vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

The Insider: журналисток Костюченко и Баблоян, а также президента «Свободной России» Арно, вероятно, отравили за границей

Елена Костюченко, Ирина Баблоян и Наталия Арно. Коллаж: «Вот Так»

Журналистки Елена Костюченко и Ирина Баблоян, а также президент Фонда «Свободная Россия» Наталия Арно, которые уехали из России, вероятно, были отравлены за границей, пишет The Insider в своем расследовании. Костюченко столкнулась с симптомами отравления в Германии, Баблоян — в Грузии, а Арно — в Чехии. «Вот Так» пересказывает материал The Insider.

Вероятное отравление Елены Костюченко

Одной из журналисток, которых, по версии The Insider, могли отправить в Европе, стала журналистка «Новой газеты» и «Медузы» Елена Костюченко. В феврале 2022 года, после начала полномасштабной российско-украинской войны, она отправилась в Украину корреспондентом, откуда сделала репортаж из оккупированного (на тот момент) Херсона.

В конце того же месяца журналистка должна была поехать в Мариуполь, но коллега из «Новой газеты» сообщила Костюченко, что кадыровцы получили задание убить ее (тогда кадыровцы в составе Росгвардии воевали под Мариуполем и стояли на блокпостах). Источник в украинской разведке тоже сообщил Костюченко, что в Украине готовится убийство журналистки «Новой газеты». Кроме того, ориентировка на Костюченко была на всех российских блокпостах, сказал источник. После этого журналистка покинула Украину и уехала в Германию.

Костюченко 18 октября 2022 года приехала на поезде Мюнхен, чтобы податься на визу для новой поездки в Украину. В этот день журналистка вместе с подругой пообедала в одном из мюнхенских кафе, где к ее столику дважды подходили знакомые ее подруги. При этом еда в кафе показалась Костюченко невкусной. Затем журналистка поехала на вокзал, чтобы сесть на поезд в Берлин, где в туалете принюхалась к своему телу и почувствовала необычный неприятный запах. Когда журналистка села на поезд, у нее заболела голова и она не смогла работать над книгой. По приезде в Берлин ее состояние ухудшилось.

«Когда я вышла на вокзале, поняла, что не могу сообразить, как мне добраться до дома. Я знала, что мне надо перейти на метро, но не понимала как. Думала выйти на улицу и вызвать такси, но сама мысль о том, что надо ориентироваться по карте в приложении, сопоставлять с ней реальные улицы, вызывала ужас. Я думала: это очень сложная задача, я не справлюсь. Долго искала переход на платформу с поездами метро. На платформе расплакалась: не понимала, в какую сторону надо ехать. Мне помогли другие пассажиры. От метро до дома идти пять минут. Я шла очень долго. Через каждые несколько шагов я опускала сумку на землю (она казалась невыносимо тяжелой), отдыхала. На лестнице у меня появилась одышка», — вспоминает Костюченко.

На утро журналистка почувствовала сильную боль в животе. У нее также появилось сильное чувство тревоги. Затем началась бессонница, периодически журналистку тошнило. Изначально врачи посчитали, что она столкнулась с последствиям коронавируса, которым Костюченко ранее переболела. Однако анализ крови показал, что печеночные ферменты АЛТ и АСТ журналистки оказались в пять раз выше нормы, а в моче была кровь. Потом врач одной из поликлиник исключил все возможные причины ухудшения ее здоровья, кроме отравления.

Затем Костюченко сдала анализы на токсины в клинике «Шарите». Проблема заключалась в том, что с момента отравления прошло два месяца, а к этому моменту обнаружить токсины в крови практически невозможно. В итоге журналистка сдала кровь на анализы для клиники, но «с самого начала с ними происходили странные вещи»: например, изначально врачи не так поняли полицейских, которые занимались делом Костюченко, и взяли у нее кровь только на алкоголь и наркотики. Затем эксперт не мог взять у нее кровь, объяснив это тем, что она слишком густая. А в мае немецкая прокуратура решила закрыть дело, так как в крови Костюченко ничего не удалось обнаружить.

Новости
Расследователи: отравители Навального пытались убить писателя Быкова
09.06.2021 14:38

Однако источник The Insider сказал, что правоохранительным органам все же удалось обнаружить «что-то» (что именно, неизвестно) в крови Костюченко в пороговых значениях, то есть превышающих норму. Однако этих данных было недостаточно для того, чтобы сделать однозначный вывод о том, что именно стало причиной отравления. В июле полиция сообщила адвокату Костюченко, что дело возобновили для проведения новых исследований.

Врачи и специалисты по отравляющим веществам, с которыми поговорил The Insider, также говорят, что симптомы, которые наблюдались у Костюченко, нельзя объяснить ничем, кроме отравления. По их мнению, Костюченко могли отравить, например, дихлорэтаном. Сам яд при этом вряд ли попал в организм через дыхательные органы, потому что тогда были бы повреждены легкие — скорее всего, отравляющее вещество попало в организм либо через кожу, либо через пищу.

Вероятное отравление Наталии Арно

По информации The Insider, в столице Чехии Праге могли отравить президента Фонда «Свободная Россия» (Free Russia Foundation) Наталию Арно. Эта организация помогает российским оппозиционным журналистам и активистам, а также занимается лоббированием санкций против окружения президента России Владимира Путина.

Арно 2 мая участвовала в непубличном мероприятии в Праге, откуда она вернулась в отель Garden Court и обнаружила, что дверь ее номера открыта. Из номера ничего не пропало, однако в нем ощущался запах «какого-то парфюма», которого до этого не было. На ресепшене ей сказали, что, вероятно, дверь оставила открытой горничная. Спустя несколько часов после того как Арно легла спать, она проснулась от сильной боли, которая чувствовалась в зубах, в ушах, груди и некоторых других частях тела. Кроме того, во рту она ощущала минеральный вкус, в глазах все расплывалось, а ноги и руки немели.

Новости
Оппозиционер Владимир Кара-Мурза требует возбудить уголовное дело о его отравлении
18.02.2021 16:01

Затем Арно улетела в Вашингтон, где уже 4 мая сдала анализы крови. Ее делом занялись американские правоохранительные органы, которые продолжают вести расследование и проводить новые исследования. Результаты токсикологического анализа пока неизвестны, но врачи сообщили Арно, что она была отравлена нейротоксичным веществом (без уточнения, каким именно).

Эксперт, который занимался разработкой отравляющих веществ, предположил, что описанные Арно симптомы указывают на отравление нервно-паралитическим веществом: к классу таких веществ относятся и все виды «Новичка» (таким же веществом отравили оппозиционера Алексея Навального в августе 2020 года. — Ред.), однако по одним лишь этим симптомам конкретизировать класс вещества невозможно, пишет The Insider.

Возможное отравление Ирины Баблоян

Еще одной жертвой отравления могла стать журналистка «Эха Москвы» Ирина Баблоян, полагает The Insider. В октябре 2022 года она переехала из Москвы в Тбилиси, где жила в гостинице King Tamarа. Вечером 25 октября журналистка почувствовала себя не очень хорошо. На следующий день ее состояние ухудшилось: она чувствовала сильную слабость и головокружение, а ладони и стопы стало сильно жечь. 27 октября Баблоян поехала на машине в Ереван, где журналистке стало совсем плохо. Затем у журналистки стал сильно болеть живот, как в случае с Костюченко, а также началась бессонница и во рту чувствовался металлический вкус. Кроме того, у Баблоян наблюдались покраснения на коже.

«Ты лежишь, но чувство усталости не проходит, как будто просто не получается отдохнуть. У меня было ощущение, что тело мне больше не принадлежит, оно стало ватным, появилась сильная тревога», — рассказала Баблоян о своем состоянии после возможного отравления.

Анализы журналистка сдавать не стала, так как не думала, что ее могли отравить. Однако через несколько месяцев Баблоян сдала кровь для токсикологического анализа в клинике «Шарите» в Берлине, но результаты ей не пришли: в клинике сказали, что они «потерялись». Затем к ней пришли полицейские, которые подробно опросили ее об обстоятельствах дела. В итоге Баблоян еще раз сдала анализы на токсикологию, но спустя большое количество прошедшего времени обнаружить следы отравления почти невозможно.

The Insider оговаривается, что сделать выводы об отравлении Баблоян сложнее, чем в случае с Костюченко, потому что мало результатов медицинских анализов. Но эксперты издания отмечают, что описанную Баблоян клиническую картину нельзя объяснить каким-то известным заболеванием: версия с отравлением кажется им наиболее вероятной. Схожесть симптомов Баблоян с симптомами, которые описала Костюченко, позволяет предположить, что в обоих случаях могло использоваться то же или схожее отравляющее вещество-агент, но какое именно, пока утверждать сложно.

Слава Труфанов

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное