vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Новый плавильный котел? Германия готовится дать паспорта рекордному числу мигрантов

Иранец Бинар, который хотел попасть в Германию, в палаточном городке для беженцев возле КПП «Брузги – Кузница» на белорусско-польской границе в Гродненской области. Беларусь, 18 ноября 2021 года. Фото: Kacper Pempel / Reuters / Forum

К 2024 году ожидается, что гражданство Германии получат до 157 тысяч сирийцев. Немецкие статистики отмечают, что с каждым годом это число растет. «Вот Так» выяснил вместе с экспертами, превратится ли ФРГ в страну для эмигрантов, как работает система интеграции беженцев с Ближнего Востока и распространится ли эта схема на украинцев.

«Мы справимся»

Политика мультикультурализма, которую вела предыдущий канцлер Германии Ангела Меркель, была крайне противоречивой. С одной стороны, Меркель говорила «Мы справимся» о наплыве беженцев , с другой — признавала, что этот курс провалился.

Как бы там ни было, десятки тысяч сирийцев, иракцев и других жителей Ближнего Востока уже поселились в Германии, а другие в нее устремляются (в том числе через Беларусь). В конце июня руководитель научного центра Экспертного совета по интеграции и миграции Ян Шнайдер сказал, что «стремление к натурализации среди группы сирийских беженцев намного выше среднего».

Он отметил, что в 2022–2024 годах можно ожидать как минимум 39 000 натурализаций беженцев из Сирии, а это, в свою очередь, может привести к нехватке чиновников.

«При сохранении нынешней динамики за тот же период их может быть даже 157 000 — при условии что власти вообще смогут обработать такое большое количество заявок без массовых задержек», — добавил Шнайдер.

Как указывает агентство dpa, проблемы с обработкой объясняются тем, что прогнозируемое количество натурализаций станет дополнением к среднему объему в последние годы — около 110 000 натурализаций в год.

Социальный работник Нур Зайед из проекта интеграции мигрантов Stadtteilmuetter общается с Ум Ваджих, сирийской матерью двоих детей. Германия, 2021 год. Фото: Annegret Hilse / Reuters / Forum

Число натурализаций в 2021 году превзошло ожидания экспертов: оно выросло на 20% в сравнении с предыдущим годом. Количество сирийцев среди новых граждан Германии увеличилось втрое – до 19 100 человек из 131 600, получивших немецкий паспорт.

Причиной этого называют не только стремление сирийских беженцев получить паспорт ФРГ (неизменно занимает второе место в разных рейтингах паспортов мира), но и «эффект наверстывания» после ковидного 2020 года, а также большое количество детей и подростков.

Что характерно, примерно трое из десяти сирийцев получают немецкое гражданство всего через шесть лет проживания в ФРГ благодаря хорошим интеграционным показателям – мигранты успешно проходят специальные курсы, организованные немецким правительством. На них иностранцы, желающие жить и работать в Германии, а также получить гражданство, изучают немецкий язык минимум до уровня В1, сдают экзамены и знакомятся с законами, обычаями и образом жизни в Германии.

Эволюция миграции в ФРГ

С середины 1990-х в Германии действуют ограничения на право в получении убежища. Причиной стали так называемые экономические беженцы, которые ехали в страну за лучшей жизнью. Сперва это были граждане стран Организации Варшавского договора, затем индийцы, пакистанцы, турки и ливанцы. И если в 1976 году их было 10 000 человек, то в 1992 году эта цифра достигла отметки в 440 000 соискателей.

«Заявки на статус беженца рассматриваются от нескольких недель до нескольких месяцев. Потом выдают временный вид на жительство, через три года превращающийся в постоянный. Обладающий этим документом иностранец может подавать на натурализацию. Ранее соискатели статуса беженца не могли работать, теперь имеют это право», — рассказывает старший научный сотрудник Сектора политических проблем европейской интеграции ИМЭМО РАН Федор Басов.

Немецкий солдат пишет регистрационный номер на руке этнического албанца, бежавшего из Косово перед отъездом в Германию. Македония, 1999 год. Фото: Reuters / Forum

При этом получения гражданства через процедуру натурализации в ФРГ не было до середины нулевых, добавляет он.

«До 2005 года в Германии был исключительно принцип гражданства по крови. При этом все, кроме граждан ЕС, Швейцарии и Норвегии, обязаны отказываться от первого гражданства. Нынешнее правительство объявило, что оно проработает возможность двойного гражданства для всех натурализующихся», — рассказывает Басов.

Так, напоминает эксперт, этнические немцы из стран бывшего СССР могут не отказываться от гражданства страны исхода, если этого не требует эта страна.

«Таким образом, переселенцы из России и Молдовы, как правило, бипатриды, а из Украины и Казахстана — только граждане Германии», — говорит Басов.

Нехватка рабочих рук

Германия не превратится в новый плавильный котел по типу Соединенных Штатов, считает германист, кандидат политических наук Мария Хорольская.

«Власти ФРГ стремятся ограничивать приток мигрантов. Основным критерием должна стать способность мигранта обеспечивать свое существование (Sicherung ihres Lebensunterhalts), иными словами, интегрироваться в немецкий рынок труда, — говорит она. — Стратегия заключается в том, чтобы за счет мигрантов закрыть лакуны компетенций, рабочие места, на которых не хватает специалистов. Важно, что Германия также стремится усилить меры, направленные на интеграцию приезжающих в немецкую политическую культуру, систему ценностей, языковую среду».

Кудратулла Хотак, 25-летний беженец из Афганистана и один из 24 стажеров программы Ford Germany Qualification для интеграции мигрантов на быстро развивающемся рынке труда, настраивает машину в учебном цехе Ford Motor Co. Кёльн, Германия, 2019 год. Фото: Wolfgang Rattay / Reuters / Forum

Хорольская полагает, что даже 157 000 сирийцев с немецким паспортом в 80-миллионной Германии не могут значительно повлиять на электоральную картину и демографическую ситуацию.

Анализ
Германия после Меркель полевеет? Не без ее вины
27.09.2021 18:40

Между тем правящая «светофорная» коалиция (социал-демократы, «зеленые» и либералы) подготовила два пакета законопроектов по иммиграции. Они предусматривают облегчение натурализации, некую отмену запретов на трудоустройство, смягчение условий для языковых и интеграционных курсов. По мнению Марии Хорольской, это приведет к снижению нагрузок на бюджет.

«В Германии есть такие проблемы, как старение населения и нехватка рабочих рук в ряде профессий. Согласно данному плану, чтобы получить право на пребывание, мигрант должен быть способен себя обеспечивать, а значит, должен быть экономически успешным, — указывает эксперт. — К тому же ФРГ стремится стать более привлекательной страной для квалифицированных специалистов, разрешая воссоединение семей без прохождения языкового экзамена».

Она уточняет, что в новом законопроекте нет информации про финансовый ценз или иные критерии экономической успешности мигранта – говорится лишь про возможность обеспечить свое существование (вероятно, речь о некоем прожиточном минимуме, когда человек может обеспечить себя, семью, не обращаясь за соцподдержкой).

«Здесь пока идет разговор не о гражданстве, а о временном пребывании. Потом, если человек в течении пяти лет временного пребывания хорошо себя зарекомендовал (работа, отсутствие проблем с законом), он может подать на право постоянного места жительства, — говорит Хорольская. — “Зеленые” и СвДП вроде разрабатывают балльную систему для получения гражданства. Они над ней работали еще в оппозиции. Но закона пока еще нет».

А что украинцы?

Согласно статистике, с начала войны в Германию приехал 876 461 беженец из Украины. Вернулось на родину около половины, а из оставшихся на учете в центрах занятости находятся 353 424 человека, на интеграционные курсы подали заявки 144 000 украинцев, на детские пособия претендует 121 000 беженцев.

Украинские беженцы ужинают в квартире приютившей их немецкой семьи в Берлине. Март 2022 года. Фото: Fabrizio Bench / Reuters / Forum

В то же время из-за наплыва украинских беженцев в Германии выросла безработица — до 5,2%. Пособия по неполной занятости уже получают 401 000 человек, в очереди на получение денег стоят еще 35 000. Всего в ФРГ насчитывается 2,363 млн безработных.

«Пока для беженцев из Украины действует своя программа, но мне кажется очень вероятным, что в будущем у них будут условия для ускоренного получения разрешения на пребывание, — полагает Мария Хорольская. — Немецкие эксперты уже говорят об украинцах как о квалифицированных работниках, которые имеют все шансы хорошо интегрироваться. Интересно, что они уже рассматривают в будущем и возможность воссоединения семей».

История
Бег с препятствиями. Эмигранты-оппозиционеры из РФ столкнулись с гонениями за рубежом
08.03.2022 14:21

При этом украинцы уезжали в Германию не только как беженцы, но и благодаря немецким корням.

«Как повлияла война на поток — пока неясно. Но знаю, что заявители из Донбасса и Крыма рассматривались в ускоренном и упрощенном порядке», – говорит Федор Басов.

Иван Алексеев

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное