vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Взрыв старого снаряда. Решение ЕСПЧ по запрету Национал-большевистской партии

Бывший руководитель московского отделения НБП Роман Попков – о вердикте Страсбурга

Лидер НБП Эдуард Лимонов во время акции протеста в центре Москвы, 1998 год. Фото: Reuters / Forum

Бывает такое: в лесу под воздействием природных стихий или случайного внешнего удара ухнет бессмысленным взрывом старый снаряд забытых войн. Ржавый, зарывшийся в почву, уже покрытый травой новых эпох. Таким же бессмысленным взрывом ухнуло в новостных летах решение ЕСПЧ, признавшего ликвидацию в 2007 году Национал-большевистской партии* «нарушением свободы объединения».

Черные и белые страницы

Странное эхо странной эпохи «нулевых». Время крепнущего российского авторитаризма, когда маргинальная партия 90-х, славившая Сталина, Берию и ГУЛАГ, неожиданно превратилась в авангард антипутинской оппозиции, одну из главных демократических сил страны.

Эта метаморфоза была головокружительна для нас, молодых нацболов. Кто-то шипел и плевался, ненавидел Лимонова, «продавшего партию либерастам». Кто-то не понимал происходящего и предпочел крепко зажмуриться, вцепиться в хлястик командирам, слепо идти за ними – «руководству виднее».

Кто-то прагматично видел возможности в возникшей ситуации: деньги от богатых либеральных союзников (нацболы ведь всегда были нищебродами), дружбу с модными журналистами, медийку. Кто-то искренне радовался: пламени новой борьбы, новым смыслам, новой кольчуге, приходящей на смену отвалившейся коросте 90-х. НБП всегда была неоднородна, внутренне противоречива – в этом были и ее сила, и ее слабость.

Сторонник НБП на митинге, посвященному Международному дню трудящихся. Москва, 1 мая 2010 года. Фото: Михаил Воскресенский / Reuters / Forum

Главное противоречие, перманентный внутренний конфликт между хтоническим и солярным началами в НБП – это конфликт между этатистами и революционерами. Этот фронт пролегал внутри партии, то пылая, то превращаясь в едва видимую трещину. Фронт проходил и через душу вождя – Эдуарда Лимонова. В этом смысле монумент из белых и черных глыб, символизирующий борьбу света и тьмы в душе человека, подходит могиле Лимонова даже больше, чем могиле Никиты Хрущёва. Да и вся история НБП – это сочетание черных и белых страниц.

В середине «нулевых» казалось, что революционеры победили этатистов в партии навсегда. Самые прагматичные из этатистов, хитроумно ухмыляясь, перебежали в поле света.

Наверное, НБП повезло в том, что она была сбита государством на взлете, в период господства в партии революционеров. Партия войдет в историю именно такой: боровшейся за свободу, шедшей в тюрьмы с молитвой во славу свободы, приветствовавшей украинский Майдан 2004 года, салютовавшей революционным огням в разных точках Евразии. Именно эту партию, нашу партию, власти признали экстремистской в 2007 году. Я тогда сидел в Бутырской тюрьме. Узнал эту новость из газеты, которую просунул в «кормушку» дежурный офицер.

Области тьмы

Вот по факту уничтожения такой организации вынес сейчас свое решение ЕСПЧ. Медленные бюрократические колеса древнего Страсбурга провернулись. Понадобилась целая эпоха.

Что это была за эпоха, на протяжении которой щелкали шестерни Страсбурга, делая свое медленное вращение? Длительная эра «пост-НБП». Откат остатков нацбольского движения обратно в трясину этатизма. Уход в области тьмы, где пахло кремлевским сортиром. Призывы к репрессиям против оппозиции, достойные худших из кремлевских лакеев, потоком шли из уст Лимонова.

Акция протеста членов НБП на избирательном участке в Одинцово перед выборами в Госдуму. Март 2007 года. Фото: Марина Лысцева / ТАСС / Forum

«Удивительно, что вообще позволяется существование такой организации – “Открытая Россия”… Политическое существование подобного Ходорковскому заляпанного в подозрениях, в преступлениях крови, оппозиционера в США просто-напросто невозможно»,заявлял Лимонов в «Известиях».

«Эй, вы, там, в Кремле! Проснитесь! …Признаюсь, что я слушаю вражеские радиостанции. Ежедневно слушаю, к примеру, самую вражескую, “Эхо Москвы”… Хочу сказать вот что. Дело зашло слишком далеко. Они ежедневно и круглые сутки капают на мозги населения своим ядом. Они угрожают самому существованию России»,писал он там же, в габреляновской газете.

Критика этой «пост-НБП» в адрес власти отныне сводилась к недовольству тем, что власть недостаточно кроваво разгоняет митинги оппозиции. В 2017 году, в дни, когда русская молодежь массово вышла на улицы Москвы на акции, инициированные Алексеем Навальным, лидер нацболов сокрушался:

«Стало ясно, что власть у нас бессильная и беззубая… Пример адекватного реагирования на беспорядки нам заблаговременно показала Белоруссия. Но увы».

Было и участие лимоновцев в кремлевской войне против революционной Украины, и много иного ада, о котором омерзительно даже вспоминать. О причинах такого регресса Лимонова и его сторонников говорилось многократно, и никакая из причин не может быть оправданием этой стыдобы.

Активисты российской Национал-большевистской партии во время судебного процесса в Таганском районном суде Москвы. Апрель 2007 года. Фото: Юрий Машков / ТАСС / Forum

И вот спустя целую политическую эру ЕСПЧ огласил решение по той, давно несуществующей НБП 2007 года, бойцы которой захватывали федеральные министерства, шептали «молитву нацбола» в тюремных прогулочных двориках и погибали от рук наемников УБОП.

Будь у Кремля смелая фантазия, он бы оперся на вердикт ЕСПЧ и создал бы новую фейковую «НБП», точнее анти-НБП (но под старыми прославленными знаменами). Набрал бы туда нынешних лимоновцев «Другой России», фанатов Северной Кореи, военных преступников Донбасса. Натравливал бы эту «партию» на Украину, Балтию, на «проклятых либералов» и навальнистов. Но фантазии у Кремля, скорее всего, не хватит.

Бессмысленный взрыв старого снаряда в безлюдном лесу. Мало кто его услышит.

Роман Попков, российский журналист, бывший руководитель московского отделения НБП – для “Вот Так”

*НБП в России признана экстремистской организацией.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное