обязательно расцветет после победы Украины».

Момотюк уверен, что возродить Волноваху будет сложнее. «Даже после окончания войны и деоккупации Донбасса многие не захотят возвращаться в этот город. Предположу, что часть не очень крупных городов Донбасса превратятся в поселки городского типа. Как полноценные города они могут исчезнуть», – полагает эксперт.

«Восстановление городов может затянуться на десятилетие, – добавил Момотюк. – Прежде всего я говорю о Мариуполе, Счастье, Волновахе, Северодонецке и других. Чернигов, Киев, Гостомель, Ахтырку, Ирпень будет отстроить гораздо легче. Уже через два-три года в них не будет признаков недавней войны. Но стоит понимать, что это возможно лишь при условии прекращения активных военных действий».

Куба Снопек отметил: «Наиболее пострадавшие города точно не будут восстановлены так, как они выглядели до войны. Если посмотреть на примеры городов, уничтоженных во Вторую мировую войну, есть определенные закономерности. Восстанавливалось историческое наследие, а жилые районы, административные здания строились заново в более высоком стандарте».

Мариуполь. 14 апреля 2022 года. Фото: Александр Ермоченко / Reuters / Forum

Что касается стоимости восстановления, Снопек говорит, что сумму сложно рассчитать. По его словам, до сих пор никто не понимает, во сколько обошлось восстановление Варшавы после Второй мировой войны.

Момотюк тоже уверен, что любые подсчеты ущерба на данный момент неточны: «Россия продолжает обстреливать Мариуполь, каждый день повреждается всё больше зданий и инфраструктуры. Именно поэтому смею предположить, что $10 млрд – это не окончательная сумма ущерба. Она будет увеличиваться. Финансовую помощь западных партнеров Киев точно получит, но каковы будут суммы – открытый вопрос. И другой, не менее интересный – реальность репараций от РФ».

…а российские города превратятся в тыквы

Вопрос репараций волнует не только украинцев, но и россиян. Автор паблика «Челябинскй урбанист» Лев Владов писал еще 19 марта:

«Следующее десятилетие весь бюджет на развитие Челябинска уйдет на восстановление украинских городов. Работа будет практически за еду. А про какое-либо инфраструктурное развитие Челябинска можно забыть (декорации, возможно, еще будут появляться, но, скорее всего, уже в виде побелки деревьев и бордюров — денег хватит только на это).

Когда Россия оккупировала Крым, вся страна работала на Крымский мост и другие политические проекты. Налоги уходили на бесконечно дорогое вооружение, половину которых разворовали. Другая половина сейчас догорает в украинских полях. В это время в Челябинске догнивали последние троллейбусы и трамваи.

Годовой бюджет Челябинска равен стоимости четырех истребителей Су-35. Можно посчитать в танках или ракетах. Минобороны сжигает десятки городских бюджетов за сутки».

Владов прочитал сообщение корреспондента «Вот Так» с вопросами и уточнениями, но ничего не ответил.

Сергей Момотюк отметил, что в России всего несколько городов развивались в правильном урбанистическом направлении.

«Большинство из них в этой сфере отставали даже от некоторых не очень крупных украинских населенных пунктов – Украине в этом плане помогла децентрализация. После войны любое развитие городов РФ просто прекратится, – говорит урбанист.

История
Москва – конструктор Lego. Как Собянин и его чиновники уничтожают исторический облик города
19.06.2020 20:55

«Речь идет о заморозке капитальных инфраструктурных объектов и уменьшении числа сдаваемой недвижимости. Об обновлении транспортных сетей не может идти и речи, – уточняет Момотюк. – Таким образом, российские города остановятся в развитии и начнут деградировать. Исключение — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и еще пара крупных населенных пунктов, которые будут аккумулировать финансы на себе».

Куба Снопек на вопросы о будущем российских городов ответил так: «Мне, если честно, всё равно. Пока идет война в Украине, я не считаю нужным обсуждать проблемы городов России».

Иван Алексеев, Ирина Ананина

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное