vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Беларусь: будет ли остановлен губительный путь в «русский мир»?

Ровно 27 лет назад Александр Лукашенко провел референдум, по результатам которого отменил историческую национальную символику, сделал русский язык государственным и стал форсировать «братскую интеграцию» с Россией. Сегодня видна вся гибельность этого пути для нации. Беларусь — в имперской ловушке Кремля, которая стала еще крепче с началом войны в Украине.

Режим Лукашенко продолжает выжигать все национальное. На днях власти приостановили работу двух независимых издательств. Еще раньше разгромили независимые СМИ, которые создавали национальный контент в противовес московской пропаганде. Уничтожены структуры гражданского общества, ликвидированы сотни организаций, причисленных к «пятой колонне».

Исторический бело-красно-белый флаг («бел-чырвона-белы», БЧБ) деятели режима демонизируют, называют коллаборационистским, фашистским. Своих политических противников Лукашенко и его окружение пытаются изобразить наследниками нацизма. Не правда ли, очень напоминает кремлевский нарратив?

Нация повзрослела, а режим деградировал

Референдум 14 мая 1995 года прошел с большими нарушениями. Но было и другое: многие белорусы искренне верили в светлые перспективы сближения с «русским миром». Кого-то грел чисто прагматический интерес: Россия может дать дешевые газ и нефть, что позволит неплохо жить без «грабительских реформ». Кому-то было просто лень учить белорусский язык, от которого значительную часть населения отдалили за десятилетия русификации.

Но с 1995 года белорусская нация сильно повзрослела. А вот режим Лукашенко, напротив, деградировал, загнал страну в катастрофическую зависимость от Москвы.

Между тем империя ныне показала себя во всей красе агрессией против Украины, зверствами захватчиков в Буче и других местах. Многие белорусы ужаснулись. Но Лукашенко про ту же Бучу твердит, что это, дескать, фейк, устроенный англичанами. И в целом пропаганда его режима перешла на московские рельсы, просто перепевает нарративы Кремля.

Попытка «мягкой белорусизации» оказалась недолгой

Вообще-то мировоззрение Лукашенко всегда было просоветским, промосковским. Однако можно вспомнить период, когда могло показаться, что режим эволюционирует в сторону политического смягчения и усиления национального начала. Речь идет об оттепели 2015–2019 годов.

В то время у Лукашенко обострилась нужда в нормализации отношений с Западом. Вождь режима сыграл на дистанцировании от аннексии Крыма, выпустил политзаключенных (тогда их можно было пересчитать по пальцам). Началась даже, как ее назвали некоторые комментаторы, мягкая белорусизация. Власти пришли к выводу, что нужен противовес давлению Москвы, необходима какая-то опора на национальную идентичность.

Концерт возле Национального академического Большого театра оперы и балета, посвященный столетию провозглашения Белорусской Народной Республики. Минск, 25 марта 2018 года. Фото: Виктор Драчев / ТАСС / Forum

Лукашенко положительно заговорил об истории Великого княжества Литовского, в котором предки белорусов занимали видное место, стал вспоминать о древности Полоцкого княжества. Это было желание подчеркнуть вековые традиции государственности на белорусской земле.

Даже по отношению к Белорусской Народной Республике, которая и подняла в 1918-м БЧБ, Лукашенко в ту пору стал высказываться сдержанно-примирительно. В 2018 году власти разрешили устроить в центре столицы грандиозный праздник, посвященный столетию БНР — первой попытки сознательных белорусов создать свое государство. Возле оперного театра собралось множество людей с теми же БЧБ, и никто из больших начальников не говорил тогда, что это нацистский шабаш.

За эти годы выросли и окрепли многие национально-культурные инициативы вроде «Арт Сядзібы». Теперь основатель площадки Павел Белоус за решеткой, стал одним из 1193 (по подсчетам правозащитников на 14 мая) белорусских политзаключенных.

Украина показывает пример

В принципе, на всем протяжении постсоветской истории, вопреки политическим играм Лукашенко с империей, подспудно работали факторы, способствовавшие созреванию национально сознательного пласта граждан. Это показывала независимая социология. Это вылилось в море БЧБ на улицах в августе 2020 года, когда множество белорусов вышло на протесты, посчитав результаты президентских выборов сфальсифицированными.

Вождь режима содрогнулся и стал искать спасения, взывая к Кремлю. Недавно в интервью Associated Press Лукашенко подтвердил, что тогда, в 2020-м, обращался за силовой поддержкой к Владимиру Путину: «Слава богу, мы справились. Когда я его попросил поддержать меня в случае необходимости, никаких даже вопросов не было».

Тогда же в Минске высадился десант российских пропагандистов. С тех пор государственные СМИ Беларуси стали практически полностью перепевать кремлевские нарративы. Агрессивный «русский мир» с ногами влез в информационное пространство страны.

ОМОН задерживает белоруса с флагом

ОМОН задерживает человека во время акции протеста. Минск, сентябрь 2020 года. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС / Forum

Подавляя мирное восстание масс, режим стал особенно яростно громить все белорусское. Раздавлены практически все независимые национально-культурные структуры и инициативы.

Теперь Лукашенко спасает свою власть, безжалостно кроша духовный фундамент нации, по кускам отдавая суверенитет на съедение империи, «русскому миру». Режим стал откровенно антибелорусским. Он вогнал страну в почти фатальную зависимость от Кремля. Путин, как видим, и в 2020-м был готов помочь задушить протесты в Беларуси вооруженным путем. Теперь же здесь просто стоят российские войска, их генералы чувствуют себя хозяевами.

Однако Украина показывает героический пример сопротивления агрессивному «русскому миру». Поражение Кремля может открыть окно возможностей и для сознательных белорусов, которые хотят перемен, независимого демократического будущего для своей страны.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное