vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Режим Лукашенко хочет монополизировать трактовку событий Великой Отечественной войны

Белорусские власти продолжают нещадно эксплуатировать тему Великой Отечественной войны в своих политических интересах. Главная мысль в том, что поскольку мы, мол, наследники Великой Победы, то это нас легитимирует и дает право чихать на требования гнилого, потакающего современному нацизму Запада. Сейчас режим Александра Лукашенко вознамерился и вовсе монополизировать право трактовать события той войны.

Необходима система последовательных решений, чтобы сохранить историческую правду, заявила председатель Совета Республики Наталья Кочанова, входящая в число близких соратников Лукашенко.

Этот тезис прозвучал 15 июня в Минске на Международной парламентской конференции «Историческая память: Великая Победа, добытая единством». Мероприятие организовали с размахом, с помпой. С трибуны выступили большие начальники — премьер Роман Головченко, глава администрации Лукашенко Игорь Сергеенко, госсекретарь Совета безопасности Александр Вольфович и другие. Их речи состояли в основном из заезженных клише типа: эта память священна, является фундаментом государственности, на ней будем воспитывать настоящих патриотов, не дадим переписать историю и т.п.

Есть точка зрения государственная и неправильная

Кочанова же пошла дальше. Она предложила такую конкретную меру, как «закрепление за нашим государством права интерпретировать события Великой Отечественной войны на основании исторической правды, которую знает белорусский народ».

Заметим, что народ — понятие неоднородное. Белорусское общество расколото глубоким внутриполитическом кризисом. На одном полюсе — ядерный электорат Лукашенко, на другом — те, кого социологи называют демократическим ядром. Да, победа в Великой Отечественной — это то, что дорого людям из разных политических лагерей. Но при этом далеко не все согласны с однобокой, приукрашенной трактовкой той войны, которую навязывают власти — через СМИ, издание учебников в советском духе и прочие каналы. Так что тезис о правде, которую знает народ, — уже манипуляция.

Александр Лукашенко жмет руку ветерану Великой Отечественной войны, 30 июня 2020 года. Фото: Михаил Клементьев / TASS / Forum

Показательно и то, что власти стараются избегать термина «Вторая мировая». Ведь иначе придется признать, что, например, Британия (которую режим сейчас костит в хвост и гриву за санкции) вступила в битву против нацизма еще тогда, когда коммунистическая Москва тайно делила с ним Европу. Много говорится о героической обороне Брестской крепости в 1941-м, но ни слова — о том, как в 1939-м ее польских защитников атаковали совместно гитлеровцы и советские войска.

Так что «историческая правда», о защите которой твердят с трибун большие начальники, на поверку оказывается как минимум полуправдой, которая к тому же обильно сдобрена мифологией.

Но власти уже не просто продвигают свои нарративы — они претендуют на истину в последней инстанции. И готовы карать тех, кто осмелится дискутировать на «святую тему». Сказано «люминий», значит, «люминий».

Властям нужна лакированная версия, иное объявляется ересью

Лукашенко в приветствии участникам конференции, упомянув о всенародном подвиге, подчеркнул:

«Мы первыми на постсоветском пространстве закрепили положения о недопустимости его фальсификации в Конституции страны».

Действительно, в новой Конституции, принятой по итогам февральского референдума (который, по данным независимой социологии, де-факто не состоялся), власти записали: «Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

Мнения
Война войной, а референдум у Лукашенко по расписанию
25.02.2022 21:09

Да, был подвиг, но было и другое — то, что Сталин перед войной выкосил репрессиями цвет Красной армии, что была массовая сдача в плен, были огромные потери из-за бездарности советских полководцев, особенно из когорты старых рубак, что солдат клали штабелями из-за приказов взять тот или иной город к красной дате и т.д. Все это тоже надо знать, помнить и понимать, чтобы извлекать из истории настоящие уроки. Но за такую «ересь» теперь могут сильно прижучить: клевещешь, замазываешь грязью Великую Победу.

На самом деле за всей этой казенной риторикой о памяти, о наследовании подвига стоит попытка правящих верхушек в Беларуси и России «отождествить себя с победителями в Великой Отечественной и таким образом легитимировать свое право на правление», говорит политический аналитик Валерий Карбалевич. Вдобавок, по его мнению, эта непрерывная апелляция к прошлому говорит о том, что режимы в кризисе, не имеют внятной модели развития, картины будущего.

А с легитимностью у Лукашенко после протестов 2020 года и впрямь большие проблемы. Запад не признал его победителем тогдашних выборов, многие белорусы считают, что больше голосов набрала Светлана Тихановская.

Собственно, и выборы как институт, как механизм уничтожены. Что остается? Раньше монархи говорили, что их власть от бога. Теперешние вожди Беларуси и России пытаются освятить свое правление именем Победы, подпереть таким образом свои режимы в моральном, идеологическом плане. И для этого им нужна именно лакированная версия тех событий.

Еще один повод устроить ад неугодным

Кроме всего прочего, монополия на наследие Победы облегчает задачу стигматизации, демонизации политических противников — внутренних и внешних. Их просто объявляют наследниками нацистов. Исторический бело-красно-белый флаг — яркий, впечатляющий символ мирного народного восстания 2020 года — белорусские власти и пропаганда заклеймили как коллаборационистский, фашистский. Не очень образованным силовикам с дубинками вдалбливают, что, прессуя тех, кто выступил за честные выборы, они сражаются «с фашистской силой темною, с проклятою ордой».

Мнения
Флаг, под которым присягал Лукашенко, могут объявить экстремистским
02.02.2021 19:37

Монополия государства на интерпретацию событий той войны грозит репрессиями историкам, исследующим те ее страницы, которые не укладываются в прокрустово ложе официальной мифологии, публицистам, журналистам, нацеленным на действительно правдивое отражение страниц Второй мировой.

Школьникам, студентам будут вкладывать в головы изрядно мифологизированную версию событий того периода, затушевывая моменты типа советско-гитлеровского парада в Бресте в 1939 году и т.п. Им не расскажут всей правды о перипетиях блокады Ленинграда, боях подо Ржевом, партизанском движении в Беларуси, постараются умолчать о многом другом, что «портит» официальные нарративы.

Мемориал Брестской крепости в Беларуси. 4 июня 2019 года. Фото: Виталий Шарифулин/ TASS / Forum

Но есть момент, на котором режимы Владимира Путина и Лукашенко могут поскользнуться. Карбалевич отмечает: война в Украине обосновывается ими «как продолжение Великой Отечественной, продолжение войны с фашизмом и нацизмом». Неудачное же для Москвы и Минска окончание этой войны может сильно подкосить весь этот концепт, говорит аналитик.

Он также подчеркивает: белорусское государство может пытаться насаждать монополию на интерпретацию событий войны внутри страны, но вопрос, «кто в мире это признает».

Впрочем, белорусам, которые хотят перемен, достаточно ада и в своей стране. Режим из авторитаризма сползает в тоталитаризм, когда право на жизнь имеет только государственная точка зрения, остальное — крамола, происки врагов, с которыми следует разбираться беспощадно. Мракобесие крепчает. Власти, прикрываясь наследием Великой Победы, ведут свою отнюдь не благородную войну за удержание кресел любой ценой.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное