vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Ты виноват уж тем… Михаил Эдельштейн о том, почему пришли за Шанинкой

Шанинка

Здание Шанинки в Москве. 14 октября 2021 года. Фото: Андрей Золотов / «Вот Так»

В Москве задержан и отправлен под домашний арест ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) Сергей Зуев. Его обвиняют в причастности к хищению 21 миллиона рублей, выделенных вузу Министерством просвещения. Якобы госконтракты, на которые выделялись деньги, не были выполнены, а отчетность по ним Зуев и его коллеги сфальсифицировали. Среди пяти других арестованных по этому делу – исполнительный директор Шанинки Кристина Крючкова.

Пять версий

Есть несколько версий происходящего. Самая простая: пришли за Шанинкой, которая, как и другие либеральные университеты, смотрится в эпоху государственного единомыслия рудиментом 90-х. Арест Сергея Зуева действительно выглядит еще одним звеном «гребаной цепи»: давление на Европейский университет в Петербурге, отставка ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, объявление Бард-колледжа нежелательной организацией. Да и отзыв Рособрнадзором в 2018 году аккредитации у Шанинки (возвращена два года спустя) вполне в эту картину вписывается.

Еще одна версия: пришли за сислибами. Марина Ракова, которая в бытность замминистра просвещения инициировала выделение денег Шанинке, ушла из Минпроса в Сбербанк к Герману Грефу. Отставленный ректор ВШЭ Кузьминов – муж председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной. То есть бьют по Грефу, Набиуллиной и Ко, а прочие фигуранты попадают под раздачу более или менее случайно.

Третья версия. Идет дележ рынка образовательных услуг. Будучи вице-президентом Сбербанка, Марина Ракова руководила проектом «Цифровые платформы образования». Кусок традиционно лакомый – старожилы помнят, как в брутальные 1990-е убивали одного за другим руководителей издательства «Дрофа», специализировавшегося на выпуске школьных учебников. А в проекте бюджета на 2022 год порезаны многие расходные статьи бюджета, за исключением силовиков и образования. В копилку сторонников этой версии легло и сообщение «Медузы», что экспертизы по делу проведены Российской академией образования, которую возглавляет бывший министр просвещения (то есть экс-начальник Раковой) Ольга Васильева.

Шанинка

Шанинка. 14 октября 2021 года. Фото: Андрей Золотов

Четвертая версия представляет собой микс всех предыдущих. В деле Раковой – Зуева «экономисты» (то есть те, кто заинтересован в устранении конкурентов и захвате рынка) и «идеологи» (борцы с западной заразой в российском образовании) работают рука об руку. Одни хотят заработать, другие – прищемить хвост врагам. Иногда это и вовсе одни и те же люди, по древнему обычаю забирающие себе имущество поверженного противника.

Пятая версия. Сотрудники правоохранительных органов разоблачили группу коррупционеров и расхитителей, идет следствие, беспристрастный суд установит степень вины каждого из фигурантов.

Государству можно все

На самом деле пятой версии нет, о ней никто не говорит. И это, пожалуй, самое главное. Даже лоялистские «Известия» в помойной статье, подписанной одноразовым псевдонимом, сосредоточиваются не на экономической стороне дела, а на том, что Шанинка жила на деньги Сороса и Макартуров, а следовательно, давно пора.

То есть, вероятно, существуют люди, которые верят, что Сергей Зуев совместно с Мариной Раковой что-то украл у государства, но и им в голову не приходит считать это причиной арестов. Повод – да, но причина, разумеется, в чем-то другом. Вопрос «как удалось доказать?» нерелевантен – только «кто заказал?» и «что за этим стоит?». Злорадствовать – это пожалуйста, но считать, что российский суд руководствуется законом, дураков нет.

Обзор
«Звезды сошлись на Шанинке». Что известно о деле против Раковой и Зуева
13.10.2021 21:17

Если говорить о самом деле, то схема использована предельно простая и испытанная. Государство выделяет грант, потом говорит, что работы выполнены некачественно, и сажает всех по цепочке. На этом было построено дело «Седьмой студии», по точно таким же обвинениям сидят и фигуранты нескольких менее громких дел.

Распространенная реакция на очередное такое дело – «не надо брать деньги у государства». Но в российских условиях, тем более после всех законов про «иноагентов», это совет неработающий. Для людей, занятых большими проектами в образовании, науке, культуре, государство часто оказывается основным и, по сути, безальтернативным источником финансирования.

Шанинка

Студентки в окнах Шанинки. 14 октября 2021 года. Фото: Андрей Золотов / «Вот Так»

А значит, люди продолжат брать государственные деньги, а государство продолжит сажать за это тех, кого посчитает нужным. А тех, кто не получает государственных средств, будут карать за получение денег из-за границы. А тех, кто не связан ни с госструктурами, ни с заграницей, – за что-нибудь еще. И все это по каким-то своим, неведомым для стороннего наблюдателя основаниям. Это, конечно, еще не лотерея 1930-х, но логика репрессий, внятная для их инициаторов, непрозрачна для потенциальных жертв, то есть для всех нас.

При этом важно, чтобы никто не чувствовал себя защищенным. Никакие заслуги, известность, авторитет не спасут от государства, если ему по тем или иным соображениям понадобится съесть тебя на завтрак. Закон у нас, как известно, один для всех, его должны соблюдать даже нобелевские лауреаты, как любезно напомнил нам президент.

Поэтому можно проводить обыски у крупнейшего историка философии Александра Доброхотова, обидевшись на его сына-журналиста. Можно задерживать и отправлять под домашний арест ректора одного из самых уважаемых столичных университетов. Можно намекать, что человек, только что получивший самую престижную мировую награду, без пяти минут иноагент.

Все можно, просто потому, что государству хочется кушать. А кушать ему хочется всегда. И аппетит у него, слава богу, хороший. И от трапезы к трапезе растет.

Михаил Эдельштейн для “Вот Так”

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное