vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Все себе. Почему правительство может ограничить экспорт бензина

Каждый шестой литр топлива, произведенного в России, экспортируется за границу. На снимке – цистерны с топливом на железнодорожной станции Краснодар-1 в апреле 2020 года.
Фото: Игорь Онучин / ТАСС / Forum

Правительство в ближайшее время может рассмотреть законопроект об ограничении экспорта бензина. Власти уверяют, что пойдут на подобные меры только в экстренной ситуации, чтобы стабилизировать цены на топливо и избежать дефицита. При этом одни эксперты говорят, что проблемы с наличием бензина летом – это реальная угроза, другие же считают, что таким образом кабинет министров пытается умерить аппетиты нефтяников.

Вице-премьер Александр Новак подчеркнул, что пока проблем с топливом в России нет. «Это крайняя мера, которая будет приниматься только в том случае, если мы увидим критичность ситуации. На сегодняшний день у нас достаточно ресурсов нефтепродуктов, в том числе автомобильного бензина и дизельного топлива»,— уточнил он.

И хотя проблем с наличием бензина, возможно, и правда пока нет, но есть явные проблемы с его ценой – только с начала года он подорожал почти на 4%. Для сравнения: по данным Росстата, за весь прошлый год рост цены составил 2,5%. Ограничение экспорта может способствовать стабилизации стоимости, считают эксперты. «Конечно, данная мера эффективно сработает в качестве сдерживающей для цен на бензин. При запрете экспорта увеличатся объемы предложения на внутреннем рынке, что по закону спроса и предложения неизбежно приведет к снижению цен на бензин», – говорит аналитик ГК «ФИНАМ» Сергей Кауфман.

Мнимая проблема

Производство бензина в России в среднем составляет 3,2–3,5 млн тонн в месяц. В то время как весь объем экспорта топлива за 2020 год составил 5,8 млн тонн. Такие данные со ссылкой на Федеральную таможенную службу приводит шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. В натуральных объемах экспорт оказался на 12,4% выше, чем годом ранее. Получается, что доля экспорта бензина в общей массе производства находится в пределах 15%. «Поэтому в первую очередь рост цен на автомобильное топливо внутри страны вызывает не столько большой отток бензина за ее пределы, сколько сильное искушение для производителей подтягивать все время цены в России поближе к мировым, а значит, повыше. Соответственно, в России нет проблемы дефицита бензина, и на ближайшие годы само возникновение такой проблемы нереально», – уверен Петр Пушкарев.

В сезон отпусков расход потребления бензина и дизельного топлива увеличится.
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС / Forum

В свою очередь, президент некоммерческого партнерства «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин считает, что исключать возможности нехватки топлива нельзя. «Начинается сезон отпусков, вся страна вместо самолетов садится в свои автомобили и едет отдыхать туда, куда никогда в жизни не ездили. В связи с этим расход потребления бензина и дизельного топлива увеличится. Как, например, это произошло в прошлом году. Когда объявили пандемию, то объемы продаж упали до 40%. А когда карантин отменили, в мае – июне спрос вырос на 10% по отношению к докризисному 2019 году. А заводы к этому времени уже сократили свои объемы реализации, и был серьезный дефицит», – напоминает он.

Кто-то всегда богатеет

Рост доходов российских нефтяников от экспорта бензина только за один месяц, с ноября по декабрь прошлого года, составил за счет роста мировых цен и объемов 30,5% в долларовом выражении. «Экспортные доходы отрасли превысили за последний месяц прошлого года $145 млн и продолжали уверенно расти уже в 2021 году, и этот рост действует на производителей как красная тряпка на быка, заставляя их считать любую реализацию такого же топлива в России по ценам ниже мировых “упущенной выгодой”. И за эту “упущенную выгоду” они регулярно требуют от правительства компенсацию из кармана налогоплательщика, хотя и так получают на экспорте сверхдоходы», – отмечает Петр Пушкарев.

По его мнению, добиваться похожего финансового результата по совокупности и на внутреннем рынке – изначально неправильно поставленная и иллюзорная сверхзадача, к которой тем не менее производители по максимуму стремятся приблизиться. И правительство долгое время шло им навстречу, вводя сначала менее действенные, а потом с весны 2021 года и более выгодные для добытчиков и НПЗ механизмы компенсации: так называемый демпфер. При «демпфере» производители регулярно получают от правительства доплаты в виде частичной разницы между высокими экспортными и текущими внутренними ценами.

Самый эффективный метод регулирования бензинового рынка – экспортные квоты: так производители четко знают, сколько топлива можно продать за рубеж.
Фото: Александр Рюмин / ТАСС / Forum

Стоимость бензина в России при этом правительство пыталось согласовать с производителями, чтобы ее рост не превышал официальную инфляцию. «Но, видимо, тщетно: жадность производителей не знает границ, и ползучий рост цен на бензин в России после каждой остановки возобновлялся. Поэтому сейчас кабинет Михаила Мишустина, похоже, и готов на крайние меры: запретить на летние месяцы экспорт бензина полностью, тем самым наказав нефтяников за жадность длинным долларом и одновременно заставив оставлять все отправлявшиеся на экспорт объемы бензина внутри страны. Тем самым предполагается создать не дефицит, а избыток топлива и затоваривание», – уверен эксперт.

Непопулярная мера

Наиболее известным примером подобных ограничительных мер является запрет США экспортировать некоторые типы нефти с 1975 по 2015 годы. Это решение было вызвано нефтяным кризисом, случившимся из-за частичного эмбарго арабских стран на экспорт нефти, введенного в 1973 году. «Тогда это было вынужденной мерой, которая частично смогла сдержать цен рост на бензин, хотя они все равно значительно выросли из-за взлета цен на нефть», – вспоминает Сергей Кауфман.

Дефицита бензина в России нет и в ближайшие годы быть не может, уверены эксперты.
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС / Forum

Что касается России, то это первый в ее современной истории случай, когда могут быть введены ограничения на экспорт бензина. При этом специалисты подчеркивают, что существуют более эффективные методы регулирования рынка, в частности экспортные квоты. При их введении производитель будет знать, сколько сотен тысяч тонн в определенный месяц или в целом за год он вправе отгрузить заказчикам за рубеж.

«В таком случае будет наконец-то реализован на практике механизм, при котором “и волки сыты, и овцы целы”: производители получат известную заранее квоту экспортной прибыли, а весь остальной бензин будут вполне рыночными методами регулирования “социально обязаны” реализовывать на внутреннем российском рынке. Собственно, серьезных альтернатив такой схеме в настоящее время нигде и не придумано», – считает Петр Пушкарев.

Ирина Ананина / “Вот Так”

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное