vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Уголовное дело, изъятие детей, отстранение от службы. Что известно о семье священника Игоря Ащеулова, трех сыновей которого обвиняют в попытке перейти на сторону ВСУ

Игорь Ащеулов
Фото: Gorod48

Второй Западный окружной военный суд принял к рассмотрению дело трех сыновей липецкого священника Игоря Ащеулова, обвиняемых в покушении на государственную измену, попытке незаконного пересечения государственной границы и попытке участия в террористической деятельности. Семья священника за последние годы уже несколько раз попадала в различные скандалы. «Вот Так» поговорил с одной из дочерей Ащеулова и рассказывает, чем известна эта семья.

Фигурантами уголовного дела стали Алексей, Иоанн и Тимофей Ащеуловы. По информации источника ТАСС, братьев задержали в Курской области, когда те пытались перейти российско-украинскую границу, чтобы воевать на стороне ВСУ. В суде агентству заявили, что дело не содержит грифа «секретно» и будет рассматриваться в открытом режиме. Дата предварительного слушания пока не назначена.

Других подробностей ТАСС не приводит. Когда произошли события, о которых говорится в деле, неизвестно. 3 мая 2024 года всех троих братьев Ащеуловых включили в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга. В списке также указаны даты рождения обвиняемых. Согласно документу, самому старшему из братьев, Иоанну, на момент включения в реестр было 24 года, самому младшему, Тимофею, — 19 лет.

Семья Игоря Ащеулова (у него с женой девять детей) живет в Липецкой области с 2004 года — с тех пор как священника перевели служить сюда из Ставропольского края. За это время они несколько раз становились героями скандалов.

Уголовное дело и отстранение от службы

В 2007 году против священника возбудили уголовное дело об угрозе убийством по доносу его жены, однако впоследствии Елизавета Ащеулова заявила изданию «Собеседник», что специально оговорила супруга.

«Это мой грех, я оговорила любимого человека. Тогда была молодая и глупая, решила, что хочу забрать детей и уйти от мужа. Я потом просила заявление отозвать, возбудить дело на меня за клевету, но никому ничего доказать не смогла», — рассказала она.

Год спустя после этих событий Игоря Ащеулова отстранили от службы — якобы из-за грубого отношения к прихожанам и за самовольное оставление прихода.

«На протяжении четырех лет служения в епархии священник Игорь Ащеулов назначался настоятелем в разные приходы. Но нигде отец Игорь не мог найти общий язык с прихожанами и представителями местной власти. Его поведение не соответствовало облику священнослужителя, он неоднократно нарушал распоряжения священноначалия», — заявили изданию «Правмир» в канцелярии Липецкой и Елецкой епархии.

По информации издания, за Игорем Ащеуловым оставили право перейти в любую другую епархию, однако он им не воспользовался и продолжил жить в Липецкой области. В митрополии пытались помогать священнику, однако он отказывался и бывших «коллег» в дом не впускал. От жителей села Озерки, где поселилась семья Ащеуловых, помощь он тоже не принимал, отмечает «Правмир».

«Отец Игорь — человек, действительно, некоммуникабельный, жесткий в общении с людьми, непримиримый. Он требовал от прихожан, готовящихся к крещению или венчанию, прохождения огласительных бесед, катехизации. Не всем нравились эти требования. В итоге между священником и прихожанами возникал конфликт, верующие жаловались правящему архиерею. Владыке приходилось для достижения мира церковного переводить священника на другой приход. Таким образом, отец Игорь за короткое время сменил несколько приходов», — рассказал изданию «Русская народная линия» священник, который работал вместе с Игорем Ащеуловым.

Игорь Ащеулов
Фото: Gorod48

«Детишек спасать надо»

В 2014 году комиссия по делам несовершеннолетних изъяла у семьи священника девятерых детей, которым было от 3 до 17 лет. Формальным поводом для этого стали «ненадлежащие условия проживания», а также угроза жизни и здоровью детей. Самого Игоря Ащеулова через суд попытались ограничить в родительских правах. На тот момент ни священник, ни его жена нигде не работали, а жили только за счет собственного хозяйства.

«Их приехало человек семь. Тут и опека, и полиция, и даже МЧС. Сейчас они говорят: “Хотели просто поговорить”. С болгаркой на разговор не приезжают», — рассказывала в 2014 году изданию «Собеседник» Елизавета Ащеулова.

По словам Евфросинии Ащеуловой, старшей дочери священника, которой на тот момент было 17 лет, она и ее пятеро братьев закрылись в доме, но проверяющие срезали дверные петли. Девушка рассказывала, что сотрудница МВД в форме с погонами капитана схватила ее за волосы, выволокла во двор, повалила на снег, а затем еще и ударила кулаком в лицо.

Ащеулова-младшая также сообщила, что после визита проверяющих их почему-то отвезли в инфекционное отделение районной больницы. Сначала детям сказали, что они скоро вернутся домой, но через несколько дней им стали говорить, что повезут в детский дом.

История
Прораб Божий. Священник Олег Анучин почти 20 лет своими руками строил храм в селе Мусорка — как только он закончил, его лишили поста настоятеля
06.11.2023 06:00

В Липецкой епархии, как сообщало издание «Русская народная линия», изъятию детей из семьи Ащеуловых обрадовались.

«Очень проблемный был священник. Для него указ владыки ничего не значил. Он не пускал детей в школу, не давал им спать, бил их. Уж лучше им будет, наверное, в детском доме, чем с таким отцом. Понятное дело, что они хотят в семью, как бы им плохо там ни было. Но детишек спасать надо!» — прокомментировали ситуацию там.

Людмила Куракова, занимавшая на тот момент должность уполномоченной по правам ребенка в Липецкой области, сообщила, что внимание к семье возникло из-за того, что у старшей дочери к 17 годам не было паспорта, а ей предстояло сдавать ЕГЭ.

«Правильно сделали, что изъяли детей. В доме ужасная проводка, все сгореть может, и потом нас же винить будут, мол, недосмотрели. Более того, у них печное отопление, от газа отказываются. В доме облезлые обои, покосившиеся стены, навалены кучи грязной одежды. В общем, никаких условий для проживания детей. Семья отказывается от всяческой социальной поддержки, даже не забирают из пенсионного фонда 470 тыс. рублей. В свой дом они не пускают врачей, учителей, соцработников», — заявила Куракова.

«Отказался впускать в дом незнакомых людей»

Игорь Ащеулов в декабре 2014 года рассказал «Коммерсанту», что комиссия наведалась к нему после получения «сигнального листа от руководства школы», в которой обучались его дети. По словам священника, «должностные лица» не представили какой-либо документ, подтверждающий правомерность их действий.

Кроме того, проверяющие утверждали, что священник в момент визита был пьян, однако, как сообщило издание «Русская народная линия», медицинская проверка этого не подтвердила.

«Я отказался впускать в дом незнакомых людей без постановления суда. А представители комиссии заявили, что я нахожусь в нетрезвом состоянии, дети дома кричат. Из этого можно сделать вывод, что им причиняют вред. Вот на таком основании фактически было совершено проникновение в наш дом. У старшей дочери отобрали фотоаппарат и телефон, на которые она снимала происходящее. Ее буквально за волосы выволокли и насильно усадили в машину», — пояснил Игорь Ащеулов «Коммерсанту».

«Сигнальный лист» из школы он назвал банальной кляузой, в котором все факты искажены. Он предположил, что попал в опалу к директору школы после того, как захотел перевести на домашнее обучение одного из своих сыновей, который на тот момент пошел в первый класс. В 2015 году Липецкий областной суд признал действия проверяющих, ворвавшихся в дом к священнику, незаконными.

Игорь Ащеулов
Фото: Gorod48

Священник, который работал вместе с Игорем Ащеуловым, отметил, что за два года работы ни разу не видел, чтобы его коллега бил детей.

«Напротив, все это время он проявлял любовь к детям, которые всегда выглядели довольными и счастливыми. Дети никогда не казались испуганными, забитыми, голодающими. Семья священника выглядела счастливой», — сказал он.

Спустя две недели после изъятия детей все же вернули, а семье предоставили временное жилье — на время ремонта в их доме, в котором и были «ненадлежащие условия проживания».

Новости
В Екатеринбурге задержали гражданку России и США по делу о госизмене. Подозревают, что она собирала деньги для ВСУ
20.02.2024 10:30

Член Общественной палаты РФ Людмила Виноградова тогда указала на «ряд грубых нарушений», которые допустили проверяющие, когда ворвались в дом Ащеуловых.

«Изъятие детей не может проходить по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних, это прерогатива органов опеки. Но даже они могут изъять детей без решения суда только в крайнем случае, если существует реальная угроза жизни и здоровью. Судя по словам свидетелей, такой угрозы не было, — заявила Людмила Виноградова.

Следственные органы также инициировали проверку законности действий проверяющих, но в итоге не нашли нарушений.

«Когда я уехала, братья были маленькими мальчиками»

Связаться с Игорем Ащеуловым и его женой не удалось. Бывший житель села Озерки, знакомый в прошлом со священником, рассказал «Вот Так», что после истории с изъятием детей семья ведет затворнический образ жизни. Почему сразу трое сыновей клирика оказались фигурантами дела о попытке вступить в ряды ВСУ, он не знает. По его словам, ни Ащеулов, ни его супруга никогда не высказывали оппозиционных взглядов.

Корреспонденту «Вот Так» также удалось связаться со старшей дочерью Ащеуловых. В 2015 году девушка переехала в Санкт-Петербург, где год спустя вышла замуж. Уже длительное время 27-летняя Евфросиния не поддерживает контакты с «членами прежней семьи».

«Скажем так: мои планы на жизнь не совпали с планами моего отца. Я уехала жить свою жизнь, они остались в своей. Когда я уехала, мои братья были маленькими мальчиками. Они выросли без меня, и я ничего не знаю о них как о взрослых», — сказала Евфросиния.

Александр Орлов

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное