vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«King’s Man: Начало»: приквел шпионской комедии про джентльменов

Кадр из фильма «King’s Man: Начало» 2021 года. Фото: Image Capital Pictures / Film Stills / Forum

В прокат вышел фильм «King’s Man: Начало» режиссера Мэттью Вона, показывающий предысторию секретной службы Kingsman, с Рэйфом Файнсом и Харрисом Дикинсоном вместо прежних Колина Ферта и Тэрона Эджертона. Специально для «Вот так» Роман Черкасов рассказывает об этом путаном костюмно-историческом капустнике – далеко не столь бодром и остроумном, как можно было бы ожидать.

В 1914 году некая тайная организация хочет стравить Англию, Германию и Россию, чтобы развязать войну. В шайку входят самые отпетые, по мнению авторов фильма, злодеи начала века: Григорий Распутин (Рис Иванс), ясновидящий Эрик Ян Хануссен (Даниэль Брюль), сербский националист Гаврила Принцип, шпионка Мата Хари и еще кое-кто в качестве сюрприза. Руководит этой братией загадочный Пастырь, лицо которого Мэттью Вон избегает показывать, чтобы эффектно раскрыть его личность в финале (впрочем, хранить секреты у режиссера не очень получается, и кто тут главный негодяй становится понятно уже в середине фильма).

Аристократ-пацифист Орландо Оксфорд (Рэйф Файнс) видит, что мир идет к войне, и подозревает, что есть силы, заинтересованные в дестабилизации, что называется, обстановки. Чтобы противостоять злу, Орландо создает тайную шпионскую организацию из своего сына Конрада (Харрис Дикинсон) и домашней прислуги (Джемма Артертон и Джимон Хонсу). Потом это предприятие вырастет в секретную службу Kingsman.

Мэттью Вон снимает «King’s Man: Начало» как комедийный капустник на тему истории. На экране юмористически копошатся исторические персонажи: Франц Фердинанд и Вудро Вильсон, генерал Китченер (Чарльз Дэнс, старший Ланнистер из «Игры престолов») и генерал Людендорф, монархи Георг V, Николай II и Вильгельм II (всех троих, чтобы было смешнее, играет Том Холландер).

Пастырь раздает своим приспешникам перстни с изображениями животных, и Распутин капризничает, что ему досталась черепаха (он хочет медведя). Мата Хари танцует голышом перед американским президентом. Монархи пихаются локтями. «Георг и Николай смеются над вами», – нашептывает кайзеру Вильгельму шарлатан Хануссен.

«Ах, они! Ну, я им покажу!» – петушится Вильгельм.

Все в таком духе. Главная задумка Мэттью Вона, кажется, заключалась в том, чтобы представить основные события Первой мировой – от убийства австрийского эрцгерцога до поражения Германии – как результат действий злодея Пастыря и противостоящего ему Орландо с его соратниками. Переписать, то есть, историю в юмористически-конспирологическом ключе. Идея хорошая, если бы ее получилось последовательно реализовать.

Про сериалы и кино
Боба Фетт как архетип воина и Дисней как спаситель «Звездных войн». Роман Попков о сериале «Книга Бобы Фетта»
09.01.2022 13:26

К сожалению, удается это лишь в эпизодах покушения на Франца Фердинанда и на Григория Распутина: здесь Мэттью Вон с энтузиазмом подходит к делу и вполне точно воспроизводит хронику реальных событий, вписывая в них вымышленных персонажей. По поводу убийства Распутина к тому же существует довольно популярная версия об английском заговоре: мол, англичане и укокошили демонического старца, чтобы не склонял российского императора выйти из войны, – вот ее-то Вон и экранизирует в режиме эксцентрической клоунады.

Остальные исторические события, включая революцию в России, показаны мельком, потому что придумать, как бы герои могли интересно в них поучаствовать, у сценаристов (то есть у самого Вона и Карла Гайдусека) не получается. И что хуже, авторы вообще не знают, чем занять своих героев в свободное от покушения на Распутина время.

Кадр из фильма «King’s Man: Начало» 2021 года. Фото: Image Capital Pictures / Film Stills / Forum

Заставляют их долго и нудно возиться с шифрованной телеграммой, будто снимают не комедию, а и впрямь шпионское кино. Вести не слишком содержательные беседы с генералом Китченером, одиноко грустить в кабинетах. А существенную часть хронометража отдают спору между сыном, который хочет идти на войну, и отцом, который отговаривает его от этого решения. Увлекательный диалог «Я пойду на войну. – Нет, не ходи, там плохо» повторяется, кажется, раз десять, не меньше.

Скучноватое кино с рыхлым повествованием

Для экшен-комедии, по большому счету, все средства хороши, лишь бы было весело и задорно, и именно с этим у картины Мэттью Вона проблемы. «King’s Man: Начало» получилось скучноватым кино с рыхлым повествованием и вялотекущим действием. На весь фильм всего два-три полноценных экшен-эпизода, финальная разборка с главным злодеем представляет собой не слишком изобретательный танец с саблями, а половине персонажей забыли придумать сюжетные функции.

Из актерских работ интересно наблюдать только за Файнсом и за клоунадой Иванса-Распутина. И еще за горными козлами, но козлы всегда хороши, не бывает скучных козлов.

Как часто случается, многие недостатки «Начала» – результат неудачной реализации благих намерений. Мэттью Вон вполне мог бы и дальше эксплуатировать нехитрую творческую формулу первых двух «Кингсманов», но решил разнообразить свою художественную методологию и соединить юмористическую эксцентрику с трагедией. Рэйф Файнс хорошо умеет совмещать такие вещи (вспомним хоть «Отель “Гранд Будапешт”»), а Вон на этом пути не справился с управлением.

В какие-то моменты он приглушает комизм и начинает показывать суровую окопную жизнь (трупы, грязь, гибнут люди) или раздавленного горем героя. Но вот его герой раздавлен горем, а вот он уже бодается с горным козлом – трагедия и комедия никак не хотят ужиться, кричат в разнобой и взаимно аннигилируют друг друга.

Кадр из фильма «King’s Man: Начало» 2021 года. Фото: Image Capital Pictures / Film Stills / Forum

Предыдущие картины о Kingsman настойчиво апеллировали к хорошему вкусу, являясь при этом образцом отменной безвкусицы. С иголочки одетые джентльмены, потрясая зонтиками, говорили что-то о стиле, благородстве и хороших манерах (которые «лицо мужчины»), а на экране в это время шведская принцесса обещала «дать в зад», Джулианна Мур угощала бургером из человечины, а пожилой и одетый в какие-то перья Элтон Джон корчил совсем уж невообразимые рожи.

В первом фильме такое противоречие было даже забавным, во втором, куда более слабом, скорее раздражало, но в обоих картинах это выглядело ни к чему не обязывающим приемом, типа такая вот у этой истории фишка.

Про сериалы и кино
«Лакричная пицца»: комедия о непроговоренной любви
13.01.2022 09:56

В приквеле, желая поговорить о материях серьезных, Вон (который сам имеет аристократическое происхождение) заставляет героев так часто произносить сентенции о чести, благородстве и прочих аристократических штуках, что возникает подозрение, что это для него и впрямь важная тема. Что он не очень-то шутил в предыдущих двух фильмах. И что вот теперь решил еще раз, уже отбросив юмор и придав голосу проникновенные интонации, сообщить зрителю свои тезисы: аристократизм – это гуманизм, джентльмен – это супермен, красота одежды и манер – красота души.

Окей, пусть так, но тогда все-таки встает вопрос, как с этим увязать Элтона Джона, истошно орущего слово «задница»? И никакого вразумительного ответа в голову, честно говоря, не приходит.

Роман Черкасов для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное