vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«На родине меня ждут смерть и чернота». Афганскую журналистку могут депортировать из России, где она оказалась из-за мошенников

Кобра Хассани

Кобра Хассани. Коллаж: «Вот Так»

Афганская журналистка Кобра Хассани бежала от террористического режима талибов в Киев, где ее застала война. Из столицы Украины она попыталась выехать в Европу, но из-за мошенников оказалась в России. Там ее задержали сотрудники ФСБ, и теперь она ждет суда по уголовному делу о незаконном пересечении границы: Хассани могут депортировать в Афганистан. На родине, по словам девушки, ей грозит заключение или смерть. «Вот Так» поговорил с афганской журналисткой и выяснил подробности этой запутанной истории.

Жизнь в Афганистане

Кобре Хассани 26 лет. Ее родители — афганцы по происхождению, родной язык — дари (на нем говорят персоязычные жители Афганистана: афганские таджики, хазарейцы, чараймаки, фарсиване). Девушка родилась в Иране, куда ее родители уехали из Афганистана, когда власть в стране захватили талибы в 1996 году.

Справка
Талибан — исламистская террористическая организация, запрещенная во многих странах мира. Талибы правили Афганистаном с 1996 по 2001 год. После терактов в США 11 сентября 2001 года американское правительство начало контртеррористическую операцию на территории Афганистана и свергло режим талибов при поддержке НАТО. Однако талибы вернулись к власти в 2021 году после полного вывода американских войск из страны.

После того как Афганистан оказался под контролем США в 2001 году, Кобра и ее семья вернулись на родину. Там, по словам журналистки, у нее была «нормальная и мирная жизнь». Она рассказала в интервью «Вот Так» (вопросы Кобре передала адвокат Мария Беляева), что работала в строительной компании, позже подрабатывала школьной учительницей, а затем — помощницей по административным вопросам в австралийской компании.

Обзор
Талибы и молодой лев: каким будет ближайшее будущее Афганистана
18.08.2021 07:00

Вскоре Кобра поняла, что хочет заниматься журналистикой, и попала на телевидение. Со временем она перешла на молодежный телеканал Afganistan Youth TV, где отвечала за программы на социальные и политические темы. Кобра успела поработать и в турецком Anadolu Agency, и в американском NPR News Agency. Одновременно с журналистской работой девушка открыла в Кабуле собственный ресторан, в котором можно было читать книги. Он назывался «Волшебный ресторан». Еще Кобра вела канал на ютубе, где читала стихи про свободу.

Кобра Хассани

Кобра Хассани. Фото: Youtube

Возвращение талибов и побег из страны

В августе 2021 года, после 20 лет боев, западная коалиция вывела своих военных из Афганистана. Власть в стране снова захватили талибы. Десятки тысяч афганцев бежали из-за страха репрессий и расправ. Террористы запретили фильмы и сериалы, противоречащие «правилам шариата», публичное исполнение музыки, изобразительное искусство, компьютеры и интернет, алкоголь, разговоры о сексе и многое другое.

Больше всего от правления талибов пострадали женщины. Их лишили возможности учиться и получать высшее образование, работать, лечиться у врачей мужского пола, появляться в общественных местах с открытым лицом, выходить в люди без мужа или родственника-мужчины. В 2001 году девочки составляли только 1% посещающих школу в Афганистане. 8 марта этого года Организация Объединенных Наций заявила, что Афганистан при правительстве талибов стал самой репрессивной страной в мире в области соблюдения прав женщин.

Интервью
«Это была масштабная сделка». Андрей Серенко о том, как талибы захватили Афганистан и чего ждать дальше
19.08.2021 07:00

Талибы сразу же начали преследовать журналистов и лидеров гражданского общества. При этом женщины-журналисты оказались в особой группе риска. В марте 2021 года в городе Джелалабад на востоке Афганистана были застрелены три работницы местного телеканала. Боевики убили женщин выстрелами в головы, когда те возвращались с работы домой. После этого и других случаев нападений на журналистов по всей стране многие были вынуждены бросить свою профессию из соображений безопасности.

«Грустно жить на родине, не имея другой мечты, кроме как сбежать», — написала Кобра в одном из своих постов в фейсбуке в ноябре 2021 года. Она рассказала «Вот Так», что с приходом талибов потеряла все надежды на будущее. Девушка говорит, что хотела «продолжить образование, быть свободной, жить для себя и бороться для достижения своих целей». Поэтому Хассани бежала в Украину и поступила там в Киевский государственный университет на экономический факультет. «Специально не выбирала, просто условия учебы полегче, по сравнению с другими странами», — объясняет она.

афганистан права женщин

Демонстрация в защиту прав женщин в Кабуле, Афганистан. 20 ноября 2001 года. Фото: Yannis Behrakis / Reuters / Forum

Война в Украине и попытка нового побега

Спасаясь от войны у себя на родине, журналистка внезапно оказалась в эпицентре другой войны, когда Россия напала на Украину. Просидев почти месяц под бомбежками, Кобра решила бежать в Европу. У афганки не было шенгенской визы или постоянного вида на жительство, у нее была только студенческая украинская виза. Поэтому она решила найти перевозчиков, которые довезут ее до границы с ЕС, где она сможет попросить политическое убежище. К несчастью, девушка связалась с мошенниками, которые обещали за немалую сумму вывезти ее в Польшу, но вместо этого окольными путями и лесами привезли в Луганск. Там ее высадили и бросили.

«Она жила в Украине, училась в университете. После 24 февраля она хотела покинуть территорию Украины любым возможным законным способом. Она надеялась, что будучи гражданкой Афганистана, где страну контролируют талибы, у нее будет возможность уехать в Европу. Она не знала, что окажется на территории России, цели пересекать границу с Россией, тем более незаконно, у нее не было. Ее обманули мошенники», — пояснила «Вот Так» адвокат Кобры Мария Беляева.

«Вот Так» выяснил, что попасть из Киева в Луганск в начале войны можно было двумя способами. Есть большое количество перевозчиков, которые рекламируют свои услуги в соцсетях и телеграм-каналах. Они вывозят людей из Киева на оккупированные территории и обратно через Европу. «Вот Так» связался с несколькими подобными фирмами и их представители подтвердили, что это легальный путь, для которого требуется шенгенская виза.

Вместе с тем источник «Вот Так» в украинской разведке рассказал, что есть и нелегальные способы пересечь линию фронта внутри страны, которыми пользуются мошенники. По его словам, «такая возможность точно была еще прошлым летом (Хассани оказалась в Луганске в марте 2022 года. — Ред.), сейчас стало сложнее».

«У гражданских ложное представление о том, как выглядит линия фронта. Это не так, что все сплошь перерыто и каждые два метра стоит автоматчик. Там есть позиции, районная оборона и т.д. А просочиться одному бусику через открытые каналы, через ту же Васильевку в Запорожской области, и другие КПВВ (Васильевка — один из контрольно-пропускных пунктов для выезда с оккупированной территории, либо же проезда на неподконтрольную Киеву часть Украины. — Ред.) — вообще не проблема. Каналов и вариантов очень много, и чем меньше груз, тем его проще отвезти», — рассказал источник.

По его словам, это «абсолютно уголовная история»: мошенники очень убедительно рассказывают людям, что доставят их в Европу, а потом отвозят на оккупированные территории, где пассажиры даже не могут обратиться в полицию.

Кобра провела какое-то время в Луганске и поняла, что ей ничего не остается, кроме как продолжить свой путь через Россию. Она добралась до Москвы, а оттуда попала в Петербург. Там девушка снова связалась с некими людьми, которые обещали переправить ее в Европу. Однако в конце мая 2022 года, пока Кобра ждала отъезда, ее и еще нескольких афганцев, с которыми она жила в доме на улице Двинская, 7 в Петербурге, задержали сотрудники ФСБ.

Изначально Кобру и других задержанных оформили как свидетелей по делу о даче взятки. По версии следствия, перевозчики собирались заплатить пограничникам за то, чтобы афганцы смогли беспрепятственно покинуть страну. Когда выяснилось, что у большинства нет российских виз и штампов о прибытии, их доставили в Кировский районный суд Петербурга.

Там Кобру признали виновной в нарушении режима государственной границы (статья 18.1 административного кодекса РФ). После чего ее должны были доставить в спецприемник для иностранцев, но вместо этого всего через сутки предъявили обвинение в нелегальном пересечении границы группой лиц по предварительному сговору (ч. 3. ст. 322 УК РФ) и поместили в петербургское СИЗО №5 («Арсеналка»).

сизо кобра хассани

СИЗО №5 Санкт-Петербурга. Фото: Yandex

Заключение и уголовное дело

В СИЗО Кобра оказалась в невыносимых условиях, «Арсеналка» — один из худших изоляторов Петербурга. Петербургские правозащитники рассказали «Вот Так», что СИЗО расположено в старом здании, где в больших камерах держат по 25 заключенных, а система со «старшими» мешает адекватно взаимодействовать с проверяющими органами (в каждой камере есть старшая заключенная, которая отвечает за контакты заключенных с администрацией, в частности за то, чтобы не было жалоб. — Ред.).

В отзывах об этом изоляторе на сайте ФСИН пишут, что «условия содержания просто скотские», а еда «похожа на корм для свиней», отмечают «презрительно-уничижительное» отношение сотрудников к заключенным, переполненные камеры и маленькие каменные дворы для прогулок.

Все время в СИЗО Кобра провела в подавленном эмоциональном состоянии, пила успокоительные. «Во время задержания у меня было ощущение одиночества и отчаяния. Я умирала и возвращалась к жизни каждое мгновение. Было тяжело из-за незнания языка и одиночества. Трудно быть вынужденным мигрантом», — рассказала она «Вот Так».

Хассани говорит, что сейчас она уже немного понимает по-русски, но с администрацией СИЗО и представителями миграционного центра общается через переводчика.

«Я стараюсь ни с кем не разговаривать, это лучшее, что можно сделать, в таких местах нужно молчать», — добавляет она.

Помимо адвокатов (кроме Марии Беляевой Кобру Хассани защищает второй адвокат — Елена Фадеева) ей помогают люди из афганской диаспоры в Петербурге.

В декабре прошлого года во время рассмотрения суда по продлению срока пресечения в конвойном помещении Кировского суда Петербурга Кобра познакомилась с активисткой Ольгой Смирновой, которая и рассказала общественности ее историю.

В СИЗО Кобра провела почти год. В мае, на очередном заседании о продлении пребывания под стражей, адвокатам афганской журналистки удалось добиться отказа в продлении содержании под стражей. Однако сразу после освобождения из СИЗО на нее составили протокол о нарушении миграционных правил, суд признал ее виновной и отправил в Центр временного содержания иностранных граждан №1 (ЦВСИГ) в Красном Селе (район Петербурга).

«Нам удалось не допустить продление ее содержания в СИЗО на основании грубого нарушения норм УПК РФ со стороны следствия», – сообщила «Вот Так» адвокат Беляева.

Многие СМИ ошибочно написали, что в Кировском районном суде Петербурга в июне уже начали рассматривать дело Кобры. По словам адвоката Марии Беляевой, это не так, следствие по делу еще не окончено, и защита полагает, что суд начнется не раньше августа или сентября.

Адвокаты рассказали, что Кобра Хассани в конце мая подала прошение о предоставлении ей политического убежища в России. «Как только она попала в ЦВCИГ, она буквально через несколько дней, в конце мая, подалась на получение временного убежища. Но к ней до сих пор не пришел инспектор с опросником. Это очень странно. Надеюсь, что в ближайшее время это произойдет», — пояснила Беляева.

Если Россия откажет Кобре Хассани в предоставлении убежища, ее вышлют на родину в Афганистан, где ей может грозить уголовное преследование и смертельная опасность. На вопрос, что ждет ее на родине, девушка отвечает: «Смерть и страдание, чернота и разрушение».

Евгения Тамарченко

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное