vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Масочный террор. Активистов на Урале штрафуют из-за фотографий в социальных сетях

Сотрудники Росгвардии после проверки ношения масок в общественном транспорте в Екатеринбурге, октябрь 2021 года. Фото: Донат Сорокин / ТАСС / Forum

Чкаловский районный суд Екатеринбурга 15 февраля оштрафовал видеоблогера и участника нескольких протестных акций Марата Гиндуллина на 30 тысяч рублей за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации (ст. 20.6.1 КоАП РФ). На деле выяснилось, что Гиндуллин не надел маску в общественном месте – за разные случаи на него составили сразу три похожих протокола. Теперь на очереди – его соратники по протестному движению: сотрудники полиции возбудили административные дела сразу против четверых активистов, просто взяв их фотографии без масок из социальных сетей.

Ноу-хау екатеринбургских полицейских

За январь этого года, как следует из официальных данных, почти три четверти (72,5%) всех дел об административных правонарушениях, которые рассмотрели районные суды Екатеринбурга, приходится на статью 20.6.1 КоАП РФ. Во время пандемии в подавляющем большинстве случаев ее используют для того, чтобы наказывать так называемых безмасочников.

В последние месяцы полиция города с особым усердием занимается выявлением граждан, которые не носят маски в общественных местах. Соответственно, на все остальные правонарушения – побои, потребление наркотиков, мелкие хищения, неповиновение полицейскому, хулиганство и появление в состоянии алкогольного опьянения – в январе пришлось менее 30% всех дел. На ситуацию серьезно не повлияли даже новогодние праздники. Тенденция пока сохраняется и в феврале: доля «масочных» дел за первую половину месяца также составила чуть больше 72%.

При этом наказание за появление в общественном месте без маски может оказаться даже суровее, чем, например, за проведение несогласованной акции. Если за первый выход на «неправильный» с точки зрения властей митинг предусмотрен максимальный штраф 20 000 рублей, то за отсутствие маски штраф уже в первый раз составляет от одной до 30 тысяч, а за повторный протокол – от 30 до 50 тысяч рублей.

история
«Власти готовят заварушку». Почему в Екатеринбурге запрещают антивоенные выступления
24.01.2022 16:33

Для выявления правонарушений по «масочной» статье в Екатеринбурге периодически проводятся специальные рейды по торговым центрам и станциям метро – людей без масок там всегда хватает. Однако теперь полицейские изобрели еще более легкий способ серийного производства протоколов для улучшения ведомственной статистики. Сотрудники специально мониторят социальные сети оппозиционно настроенных екатеринбуржцев и составляют протоколы за фотографии без масок в общественных местах. Пока редакции «Вот Так» известно о четырех активистах, привлеченных к ответственности подобным образом.

Скриншот из дела Сергея Зыкова Фото: Елена Шукаева

Причем «общественное место» в понимании правоохранителей – это даже не обязательно кафе или торговый центр, но и, например, отдел полиции, куда человека привезли принудительно. Такой случай произошел с правозащитником Сергеем Зыковым. 15 января 2022 года после пикета «За мир и дружбу народов» активиста доставили в отдел полиции №5 по подозрению в краже собственного велосипеда. В отдел приехали его товарищи, вместе они сделали в вестибюле несколько фотографий и опубликовали их в фейсбуке. Теперь на тех, кто сфотографировался без маски, по очереди составляют административные протоколы.

Коллекционеры протоколов

Для составления протокола по статье 20.6.1 КоАП РФ закон предусматривает вызов с помощью повестки, а в случае неявки протокол могут составить и в отсутствие привлекаемого человека. Участвовать в заседании суда ему также необязательно, оштрафовать могут и заочно. Тем не менее полиция зачем-то устроила самую настоящую охоту за людьми с фотографий.

Данила и Марата Гиндуллиных задержали 26 января в Чкаловском районном суде, где в тот день рассматривалось очередное «пикетное» дело против Данила по статье о нарушении порядка проведения акции. Пока активист получал свой штраф, сразу пять сотрудников полиции все три часа караулили братьев в коридоре. После оглашения решения суда их на двух легковых автомобилях доставили в отдел для составления протоколов за фотографии без масок, которые кто-то – установить автора публикации в полиции даже не пытались – разместил в интернете еще две недели назад.

Данил Гиндуллин дает интервью во время пикета в Екатеринбурге. Фото: Елена Шукаева

Тогда в отделе полиции Данил Гиндуллин снял маску всего лишь раз на несколько секунд ради фотографии. В Чкаловском суде он ее не снимал, поэтому отделался всего одним новым протоколом. Его рассмотрят 16 марта. А вот его брату, видеоблогеру Марату Гиндуллину, повезло значительно меньше.

история
«Свою главную статью я еще напишу». Как в России преследуют независимых журналистов
04.02.2022 15:31

Марат по возможности старается не носить маску, свое решение он связывает с заботой о здоровье. Дело в том, что еще в 2000 году у активиста диагностировали бронхиальную астму. В тот день на суде он также был без маски. Полицейские зафиксировали это на камеру, из-за чего Марат получил сразу два протокола: один – за нахождение без маски в суде, второй – в отделе полиции.

«Астма – такая коварная болезнь: если несколько раз сталкиваться в течение дня с аллергенами, ночью может случиться приступ удушья, – объясняет Марат в разговоре с корреспондентом «Вот Так». – Это неприятно и страшно. Поэтому я еще с детства чисто рефлекторно стараюсь держаться подальше от аллергенов и избегаю ношения маски, даже несмотря на угрозу штрафов. Самый неприятный аллерген для меня – это шерсть и текстиль, который содержит мелкодисперсную пыль и ворсинки. Летом прошлого года меня уже штрафовали на 5 тысяч рублей за отсутствие маски в метро. Я тогда испугался и решил ее все-таки носить. Но стоит мне проехать в ней две или три станции, у меня начинает першить в горле, я начинаю кашлять, как из автомата. Потом появляется одышка».

Выплатить штраф в 30 тысяч рублей, по словам самого Марата Гиндуллина, ему будет непросто. Более того, через месяц, 17 марта, будет новый суд из-за фотографии в отделе полиции – дело кончится новым штрафом, уверен активист. Больше всего Гиндуллин опасается, что его и дальше будут наказывать по этой статье, поскольку постоянно носить маску он все равно не может.

Марат Гиндуллин на акции протеста. Фото: Елена Шукаева

«Здравствуйте, получите штраф»

Еще двоих правонарушителей с пресловутых фотографий полиция задержала в конце января у выставочного центра «Россия», где в этот день общественная организация «Родительский надзор» проводила пикет «За качественное образование».

Акция уже заканчивалась, когда к месту ее проведения приехало несколько автомобилей с полицейскими. Они сразу же подошли к активисту Сергею Зыкову, который в этот момент как раз намеревался уехать с места проведения пикета на своем велосипеде. Сотрудники полиции потребовали проехать с ними для составления протокола, поскольку на опубликованной в фейсбуке фотографии на человеке, похожем на Зыкова, не было санитарно-гигиенической маски. Впрочем, сам Зыков ничего отрицать не стал.

«15 января в отделе полиции я неоднократно требовал предоставить мне маску, поскольку это обязанность каждого учреждения, но мне ее не предоставили», – пытался еще на улице объяснить Зыков перед помещением в полицейский «стакан».

«Я и сейчас нахожусь на открытом воздухе, заходить в помещение не планировал, и маска мне была не нужна. Но вы опять хотите меня поместить в закрытое помещение, тогда предоставьте ее, это ведь и ваша ответственность! Вы сейчас сами нарушаете указ губернатора, за нарушение которого якобы вы меня и задерживаете! Где логика?» – продолжал он.

Активист также настаивал на том, чтобы протокол составили на месте, и пристегнул себя тросиком к собственному велосипеду. За это Зыков получил в качестве бонуса еще один протокол – по статье 19.3 КоАП РФ («Неповиновение законным требованиям представителя власти»). Впрочем, по закону его, как и других активистов, должны были вызвать в отдел полиции повесткой, а не доставлять силой.

Сергей Зыков (второй слева) и адвокат Федор Акчермышев в ОИАЗ. Фото: Елена Шукаева

На этот раз в отделении полиции, где оформляли обещанные протоколы, Зыкову все-таки выдали респиратор. Заседание суда по делу о неповиновении сотрудникам полиции назначили на следующий день, поэтому Зыкова повезли ночевать в еще один городской отдел полиции. Дежурный там первым делом решил сфотографировать Зыкова на фоне ростовой линейки: маску при этом, естественно, потребовали снять. Теперь полицейским, как говорит сам Зыков, даже не придется искать его фотографии без маски – они уже есть в их распоряжении. Более того, по словам активиста, его сосед по камере также содержался в отделении без маски.

Ленинский районный суд присудил Зыкову за велосипедный тросик 50 часов обязательных работ. Заседание по протоколу о нахождении без маски назначено на 15 марта. По словам самого активиста, интрига лишь в том, какой штраф в итоге он получит.

«Мое мнение – это все антиконституционно. Нормы административного права используются для блокирования вполне легальной гражданской активности. Это еще система слежки у властей не выстроена толком. А ведь они уже искусственный интеллект разрабатывают по распознаванию лиц. Если гражданин где-то не там бычок выбросил, или матерился, или где-то на красный свет прошел – это все будет отслеживаться, и после каждого пикета: “Здравствуйте, получите штраф!” Как Ленин говорил: “Нечто по форме правильное, а по существу – издевательство”», – сетует в разговоре с корреспондентом «Вот Так» юрист и участник движения «Родительский надзор» Антон Эпингер.

Эпингер тоже был одним из участников пикета у выставочного центра «Россия», его также задержали полицейские. Обвинения против него аналогичные: протокол составили за фотографию из отделения полиции. Судебное заседание по делу Эпингера пройдет 11 марта.

Елена Шукаева для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное