vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Кадры войны застряли в голове и не дают остановиться». Шуйский активист Сергей Веселов стал рекордсменом по политическим статьям, но продолжает открыто говорить, что думает

Сергей Веселов. Фото: Елена Георгиева / Новая Газета Европа

Сергей Веселов из города Шуя поставил антирекорд оппозиционной активности. На его счету одно административное дело и три уголовных, четыре статьи и восемь эпизодов. Новое — за реабилитацию нацизма. Теперь Веселову грозит 13 лет колонии. По количеству «уголовок» его опережает только Алексей Навальный. «Вот Так» поговорил с активистом о том, как ему удалось собрать внушительную коллекции антивоенных дел, нужно ли российской оппозиции объединяться и где сидит главный антипутинец.

Российские силовики любят делать «подарки»: 28 марта 2022 года, когда Сергей Веселов отмечал свой 52-й день рождения, против него завели дело о вандализме по мотивам политической ненависти или вражды (ч. 2. ст. 214 УК). За надпись «Нет войне» на здании администрации города Шуя. Ему грозит до 3 лет лишения свободы.

Также блогера преследуют по восьми эпизодам, которые силовики считают «дискредитацией армии» (ч. 1 ст. 280.3 УК). Все они связаны с видеозаписями на ютуб-канале Сергея «Тот самый Веселов». Первую административку ему вменили в июле 2022-го. На тот момент на канал было подписано 16 человек, сейчас — 373. По меркам ютуба — это микроскопический ресурс.

Второе дело добавили в сентябре. Поводом стала речь Веселова на заседании суда по его апелляционной жалобе на решение по возбужденному ранее административному делу о дискредитации армии (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП). Во время заседания активист осудил войну в Украине, а позже выложил запись речи на ютуб. В декабре ему вменили еще два эпизода. Максимальное наказание по 280-й статье УК РФ — до 5 лет лишения свободы.

В декабре 2022 года Сергей Веселов пополнил свою «коллекцию» вторым уголовным делом — по статье о неуважении к суду (ч. 2 ст. 297 УК). На этот раз властям не понравился видеоролик под названием «Что творится с судебной системой в РФ», в котором Сергей назвал судью Фрунзенского районного суда Николая Вергазова «патентованным кретином» (ранее Вергазов назначил ему запрет определенных действий, в том числе, пользование интернетом. Через две недели после апелляции Областной суд в Иваново отменил это решение. — Ред.). Это видео стало первым на ютуб-канале Веселова. В августе 2023 года по 297-й статье УК его приговорили к 300 часам обязательных работ.

В рамках возбужденных дел у Веселова прошло пять обысков, дважды он сидел в изоляторе временного содержания (ИВС): 12 суток в апреле прошлого года и восемь — в июне нынешнего. С 28 марта 2022 года он находится под подпиской о невыезде. В сумме по всем статьям ему могут дать 13 лет лишения свободы. Свою вину Веселов не признает ни по одному из эпизодов. Корреспондентка «Вот Так» Ирина Новик поговорила с оппозиционным блогером.

Про свой активизм

Иногда меня называют не активистом и не блогером, а антисоветчиком. Моего прадеда Петра Тимофеевича Мурзаева посадили в августе 1937 года за то, что Сталина ругал — за антисоветскую агитацию и пропаганду (главную в СССР «политическую» ст. 58 отменили в 1961 году. — Ред.). Его расстреляли 9 апреля 1942 года.

Несмотря на наследственность, я всегда был человеком аполитичным. Я, конечно, понимал мерзость [нынешней] власти. Но считал, что рано или поздно Путин уйдет и мы сможем выбрать себе нормального президента. 24 февраля 2022 года я понял, что никуда он не уйдет. И что это настоящая война, а не «специальная военная операция».

Триггером стали слова Путина о его готовности показать Украине настоящую декоммунизацию (об этом президент России заявил 22 февраля 2022 года во время своего видеообращения. — Ред.). Тут я понял, что советская власть взяла реванш и в приступе ярости бросается на своих соседей. И делает это для того, чтобы соседи жили так же плохо, как и мы.

История
На Лидию Прудовскую из Архангельской области завели уголовное дело о «дискредитации». В следственном комитете допросили не только ее, но и ее несовершеннолетних детей
03.08.2023 17:16

Так совпало, что как раз в то время кто-то написал на стене местной администрации «Нет войне». Потом надписи появились на заборе отдела полиции, на КПП военной части, еще на заборах двух церквей кто-то написал «Не убий». Черт его знает, кто написал. Какие-то шутники ходят по ночам с баллончиками, рисуют. Пока в суде ничего не доказано, я использую такие формулировки.

Я записал видео, которое называется «Что творится с судебной системой в России?». В нем я назвал судью Вергазова «патентованным кретином». Фраза обошлась мне в 300 часов обязательных работ. Ходить на них не буду. Любой человек, сотрудничающий с режимом, становится соучастником военного преступления. Я не хочу быть соучастником, поэтому в рабство они меня не возьмут. Получается, ждем еще одно уголовное дело против меня.

В другом своем видео я сказал, что когда солдаты Красной Армии вошли в Европу, они вели себя невежливо с немецкими женщинами. Грубо говоря, речь идет об изнасилованиях. Силовики придрались к этой фразе и возбудили дело о реабилитации нацизма. Но я уже ничему не удивляюсь. Тем более что в Ивановской области уже было одно такое дело. Моему знакомому Сергею Волкову влепили 2 млн рублей штрафа.

Про Украину

Когда произошел Крым (аннексия Крыма Россией в 2014 году не признана большей частью международного сообщества. — Ред.), я приветствовал это событие. Сейчас мне стыдно об этом говорить. Но человеку свойственно ошибаться, человек может поддаваться пропаганде. Гораздо позже до меня дошел смысл слов Александра Невзорова: «Лежала окровавленная, без сознания Украина и из сумочки у нее торчал Крым». Я осознал свою ошибку и от этой позиции отказался. Нельзя вытаскивать Крым из сумочки у женщины, которая лежит в бессознательном состоянии. Это мародерство.

Я стараюсь быть объективным. Например, Украину часто обвиняют в коррупции. Я не эксперт в этих вопросах, но, видимо, небезосновательно. Недавно Зеленский уволил областных военных комиссаров (сотрудникам военкоматов предъявили официальные обвинения во взяточничестве.Ред.). Украина, конечно, жертва агрессии, но свои ошибки там тоже есть и были. Тем не менее у меня нет права идти к соседу и учить его, как правильно косяки к дверям прибивать.

Про аресты

Первый раз меня арестовали в ночь на 27 марта 2022 года. Трое суток продержали в «обезьяннике» без сна. Из-за этого у меня случился гипертонический криз и меня с высоким давлением отвезли на скорой в больницу. В палате я лежал один, а за дверью сидели сотрудники полиции при пистолетах. Они не доставляли особых проблем.

Гораздо хуже вели себя работники больницы. Однажды я открыл окно, чтобы проветрить палату. И вдруг слышу сзади голос медсестры: «А чего это у вас политический окно открывает?»

Может, она подумала, что я собираюсь бросаться вниз с четвертого этажа. В другой раз вышел из палаты попросить таблетку от головной боли. Медсестра опять орет: «Политический у вас ходит, как хочет!» То есть медперсонал запуган сильнее ментов.

Первого апреля меня буквально из-под капельницы доставили в суд и арестовали на 12 суток. Я сидел в ИВС с обычными бомжами. Как правило, они ничего не понимают в политике. Поэтому я им рассказывал, что такое право, они мне — где ночью в Шуе купить водку. Мы взаимно друг друга обогащали.

Сергей Веселов в отделении полиции в Шуе. Фото: из личного архива

В ИВС трехразовое питание. Каша, сосиска, рыба, чай. Все как в тюрьме, главное — чай и сигареты. Передачи с продуктами и книгами можно получать без проблем. В камере две шконки и стол. Есть раковина, но горячей воды нет. В душ водят раз в неделю. Есть унитаз. Хорошо, что не дырка в полу. Единственное, что плохо — на прогулки почти не водят. В шуйском ОВД недобор кадров, и у них просто нет на это людей.

Силовики меня не пытали, давление не оказывали. Просто хотели объяснить, что я зря трачу деньги на адвокатов и меня все равно посадят. Главный опер Шуи спросил: «Сергей Владимирович, зачем вы полезли в это дело?» Я ответил: «Если мне понадобится ваш совет, я вам позвоню».

Про российскую оппозицию

К Алексею Навальному я отношусь безусловно хорошо. Но то, что делает сейчас ФБК, ничего кроме насмешки у меня не вызывает. Потому что умные, логичные и изящные расследования о том, кто сколько украл и кто с кем спит, утратили свою актуальность ровно после 24 февраля. Это уже неинтересно. Пора использовать более жесткие методы борьбы. Но у них на это не хватает смелости. Главный антипутинец сидит в Киеве. Ему и надо помогать.

Я за объединение оппозиции. Политика — это искусство создания коалиций для решения конкретных вопросов. А они [участники разных антипутинских инициатив] сидят по одному в Лондоне, Вильнюсе, Амстердаме и поливают грязью друг друга. Но пора прекратить мелкие внутренние склоки и объединиться вокруг общей идеи. Их несколько основных: Россия должна стать правовым государством, войну необходимо прекратить, а военных преступников наказать, выплатить репарации украинцам, и так далее.

Интервью
«Семь месяцев мы прошли, дальше еще пять лет». Политзаключенный Никита Тушканов и его девушка сыграли свадьбу в СИЗО. Вот как это было
18.07.2023 06:30

В нашем регионе есть активисты кроме меня, но они атомизированные. Как в рок-опере «Юнона и Авось»: «Нас мало, нас адски мало. А самое страшное, что мы врозь». Одни надеются пересидеть, переждать. Другие занимаются внутренними разборками, третьи ловят дешевую популярность. Но есть люди, на которых можно положиться. Вот недавно в Иванове при непонятных обстоятельствах погибла активистка Ольга Назаренко (доцент и преподавательница Ивановской медицинской академии, участвовала в акциях протеста с 2018 года. — Ред.). События произошли в ночь на 7 октября, на день рождения Путина. Возможно, она хотела повесить какой-то протестный баннер и упала с дерева.

Ольга часто выходила с одиночными пикетами. А человек, стоящий в одиночном пикете на площади Революции в городе Иваново, может получить не только одобрение, но осмеяние, оскорбления, даже нападения. Причем не со стороны полиции, а от прохожих. То есть народ до такой степени смирился со своим рабским положением, что проявляет агрессию против того, кто ведет себя иначе. Ольга подвергалась этой агрессии. Я называл ее Жанной д’Арк.

Недавно (26 октября. — Ред.) рядом с Шуей прошли народные выступления против строительства мусорного полигона. Мать со своими тремя детьми сфотографировалась с плакатом около здания городской администрации (в тот же день к женщине пришли сотрудники полиции и службы опеки, на нее завели административное дело по статье о незаконном проведении митингов (ст. 20.2 КоАп. — Ред.) Я с ней пообщался, она сказала: «Всё, я сыта. Больше этим не занимаюсь».

История
«Сладковато-кислый смрад». Как древний город Мценск оказался на грани экологической катастрофы
15.09.2023 06:00

А с полигоном есть одна засада. Его хотят построить рядом с деревней Китово, а все этой деревне зиганутые полностью. То есть они против полигона, но они не против войны с Украиной. Вот как в этой ситуации себя вести, я пока не знаю.

Про будущее

Я закончил Ивановский государственный энергетический университет и строил сети связи по Всей России: от родной Ивановской области до Анапы и Воркуты. Последние годы работал в этой же сфере как индивидуальный предприниматель. Но как только начались аресты, обыски, работать стало невозможно. Сейчас живу на донаты.

Сергей Веселов в следственном отделе по городу Шуя. Фото из личного архива

Я донжуан и был трижды женат, у меня четверо детей. Они меня поддерживают. А родители уже старые люди, я стараюсь их не беспокоить. Подружки моей матери, с которыми она всю жизнь знакома, полностью зиганутые. И мать оказалась перед выбором: общаться с ними или со мной. Она выбрала нейтралитет и старается не обсуждать со мной острые вопросы.

Мне предлагали уехать из России. Но это моя страна. Хватит бежать от этих негодяев. Мне в этом смысле близка позиция Ильи Яшина, Владимира Кара-Мурзы и Алексея Навального (все трое оппозиционеров не уехали из страны, их арестовали и посадили на сроки от 8,5 до 25 лет. — Ред.). Хотя, конечно, кто я, а кто Навальный? Это же небо и земля. Но в данном случае я ставлю себя и его на одну доску.

Почему я до сих пор не в СИЗО — у меня на этот вопрос ответа нет. Мой адвокат (Оскар Черджиев, сотрудничающий с «ОВД-Инфо». — Ред.) говорит, что с моими статьями меня уже должны были закрыть, но почему-то не закрыли. Почему — мы не знаем.

Мне страшно сесть. Я не хочу садиться в тюрьму. Ничего не боятся только дураки. Но совесть не позволяет мне молчать. Я просто не имею права вести себя по-другому. Даже больше скажу — у меня временами бывает очень хорошее настроение от того, что я говорю в глаза сотрудникам силовых органов то, что я про них думаю: что они военные преступники.

Останавливаться я не собираюсь. Помните фотографию беременной женщины на носилках, которая умерла в Мариуполе? Этот и другие подобные кадры [войны в Украине] застряли у меня в голове и не дают остановиться.

Ирина Новик

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное