vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Мутации и проблема с прививками. Что известно о новой волне коронавируса

Машины скорой помощи с больными ковидом перед больницей Червелло в Палермо, Италия. 8 января 2022 года. Фото: Victoria Herranz / Zuma Press / Forum

В Европе начался мощный рост заболеваемости коронавирусом, врачи связывают его с новыми подвидами штамма “омикрон”. Глава Всемирной организации здравоохранения уже призвал снова вернуть масочный режим. Все это происходит на фоне того, что почти во всем мире, в том числе и в России, отказались от всех ограничений. “Вот Так” рассказывает о новой волне пандемии.

Что случилось?

В Италии за последнюю неделю выявили более 730 тыс. случаев заражением коронавирусом. Во Франции дела обстоят еще хуже: цифра подбирается к миллиону. Врачи говорят, что в основном распространяются два новых штамма BA.4/5 — это изменившийся “омикрон”, который вызвал последнюю мощную вспышку в конце зимы.

«Мутация в спайк-белке обоих штаммов делает их невидимыми для большинства антител, которые человек выработал во время болезни или после прививки», — говорит микробиолог Ирина Якутенко.

Это значит, что риск заболеть гораздо выше даже у тех, кто недавно перенес ковид или прошел вакцинацию. При этом, по словам Якутенко, защита от тяжелого течения заболевания сохраняется неплохая — поэтому в США уже рекомендовали пожилым людям делать еще одну прививку.

Новости
Глава Роспотребнадзора: в России будет новый всплеск COVID-19
14.07.2022 18:35

«Главный вывод, который мы должны сделать — это то, что коронавирус с нами навсегда. Вирус у нас сохраняется, его популяция никуда не денется», — говорит эпидемиолог Антон Барчук.

По его словам, сейчас важно следить за Италией. Если там сильно вырастет число смертей, то придется бить тревогу, если нет, то эта волна может пройти довольно спокойно.

«Мы пока перешли из острой фазы пандемии в фазу, когда у нас будут локальные вспышки, не вызывающие большой нагрузки на медицинские учреждения», — считает Барчук.

По словам Якутенко, смертность в связи с новым этапом распространения вируса также растет, но не так сильно, как во время пиков пандемии.

Работники московского метрополитена отклеивают настенные стикеры социальной дистанции после ослабления ковидных ограничений. Москва, Россия. 15 марта 2022 года. Фото: Пресс-служба Московского метрополитена / ТАСС / Forum

А что в России?

«Реальной статистики по коронавирусу в России увидеть невозможно», — уверен независимый аналитик, кандидат биологических наук Алексей Куприянов.

В Москве и Петербурге наблюдается рост количества заболеваний (в столице почти 1000 случаев в день, в Петербурге — 300 случаев в день), но на протяжении всей пандемии официальные ведомства манипулируют цифрами, уверен эксперт. По словам Куприянова, постепенный рост начался пять недель назад. Эпидемиолог Антон Барчук считает, что по-настоящему новая волна коронавируса может развернуться ближе к осени.

Независимый демограф Алексей Ракша, который следит за ростом поисковых запросов в интернете, связанных с коронавирусом, отмечает, что в конце июня по всей России, преимущественно в Москве, люди начали больше спрашивать у «Яндекса» о заболевании и лечении. Впрочем, Ракша считает, что пока рост запросов, а соответственно и распространения болезни, совсем небольшой — Россия находится только в начале пути.

При этом динамика смертности в последние месяцы по стране стала отрицательной, то есть в России за месяц умирало меньше людей, чем в предыдущие годы. Это означает, что сейчас эпидемии в стране по сути нет, считает Ракша.

Анализ
Холера в Мариуполе. Что известно о возможной вспышке и угрожает ли она всему миру
11.06.2022 20:43

Независимый аналитик Алексей Куприянов отчасти связывает это и с так называемым «эффектом жнеца»: слишком много людей умерли раньше своего срока во время предыдущих волн коронавируса — теперь умирает меньше. Тем не менее власти, как минимум на словах, обращают внимание на подъем заболеваемости.

«Появление в России новых вариантов омикрон-штамма коронавируса приведет к росту числа заражений, что и наблюдается сейчас в Москве», — предупредила глава Роспотребнадзора Анна Попова. По ее словам, пока что новые разновидности штамма не приводят к более тяжелому течению заболевания или к увеличению количества занятых коек.

Вместе с тем у российских фармацевтов резко выросли закупки лекарств от ковида — миллиарды тратятся на препарат, эффективность которого не доказана. Об этом написал канал «Можем объяснить» на основе данных систем госзакупок и СПАРК. Речь идет о «Фавиправире».

Сам «Фавипиравир» подвергается критике со стороны ученого сообщества. Специалисты говорят, что вещество способно нарушать эмбриональное развитие и токсично при беременности. Летом 2020 года японские ученые не нашли подтверждений эффективности препарата на ранних стадиях заболевания коронавирусом. В России же его включили в список жизненно необходимых и важнейших лекарств.

Доктор Паоло Лусуриелло рядом с морозильными камерами для хранения “Паксловида”. Бусто-Арсицио, Италия. 17 февраля 2022 года. Фото: Zonna Nick / IPA / ABACA / Abaca Press / Forum

Что будет дальше?

«Хорошие новости заключаются в том, что у коронавируса нет эволюционной цели вызывать более тяжелое течение болезни. Это связано с тем, что коронавирус передается на ранних этапах заболевания, ему самому не надо становится более опасным и летальным», — говорит молекулярный биолог Ирина Якутенко.

Она выделяет два сценария развития пандемии. При хорошем сценарии через несколько лет коронавирус станет сезонной болезнью, наиболее опасной для пожилых людей и людей с хроническими заболеваниями:

«Будут мультивалентные (содержащие в составе несколько типов антигена, штаммов, типов или вариантов возбудителя одной болезни. — Ред.) вакцины, которые дадут среднюю защиту от заражения, но неплохую защиту от тяжелого течения, и препараты. Людям из группы риска, видимо, будет налажена какая-то система быстрого тестирования. Эти быстрые тесты останутся уже с нами навсегда, чтобы могли быстро выдавать препараты для снижения риска тяжелого течения», — считает Якутенко.

Плохой сценарий, по ее словам, придется наблюдать в том случае, если какая-то мутация случайно будет приводить к более тяжелому патогенезу.

История
«Выкашивает дворами». Как в России болеют коронавирусом в деревнях
10.11.2021 19:17

«Например, [если она] будет провоцировать гиперответ иммунной системы. В этой ситуации могут вернуться и какие-то более жесткие карантинные ограничения, потребуются новые вложения в разработку препаратов. Пока у нас такого эффективного способа гасить это гипервоспаление нет», — говорит Якутенко.

В любом сценарии важны лекарства. На Западе такой препарат есть — это «Паксловид» от компании Pfizer. Пока, по словам ученых, он действует эффективно. В России создали аналог, во всяком случае состав «Скайвира» полностью повторяет состав «Паксловида».

«Проблема, как всегда, заключается в том, что мы не видели никаких результатов исследования этого препарата. У нас вообще много лекарств от коронавируса, которые могли бы в теории помогать, но мы не знаем точно — просто нет исследований и публикаций», — говорит Якутенко.

По ее словам, ситуацию с препаратами, которые нужны во время пандемии, усложняют санкции, наложенные на Россию после вторжения в Украину.

«В условиях постоянно мутирующего вируса препараты нужно не просто делать, а делать быстро. Это высокотехнологичное производство. Там огромное количество импортных компонентов. И как скоро будет налажен параллельный импорт и будет ли он вообще возможен?» — задается вопросом ученая.

Лекарства официально попали в список товаров для параллельного импорта, однако представители фармакологического бизнеса, с которыми связался «Вот Так», пока не смогли сказать, насколько успешным он может быть и как быстро удастся начать поставки препаратов в надлежащем объеме.

Арсений Веснин

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное