vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

15 страниц, засекреченных ФБР. Владимир Кара-Мурза получил вторую часть документов о своем отравлении – там нет главного

Владимир Кара-Мурза дает показания на слушаниях подкомитета Сената по государственным ассигнованиям, иностранным операциям и связанным программам на тему «Взгляд гражданского общества на Россию» в Вашингтоне. 29 марта 2017 года. Фото: Joshua Roberts / Reuters / Forum

Российский политик Владимир Кара-Мурза-мл получил второй пакет документов, связанных с его отравлением, которые ему должно было предоставить министерство юстиции США по решению суда. Напомним, что сведения, которые передали политику в декабре, были засекречены ФБР. Получить их, и то не полностью, политик смог только через суд. Выяснилось, что американские власти расследовали два случая внезапного заболевания российского оппозиционера как «намеренное отравление».

Однако 15 страниц, в которых, возможно, содержится информация о составе яда, на сегодня так и не обнародованы. Мы поговорили с Владимиром Кара-Мурзой-мл. о причинах, по которым его кейс был засекречен, и о том, что он собирается делать дальше.

Владимир, что вы нашли в документах, которые Вам вернуло министерство юстиции США?

Справка
Владимир Кара-Мурза-мл. был отравлен дважды. Первый раз в 2015 году он провел в коме три недели, повторно его госпитализировали в феврале 2017 года с аналогичными симптомами отравления неизвестным веществом.

Это вторая и самая большая порция документов, которые мы получили в рамках моего судебного процесса против Министерства юстиции США, – а ФБР это его подразделение. Суд идет с февраля, это почти уже год, но этот год не совсем обычный, поэтому суд то приостанавливался, то возобновлялся вновь. Первую часть документов нам выдали, если не ошибаюсь, осенью, вот сейчас мы получили вторую порцию.

И на сегодняшний день 290 страниц дела нам выдавать по-прежнему отказываются. При этом 15 страниц засекречены по решению ФБР. Из соображений национальной безопасности, так сказано в письме, которое написал юрисконсульт министерства. А еще 275 страниц отправлены для консультаций в другие федеральные ведомства. Мой адвокат просил уточнить, в какие именно, но они отказались это делать.

На сегодняшний день численно выдано подавляюще большинство документов, которые есть в моем следственном деле в ФБР. Но содержательно, как все прекрасно понимают, самое главное – на тех 290 страницах, которые они нам выдавать отказываются.

Что нового в этих документах, которые мы получили сейчас: в них сказано, что речь идет о преднамеренном отравлении и, со ссылкой на детальный анализ, который они частично нам выдали, там полностью опровергается эта бредовая версия российских государственных пропагандистов, которые говорят, что я перепил каких-то таблеток или самогона там напился.

Новости
«Долго, тяжело и больно, поэтому кремлевские так любят этот способ». Кара-Мурза-мл. о восстановлении после отравления
03.09.2020 07:00

Они любят каждый раз это рассказывать. Мы помним, что у Навального панкреатит или низкий сахар. У Щекочихина – синдром Лайелла. У Политковской случилась вирусная инфекция, когда она летела в Беслан. Вот какие-то мы все очень болезненные, неосторожные и невезучие. Все люди, которые находятся в оппозиции к режиму Владимира Владимировича Путина.

Владимир Кара-Мурза в Вашингтоне в марте 2017 года. Фото: Aaron Bernstein / Reuters / Forum

Еще раз, там четко фиксируется, что речь идет о преднамеренном отравлении. О передозировке таблетками или алкоголем речи не идет. Естественно, для меня здесь никакой новости нет. Мне и так было понятно, что было несколько попыток меня убить. Это так долго и так смачно муссировалось кремлевской пропагандой и мне стало важно это полностью опровергнуть.

Там есть пара еще любопытных моментов. Ну, например, про ожог пищевода я раньше вообще не знал и узнал только из этих документов. Там говорится, что американские врачи считают – причиной, скорее всего, был какой-то биотоксин. Какая-то форма биотоксина.

Если это так, то это получается другое вещество, не то, которым был отравлен Алексей Навальный. В его случае – это нервно-паралитическое вещество, химический агент, а здесь говорится о биотоксине. Если это так, то речь, видимо, идет о другом способе отравления.

Новости
Навальный обратится в ФСБ и СК в связи с новой информацией о его отравлении
15.12.2020 12:37

Получается, что даже после решения суда у ФБР есть право часть документов засекретить?

В интересах национальной безопасности. Конечно. Тут важный момент: мы изначально требовали бумаги, которые касались здоровья. Ведь у этих отравлений есть последствия. То есть и для врачей, и просто общественно значимой является информация о действующем веществе. Мне было бы достаточно, если бы они из этих сотен страниц выдали одну, но ту, на которой написано, чем я был отравлен.

Они (Министерство юстиции США – Примеч.ред.) именно это выдавать отказываются. Судя по всему, эта информация есть либо на тех 15, либо 275 страницах, которые нам пока не выдали. Очень удобная позиция у спецслужб, такая общая тема для подобных структур по всему миру: «из соображений национальной безопасности».

Все что угодно под этим может подразумеваться. Мы, конечно, это дело просто так не оставим. Я вот, когда буду в США, встречусь и поговорю с американскими адвокатами. И мы наметим дальнейшие шаги, которые будем предпринимать в отношении Министерства юстиции. Но мы однозначно будем оспаривать сам факт засекречивания. И будем просить суд установить четкие сроки для ФБР по выдаче этих документов. Потому что сейчас они тянут-откладывают, тянут-откладывают.

Я не могу сказать, какие конкретно шаги мы будем предпринимать, чтобы оспорить рассекречивание, здесь адвокаты более компетентны. Но я точно могу сказать – мы будем это делать.

Мне трудно представить более яркий контраст между поведением правительства Германии в деле с отравлением Алексея Навального и поведением правительства США в деле о моем отравлении. Немецкие токсикологи очень быстро установили причину и немецкое правительство, более того, лично канцлер ФРГ Ангела Меркель вышла и объявила о том, что произошло.

А мне для того, чтобы узнать результаты анализов моей собственной крови и узнать причину моего отравления, пришлось подать в суд на ФБР, который тянется уже несколько месяцев. А до этого они отказывались предоставлять результаты анализов: по запросу членов Конгресса, в частности, покойного Джона Маккейна, по запросу журналистов, несмотря на закон о свободе информации. Они, естественно, прежде всего, не предоставили их мне. Я не могу понять, почему это происходит.

История
“Этот раз будет последним”. Краткая история отравлений в России
20.08.2020 17:10

Первоначально 15-го сентября они должны были мне их выдать. Потом они это отменили. Потом они перенести на 15-е октября, потом на 16-е ноября. И надо сказать, что наша сторона – мои адвокаты, с пиететом относились каждый раз к просьбам Министерства юстиции. Ну, потому что год такой, потому что эпидемия и много документов, которые нужно изучить. И каждый раз мы уступали. Вам нужна отсрочка? Ну ладно.

Но вот здесь мы ставим точку. Ровно в тот момент, когда они сказали, что 15 страниц просто засекречено и все. Там, возможно, самое главное. Еще 275 направлены в различные ведомства, без каких либо конкретных сроков. Теоретически они могут сказать, что они 10 лет эти консультации будут проводить.

А предположения есть? Что в этих бумагах опасного для США?

Сейчас одна из версий уже известна. О ней писали журналисты, но я, надо сказать, не сразу в нее поверил. Неоднократно говорилось публично, что в начале января 2018 года в Вашингтон приезжали господа: Бортников, Нарышкин и Коробов. Главы соответственно: ФСБ, Службы внешней разведки и ГРУ. То, что они были, это – неоспоримый факт. Это публично было подтверждено.

После в материалах СМИ говорилось, что на этой встрече поднималось мое дело, в частности, какая-то договоренность была достигнута, какой-то размен. Грубо говоря: американцы не публикуют результаты моих анализов, а российская сторона не делает того, что было бы неприятно американцам. Неоднократно это упоминалось.

Я не склонен верить в такие конспирологические версии, но, честно говоря, объяснить чем-либо иным поведением американского правительства я сейчас не могу. Вот даже взять причину, по которой они засекретили документы – из-за соображений национальной безопасности.

При чем тут вообще национальная безопасность США, когда российского оппозиционного политика травят в Москве?! Каким боком они имеют к этому отношение? Мне это трудно понять!

Кстати, из документов, которые мы уже получили, видно, что было тщательное расследование, что работали профессионалы. Видно, что делали детальные анализы. Ну, правда, те анализы, которые они пока выдали, это обычная токсикология. Они, конечно, полностью опровергли бред госканала «Россия», что я таблеток наелся, но в тех страницах, которые нам выдали, там нет ни одной с анализами на химическое оружие. Просто – нет. И мы не знаем есть ли они в числе тех 290 страниц.

А может их вообще нет? Возможно ли, что их просто не сделали и сейчас пытаются скрыть это упущение?

Вряд ли они засекретили 290 страниц белой бумаги. Что-то же там должно быть. И уж тем более в тех 15 страницах, которые они засекретили сразу, еще до консультаций. Мне сложно комментировать, ведь то, что мы видим, касается кадровых сотрудников ФБР. И тут хорошо видно, что работа была проведена тщательно и профессионально.

С другой стороны, все, что касается политического руководства и политических решений, а это – политическое решение: не выдавать мне, изначально результаты анализов, и вот сейчас, когда идет судебный процесс – сопротивляться, и оттягивать, и откладывать, делать все, чтобы не выдавать самое главное. Это вопросы к политическому руководству. Возможно, ситуация изменится после 20-го января (Инаугурация 46-го президента США Джо Байдена – Примеч.ред.), посмотрим.

Владимир Кара-Мурза. Фото: Aaron Bernstein / Reuters / Forum

То есть когда придет новая администрация Байдена?

Возможно. Честно говоря, все вероятнее выглядит версия о договоренностях января 2018 года. Действительно, чем-либо другим трудно объяснить такое явное нежелание американского правительства выдавать результаты анализов. По-прежнему подчеркиваю контраст позиции правительств ФРГ и США в деле Навального и в моем деле. Причину я понять не могу.

У Вашей семьи был выбор, куда отдать анализы на экспертизу, ведь так?

Просто моей жене объяснили, что это одна из лучших токсикологических лабораторий мира. Конгрессмены и дружественные сенаторы тоже тогда участвовали в этом. Действительно, они ничего не обязаны были делать, я не являюсь гражданином США. Если бы речь шла об американском гражданине, они обязаны были бы вступиться, защищать его.

Поскольку я таковым не являюсь, они мне ничего не должны. Но был большой общественный резонанс, конгрессмены обратились с просьбой, они взяли тогда образцы, чтобы провести анализы, сделали их, ну а все остальное – известно…Результаты были засекречены.

Но не стоит забывать, что всей этой истории с документами и судом в США просто бы не случилось, если бы Следственный комитет Российской Федерации делал свою работу. Мы с моим адвокатом Вадимом Прохоровым дважды подавали заявление о возбуждении уголовного дела и до сих пор не получили даже ответа. То есть речь идет не об отказе. Они просто молчат.


Владимир Кара-Мурза-мл. был одним из инициаторов и вел в Конгрессе США переговоры «о расширении категорий лиц, подпадающих под действие визовых санкций» в рамках законопроекта «Об ответственности и верховенстве закона» имени Сергея Магнитского.

Мария Лекух, Марк Подберезин/ Vot Tak TV

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное