vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Португалия и Россия похожи раздолбайством». Истории россиян, уехавших после начала войны в Португалию

Вид на Лиссабон, Португалия. Фото: Nano Calvo / Zuma Press / Forum

В 2022 году не только Грузия, Армения и Казахстан стали центрами притяжения россиян, уехавших из-за войны в Украине: некоторые из них выбрали солнечную Португалию. Это одна из немногих европейских стран, открытая для эмигрантов из РФ, и с демократичными условиями легализации пребывания. «Вот Так» поговорил с несколькими россиянами, перебравшимися в Португалию, о плюсах и минусах жизни в этой стране.

«Здесь вместе с тобой квартиру смотрят 10–20, а иногда и 30 человек»

Мария Маковецкая до переезда работала PR-менеджером в одной из московских компаний, ее муж занимался видеопродакшном. Семья уехала из России в марте 2022 года, в самом начале войны, но не сразу в Португалию — первым пунктом их назначения стала Турция.

Мария Маковецкая с мужем. Фото: личный архив

«У нас была хорошая работа, но руководство не было готово видеть нас за границей — либо оставаться, либо увольняться. Мы поняли, что оба теряем работу. У нас не было больших накоплений, но 1 марта мы все-таки решили, что нужно уезжать. Выбрали Турцию, потому что тогда это было доступно, относительно бюджетно. Сделали кошке справки для вылета. За день продали машину первым же перекупщикам. Позвонили хозяевам квартиры — естественно, никакие залоги не возвращались. Огромное количество вещей, которые мы накупили, осталось там», – вспоминает Мария.

История
Десять дней и на выход. Власти Турции выгоняют из страны россиян, бежавших от войны
01.02.2023 14:15

Семья не собиралась долго оставаться в Турции из-за сложностей с получением ВНЖ — искали страну, где будет хотя бы шанс на легализацию, в том числе на получение паспорта. Популярная у российских эмигрантов Аргентина не рассматривалась из-за слишком большой удаленности от России.

«Португалия сейчас – одна из самых лояльных стран с точки зрения миграционной политики, в том числе к русским. Я начала копать вглубь и поняла, что у них действительно есть очень неплохие визы, по которым реально переехать. Даже если ты не очень много зарабатываешь или нет больших накоплений. В отличие от турецкого туристического ВНЖ, мы сможем легально работать в Португалии, путешествовать по еврозоне без виз. Это для нас стало первоосновой. Если все будет в порядке, получим ВНЖ на два года, который потом можно продлить еще на три, если платишь налоги и не косячишь. А через пять лет можно претендовать на паспорт», — говорит Маковецкая.

Мария с мужем подавали документы на визу D7 (пассивный доход). Процесс оформления занял несколько месяцев: в июле Маковецкие встали в очередь на подачу документов и только в октябре попали в консульство в Анкаре. За это время португальская сторона несколько раз запрашивала у них дополнительные документы. В начале декабря они все-таки получили визы.

Справка
Виза D7 — для обладателей пассивного дохода (сдача квартиры в аренду, пенсия, доходы от инвестиций) размером больше 760 евро в месяц. До 30 октября 2022 года в качестве пассивного можно было указать доход на удаленной работе. Сейчас эти тип виз разделили: для «удаленщиков» появился новый тип виз — digital remote, по ней ежемесячный доход должен составлять как минимум 3040 евро в месяц.

«Мы не собирались ехать так быстро — в планах у нас был конец марта. Но оказалось, что обладатели этих виз получают автоматическую запись в местный миграционный центр, и нам ее дали на 20 января. К этому времени нам нужно было снять жилье в Португалии, открыть счет в местном банке, сделать португальский ИНН. Поэтому мы поняли, что нужно ехать. Собрались за две недели и 26 декабря улетели», — рассказывает Мария.

Сейчас семья остановилась в Лиссабоне. Одной из главных проблем после переезда стал поиск жилья. «Здесь очень большой конкурс на жилье. Реально кастинг. Здесь вместе с тобой квартиру смотрят 10–20, а иногда и 30 человек. После просмотра ты присылаешь хозяину свои документы, рабочие контракты, банковские выписки, кто-то даже делает презентации [про себя]. Ты стараешься максимально понравится хозяину квартиры. И на основе этого всего он выбирает “победителя” — кому он сдаст квартиру. Поэтому важен фактор харизмы, везения, сумм на счетах. Очень много всего должно совпасть», – отмечает она.

Трамвай в Лиссабоне. Фото: личный архив

В январе этого года Маковецкие сняли небольшую квартиру с одной спальней за 850 евро рядом с центром города. Мария уверяет, что это очень дешево, потому что похожие варианты сейчас сдаются по 1,3 тыс. евро, а ее знакомые сняли аналогичную по площади квартиру, но в новом доме, за 2,5 тыс. евро.

На аренду квартиры нужно заложить приличную сумму: во-первых, оплата вносится сразу же за несколько месяцев, во-вторых, португальцы привыкли заключать долгосрочные контракты — срок может доходить до трех лет. При выезде до окончания этого срока залог не возвращается.

Мария рассказывает, что многие приезжие готовы на жесткие условия — вносить оплату сразу за пять-шесть месяцев. Ей с мужем повезло: хозяева согласились на плату за первый и последний месяц проживания плюс залог за имущество.

Сейчас семья живет в основном на доходы мужа Марии Константина, которому удалось найти удаленную работу в Европе. Сама россиянка начала оказывать платные консультации по переезду в Португалию. По ее словам, главные плюсы жизни в стране — приятный климат, океан и приветливые люди.

«У нас много микрокафешек, и каждое утро там всегда сидят люди, в основном, правда, старшего возраста. Они пьют кофеек, винишко, пиво, общаются, улыбаются. И от этого ты такой заряд энергии получаешь, когда видишь это. Как наши бабушки на лавочке, только лучше», — объясняет она.

Женщины на улице Лиссабона, Португалия. Фото: Rafael Marchante / Reuters / Forum

Среди минусов Португалии Мария выделяет низкий уровень сервиса и банковских услуг плюс бюрократию. Например, россиянам без ВНЖ открывает счета только один банк в стране — Caixa Geral de Depósitos — и для этого нужно предоставить очень много документов: рабочий контракт, выписки об уплате налогов в России на английском и португальском языках, выписки со счетов в банках других стран.

«Нас выбила из колеи система контрактов. Мы купили симку с безлимитным интернетом за 30 евро в месяц, но в нашей квартире сеть ловила очень плохо. Для того чтобы отказаться от нее и расторгнуть контракт, ты должен заплатить штраф 100 евро. Я ходила раз десять в офис, меня переводили от одного специалиста к другому, но избежать штрафа не получилось. В условиях бесплатного расторжения — смерть абонента, тяжелая болезнь либо резидентство в другой стране», — рассказывает Мария.

история
«Здесь я чувствую себя счастливой». Россияне — об эмиграции в Аргентину Страна принимает шестую волну российских беженцев
14.12.2022 12:43

В целом к россиянам в Португалии относятся хорошо. По ее словам, все прекрасно понимают, почему люди уезжают из России. После начала войны в страну также приехало очень много украинцев, но никаких конфликтов между ними и россиянами нет. Возвращаться в Россию семья Маковецких пока не планирует, но в будущем этого не исключает — супруги признаются, что очень скучают по близким.

«Это огромная рана, которая остается. Костины родители успели приехать к нам в декабре в Турцию. Мы прощались в слезах, потому что не знали, когда увидимся снова. Всех остальных не видели уже год, и это очень тяжело. Хочется, чтобы близкие оказались здесь. Я не скажу, что безумно скучаю по каким-либо местам, больше по людям», — делится Мария.

«Сейчас у меня план — жить и наслаждаться жизнью»

Татьяна Сивакова раньше жила в Екатеринбурге, работала на американскую компанию, которая помогала клиентам улучшить уровень английского языка. Начало войны девушка встретила в отпуске: 27 февраля она должна была вернуться в Россию, но не сделала этого — из-за санкций ее компания отказалась продолжать работу в стране.

«Я была во Франции — там и осталась, чтобы понять, как и что мне теперь делать дальше. Я думала о том, чтобы жить там, но легализоваться очень сложно. Какие-то варианты были, но нужно было возвращаться и подавать документы из России. Плюс я не хотела учить французский. И кроме того, там жить довольно дорого, если говорить, например, о Париже», — говорит Татьяна.

Около двух с половиной месяцев она провела во Франции, жила у подруги. После этого еще пару месяцев жила в Стамбуле. Думала остаться там, но знакомые посоветовали рассмотреть вариант с Португалией.

«Я изучила все нюансы, и где-то в мае, все еще находясь в Стамбуле, решила, что Португалия для меня — идеальный вариант. Вообще я рассматривала еще Испанию, так как учила испанский язык, но тогда я столкнулась с теми же проблемами в плане легализации, что и во Франции», — вспоминает Татьяна.

Новости
Португалия изменит закон, по которому Абрамович получил гражданство страны
16.03.2022 17:11

Россиянка планировала переехать также по визе D7, однако Португалия ее не одобрила, тогда она выбрала вариант с легализацией внутри страны — в таком случае достаточно просто въехать по туристической визе. Главный минус такого способа — очень длительный срок рассмотрения документов на ВНЖ: процесс занимает около двух с половиной лет, в течение которых запрещено выезжать из страны. В середине июля Татьяна все-таки вернулась в Россию, чтобы собрать нужные документы и накопить денег на переезд. 20 октября она прилетела в Лиссабон.

Как и другие эмигранты, россиянка столкнулась со сложностями в поиске квартиры. «Меня пугали, что снять жилье практически невозможно. Я нашла двух риелторов — местного и русскоязычного — и оба отказались со мной работать, потому что мой бюджет был меньше 1200 евро в месяц. Они были уверены, что с такой суммой я в Лиссабоне ничего не найду и что они даже браться не будут. Но в итоге я очень быстро нашла квартиру: 27 октября уже подписала контракт», — добавляет Татьяна.

Квартира обходится ей в 895 евро в месяц (единовременная плата — за первый и последний месяц плюс залог), сюда уже включена плата за воду и интернет. Еще около 30 евро в месяц она отдает за электричество. В зимние месяцы из-за необходимости пользоваться обогревателем (в Португалии нет центрального отопления) счет за свет составлял около 50 евро. Сивакова отмечает, что найти жилье дешевле реально, но для этого нужно прожить в Португалии хотя бы несколько лет.

Женщина развешивает одежду для просушки в районе Алфама в Лиссабоне, Португалия. Фото: Rafael Marchante / Reuters / Forum

«У тебя потребуют рекомендации от предыдущих собственников, две годичных налоговых декларации. Когда мои друзья стали переезжать, я им сразу говорила, что найти дешевле возможно, но лучше, чтобы 5–6 тысяч евро на квартиру было — заплатить за несколько месяцев вперед. Потому что мой случай скорее уникальный. Даже для европейцев нет послаблений. Я общалась с девушкой из Германии — ей пришлось предоставлять рекомендательное письмо, чтобы снять квартиру», — рассказывает она.

Не считая аренды, в среднем Татьяна тратит в месяц около 500 евро. Покупка продуктов для нее в среднем обходится в 50 евро в неделю. Расходы в кафе — 15–20 евро на человека за один раз. Проездной на все виды транспорта, включая пригородные электрички, обходится девушке в 40 евро. Еще столько же стоит SIM-карта с безлимитным интернетом.

«Если езжу в путешествия, на экскурсии, то еще 200–300 евро сверху. То есть полторы тысячи евро — это в принципе минимум. Но расходы могут отличаться: у кого-то есть машина, у кого-то дети. Если у вас такая зарплата, то лучше, наверно, искать жилье за пределами Лиссабона, чтобы аренда не была больше 50–60% от доходов», — отмечает россиянка.

История
«Ходишь с протянутой рукой». Как российские беженцы живут в США
19.01.2023 14:29

Ближайшие пару лет Татьяна планирует путешествовать по Португалии, потому что из-за особенностей процесса легализации ей нельзя выезжать из страны.

«Я всем друзьям говорю: сейчас у меня план — жить и наслаждаться жизнью, не попадать ни в какие неприятности. Это важно для подачи дальнейших документов в миграционную службу. Когда я только собиралась переезжать, подписалась на разных блогеров, смотрела ролики с видами города. А сейчас я ловлю себя на мысли: “О, я видела это в сторис, а сейчас сама здесь нахожусь” — и сама себе не верю. Тут есть Мост 25 апреля очень похожий на Золотые Ворота в Сан-Франциско. Когда я его впервые увидела, очень удивилась, а сейчас он виден у меня из окна. Мне здесь очень нравится, и когда я получу ВНЖ, то думаю, что останусь здесь жить дальше», — резюмирует она.

«Все португальцы очень медлительные, но суперотзывчивые»

Дизайнер Арина (по просьбе героини редакция не указывает ее фамилию) переехала из Подмосковья в Португалию в августе 2022 года. Планы по эмиграции она вынашивала с мужем несколько лет, впервые побывав в стране в 2017 году.

«Мы не делали никаких шагов, но в 2021 году, через неделю после своего дня рождения, я словила дебют рассеянного склероза в виде слепоты на левый глаз. Сейчас все хорошо, но тогда мы подумали, что этого своего рода знак, что от жизни можно ждать всего, что угодно», — вспоминает она.

Семья планировала плавный переезд в новую страну — супруги понемногу учили португальский язык, но после начала войны им пришлось менять свои планы. В августе они улетели в Португалию, чтобы подать документы, и больше в Россию не возвращались.

«Мы хотели подавать документы из Москвы, но потом началась мобилизация. Не стали возвращаться и подали документы на визу внутри страны. Это достаточно смелое решение, потому что лекарства, которые мне нужны, стоят достаточно дорого, а бесплатно их выдают только обладателям ВНЖ. А мне его ждать еще очень долго — два с половиной года. Я осознанно пошла на этот риск из-за мобилизации», — объясняет россиянка.

История
«В нашем положении даже зеленые бананы покупать не стоит — не знаешь, что будет завтра». Как живут бывшие руководители региональных штабов Навального в эмиграции
26.02.2023 15:19

Сейчас Арина с мужем живут в Порту — втором по величине городе Португалии. Выбор пал на него из-за более комфортной погоды, чем в Лиссабоне, и более дешевого жилья. Семья сняла квартиру с видом на океан и собственным гаражом за 800 евро, оба супруга продолжают удаленно работать на российские компании.

Больше всего Арине нравится отзывчивость людей в Португалии. «Владелица кафе, в которое иногда мы ходим завтракать, пару раз нас угощала — давала что-то, что мы не заказывали. Однажды я пришла сильно простуженной, была в маске — она мне дала таблетки от боли в горле и сказала: “Лечись”. Это супермило! Она знает, как меня и мужа зовут, постоянно спрашивает, как наши дела, нужен ли нам совет», — делится впечатлениями Арина.

Вид на Порту, Португалия. Фото: PEDRO NUNES / Reuters / Forum

Еще она обращает внимание на расслабленность португальцев: по ее словам они никуда не торопятся, а перенести дела на завтра – норма жизни для них.

«Все португальцы, которых мы встречали, очень медлительные, но суперотзывчивые. Мы приходили в банк, чтобы открыть счет, и просидели где-то час, потому что обсуждали предстоящий карнавал, праздничные блюда и то, где есть лучшую франсезинью. Реально на заполнение анкеты для открытия счета мы потратили минут 10», — добавляет девушка.

Арина рассказывает, что в Португалии чувствует себя безопасно. Не боится, даже если возвращается домой поздно вечером по неосвещенным улицам. Стук в дверь тоже не сулит никаких проблем.

«Я прожила в Москве почти 10 лет, снимала квартиру в разных районах города. Когда жили в Печатниках, первыми постучавшимися к нам были полицейские, которые расследовали убийство таксиста — его тело нашли у соседнего подъезда. В Порту через несколько дней после нашего приезда тоже постучали в дверь. Я напряглась, но открыла. А там стояли 10-летние мальчишки, одетые в костюмы на Хэллоуин, просившие сладости. Когда постучались второй раз — это было перед Рождеством — на пороге стоял хозяин квартиры с огромным кексом в подарок», — вспоминает Арина.

Анализ
Как уехавшим россиянам защитить свое имущество в РФ от изъятия — инструкция «Вот Так»
20.01.2023 14:36

В крупных городах страны можно спокойно жить, не зная португальского языка, уверяет она. Знакомые девушки открыли в Порту кафе, в котором ни один сотрудник языком не владеет — общаются только на английском. Из минусов россиянка также называет низкий уровень сервиса. Например, доставку мебели из магазина можно ждать несколько недель, особенно если речь идет о местных сетях.

«Португалия и Россия похожи раздолбайством. Но здесь оно доброе — обычно говорят: “Завтра сделаю”. Когда я только приехала, хотелось, чтобы все быстрее-быстрее, но потом я просто взяла и расслабилась. Хотя периодически мне вожжа под хвост попадает. Но ты просто принимаешь правила игры. Например то, что магазины у тебя по воскресеньям будут закрыты. Но каждый раз, когда выходишь из дома и общаешься с местными, видишь искреннюю улыбку. К тебе по умолчанию относятся с уважением», — делится Арина.

Александр Орлов

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное