vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Убеждают голосовать против Путина и не поддерживать войну: как работает «Агитмашина» Навального

Коллаж: «Вот Так»

С лета 2023 года при Фонде борьбы с коррупцией работает «Агитмашина». Уехавшие из страны россияне обзванивают оставшихся на родине соотечественников и разговаривают с ними о войне в Украине и внутренних проблемах России, чтобы побудить их пересмотреть свои взгляды. В преддверии президентских выборов волонтеры-агитаторы убеждали собеседников поучаствовать в акции «Полдень против Путина» и прийти на избирательные участки. Корреспондентка «Вот Так» узнала, как устроена «Агитмашина», и поговорила с волонтерами об их работе.​​

«Мы будем вести избирательную кампанию против войны. И против Путина»

«Когда закончился мой первый разговор, я поняла, что мне надо сменить футболку — я мокрая вся сижу от страха», — вспоминает Ольга. Она волонтерит на обзвонах «Агитмашины» с момента ее основания и считается одним из самых опытных агитаторов: на ее счету более 5000 звонков и около 200 разговоров — в большинстве случаев связаться с абонентом не удается.

Ольге 58 лет, она уехала из России 10 лет назад и сейчас живет с мужем-бельгийцем в Словении. Когда началось полномасштабное вторжение в Украину, она вместе с супругом сразу начала помогать приезжающим в страну беженцам. «Если бы я просто смотрела на происходящее и ничего не делала, я бы, наверное, сошла бы с ума», — вспоминает она.

В России на Ольгу завели уголовное дело о «дискредитации». Сестра ее отца подслушала их разговор по скайпу и написала на племянницу донос в полицию, а следователь нашел ее антивоенные комментарии и лайки в соцсетях. «60% моих родственников были раскулачены, сосланы и погибли во времена ГУЛАГа. Троих из них расстреляли по доносам. И вот наступает 2023 год — и моя же родственница пишет на меня донос!» — недоумевает женщина.

Об «Агитмашине» Ольга узнала из блога Алексея Навального. 19 июня 2023 года оппозиционер в публикации «Избирательная кампания против кандидата “Война”» анонсировал проект по телефонной агитации россиян и призвал желающих к нему присоединиться. «По силе убеждения еще ничто не перебило и не перебьет самый базовый вид агитационного воздействия — просто поговорить, просто привести примеры и аргументы», — пояснил важность персонального общения он.

«Мы будем вести избирательную кампанию против войны. И против Путина. Именно так. Долгую, упорную, изматывающую, но принципиально важную кампанию, где будем настраивать людей против войны», — анонсировал оппозиционер.

Уже 20 июня Ольга написала команде Навального письмо. «Я сказала, что основной электорат Путина — это люди 50–60+. С ними надо разговаривать на одном языке, и мы друг друга понимаем, у нас общее прошлое», — вспоминает она. Волонтерка отмечает, что ее стратегия оказалась правильной.

В течение двух недель с момента публикации Навального помимо Ольги заявки подали еще 880 волонтеров в возрасте от 14 до 70 лет из более чем 40 стран мира. Возглавил «Агитмашину» соратник Навального Леонид Волков.

«Пинком под зад стало убийство Навального»

Первые звонки команда «Агитмашины» начала делать в августе 2023 года. Изначально во время беседы волонтеры только собирали информацию. «Нам нужно было понять, с кем мы будем разговаривать и в каком состоянии находится российское общество. Несколько месяцев мы звонили с профилирующей анкетой: узнавали, о чем думают россияне, что их волнует и готовы ли они общаться. На основе этого исследования сделали агитационную анкету, которую запустили в октябре», — делится Елена (имя изменено), волонтерка команды по разработке сценариев.

Елена — маркетолог и специалист по коммуникациям — живет в США и тоже присоединилась к «Агитмашине» на заре проекта. «Россия для меня — это прежде всего люди, и я уверена, что моя страна и мои сограждане достойны лучшего», — делится мотивацией она.

По словам Елены, сейчас в «Агитмашине» около 500 волонтеров. Ее «двигатель» — агитаторы, которые ежедневно звонят россиянам. Сама девушка вместе с другими психологами, социологами и маркетологами входит в «мозговой центр», который разрабатывает идеологию проекта и сценарии бесед. «Мы определяем, что хотим донести до людей, согласуем это с Леонидом [Волковым] и стратегией ФБК, а после собираем идеи, накидываем факты и превращаем это в сценарий для беседы», — поясняет она.

Репортаж
«Когда-нибудь та Россия, ради которой Алексей отдал жизнь, будет существовать». Как Москва простилась с Алексеем Навальным
02.03.2024 01:58

К «Агитмашине» могут присоединиться только те, кто живет за пределами России. Это страхует волонтеров от потенциальных рисков и повышает безопасность всего проекта, поясняет его координатор Павел. «При регистрации кандидат заполняет специальную анкету, и мы автоматически блокируем все заявки из России, — рассказывает он. — Мы храним минимальное количество данных, к которым даже я не имею доступа, и предприняли дополнительные меры защиты. К тому же система устроена таким образом, что звонящий не видит номер — только регион».

Для новичков разработан подробный гайд с ответами на вопросы. Еженедельно опытные агитаторы и другие специалисты, например психолог по работе с горем и чувством бессилия после смерти Навального, проводят тренинги. «При желании можно разобраться за один вечер и начать делать пробные звонки», — считает волонтер-агитатор Сергей.

Он присоединился к проекту в середине декабря, но долгое время не решался звонить. «Пинком под зад стало убийство Навального: я подумал, что дальше откладывать не стоит», — поделился он.

Заявки потенциальных волонтеров ждут на сайте neputin.org

До этого Сергей уже активно участвовал в антивоенных инициативах сначала в Анталии, а после — в Тбилиси, где живет и сейчас. В «Агитмашину» он пришел потому, что хотел влиять на происходящее внутри его родной страны. «Мы сами должны создавать прекрасную и свободную Россию будущего, а для этого важно работать на внутреннюю аудиторию — говорить с ними и распространять информацию», — поясняет он.

Как работает агитация

Платформу для работы «Агитмашины» — так называемую звонилку — разработала с нуля команда волонтеров-программистов. Агитатор может сам определить, в какую область звонить, или доверить это «звонилке» — она автоматически подберет регион с учетом часового пояса: агитаторы не звонят после 21:00.

Дозвоны по нескольким номерам происходят одновременно, чтобы сэкономить время, а волонтер может даже выбрать себе гудок из тематических треков. Сергей, например, установил мелодию, с которой начинался Навальный Live, — с ней связаны приятные воспоминания.

В одном из выпусков Леонид Волков показал, как выглядела «звонилка» осенью 2023 года

По данным Елены из «мозгового центра» проекта, успешны около 4% от всех попыток дозвонов — в остальных случаях номера недоступны или заблокированы, абоненты не берут трубку или отказываются от беседы. Для телефонных опросов это типично. При этом Елена отмечает, что процент успешных разговоров постоянно растет.

В начале разговора агитатор представляется и предлагает поучаствовать в соцопросе. Если собеседник интересуется, агитаторы говорят, что представляют штаб одного из кандидатов в президенты или какой-нибудь из российских фондов. «Я звоню из штаба одного из кандидатов. Навальный — мой кандидат, а ФБК — его штаб. Не считаю, что я обманываю», — полагает Ольга.

Беседа состоит из двух блоков — статистического и агитационного. В первой части разговора агитатор узнает пол, возраст, город, род деятельности и сферу занятости. Вначале второго блока определяют тему, которая больше всего волнует респондента. Ему предлагают выбрать самую важную проблему России, в числе вариантов — увеличение доходов граждан и рост цен, качество здравоохранения и образования, борьба с коррупцией, безопасность граждан и «СВО».

После волонтер узнает у собеседника, почему он выбрал именно эту сферу и что его не устраивает. Затем следует блок вопросов, которые касаются войны, чтобы определить его позицию.

Полученная информация становится базой для агитации. «Мы начинаем вкидывать какие-то утверждения, респонденту приходится отвечать, защищаться, сомневаться, самому нас о чем-то спрашивать», — рассказывает волонтер. В споре помогают «возмутительные факты» — заранее собранная командой проекта информация с указанием источника, которую «звонилка» предлагает с учетом ответов респондента.

История
«Многие сочувствовали Навальному и Фургалу, но ипотека сама себя не выплатит». Исповедь бывшего сотрудника кремлевской фабрики пропаганды
29.09.2023 06:00

Анкета — это не догма: можно менять порядок вопросов, начинать с конца или вообще ее не использовать. Так, Ольга дополнила подборку «возмутительных фактов» своими. «Например, я собрала все обещания Путина, которые он не выполнил. Я цитирую собеседнику, как он обещал не проводить мобилизацию, не повышать пенсионный возраст или заявлял, что Крым — территория Украины. А после привожу факты. К этой подсказке прибегаю, когда мне говорят: “Ой, я за другого кандидата голосовать не буду, мало ли он чего мне наобещает”», — рассказывает волонтерка.

По ее наблюдениям, хорошо работают экономические факты. Например, одну пенсионерку она зацепила тем, что Фонд национального благосостояния сейчас расходуется на войну. «Некогда его создавали, чтобы поддержать Пенсионный фонд, потому что демографы видели яму рождаемости 90-х годов. Я сказала этой женщине, что прямо сейчас наши с ней пенсионные деньги улетают на танки и бомбы — разве будут нам пенсии индексировать? Она была шокирована. В голове у нее точно что-то изменилось», — уверена волонтерка.

«Запутинцы» и единомышленники

Один из вопросов анкеты касается продолжения войны с Украиной: нужно ли закончить ее полным выводом войск, выводом войск с сохранением оккупированных территорий или воевать до «достижения заявленных целей». По общей статистике «Агитмашины», которую приводит мне Елена, за первые два варианта высказываются 2/3 респондентов.

Волонтерка проекта Ольга вспоминает про свою самую тяжелую беседу с 70-летней учительницей начальных классов. «Мы с ней чудесно разговаривали — божий одуванчик! А на вопрос об окончании войны она сказала, что хочет убить всех украинских женщин и детей, чтобы женщины не нарожали новых украинцев, а дети не выросли и не начали мстить. Предложила их всех уничтожить, как евреев сжигали в печах», — вспоминает она. Тогда волонтерка единственный раз прервала разговор сама и больше в тот день звонить не смогла.

Ольга с сожалением отмечает, что самый возмутительный лично для нее факт не сработал ни разу: «Я пыталась пробиться к сторонникам войны через цифру “500 убитых украинских детей”. Но она никого не тронула. Особенно меня удивило, что это не действовало на женщин».

Видео: Навальный LIVE / Youtube

По словам волонтеров, часто выступающие за Путина говорят пропагандистскими штампами. «Слышно, когда люди много смотрят телевизор — в их речи звучат одинаковые тезисы из пропаганды. Сейчас у них любимая фраза, что коней на переправе не меняют — все как один повторяют эту мантру», — рассказывает Елена. По ее наблюдениям, именно среди них много тех, кто говорит страшные вещи в духе: «Хотим, чтобы их всех разбомбили». Однако волонтеры остаются доброжелательными и с такими собеседниками.

Часто волонтеры «Агитмашины» дозваниваются и до единомышленников. Их они стараются поддержать и напомнить, что они не одиноки. «Когда мне “везет” на одних “запутинцев” и хочется глоток свежего воздуха, я звоню в Хабаровск или Екатеринбург — по моему убеждению, это самые протестные города. В Хабаровске всегда говорят про Фургала, а Екатеринбург словно и вовсе отдельно от России по уровню свободы», — делится Ольга.

Елена говорит, что перемен на самом деле хотят многие. «Они не обязательно либералы, они просто недовольны, что та же самая власть повторяет обещания из года в год, а они живут все хуже. Их не волнуют политзаключенные, их волнует, чтобы цены не росли и дорогу отремонтировали», — поясняет она. Цель «Агитмашины» — убедить таких людей, что в волнующих их проблемах виновато правительство Путина, и побудить их голосовать против него.

«Наша глобальная цель — демократизация страны»

В преддверии президентских выборов усилия «Агитмашины» были сконцентрированы на том, чтобы «отнять как можно больше голосов у Путина». Волонтеры призывали недовольных происходящим россиян участвовать в выборах и проголосовать за любого другого кандидата или испортить бюллетень.

«Важно убедить человека не оставаться на диване, убедить, что он не один, — рассказывает Ольга. — Одна моя собеседница, пенсионерка, говорила: “Путину все равно все нарисуют”. После разговора она попросила объяснить, как ей испортить бюллетень — ей не хотелось голосовать за кандидатов из списка».

Некоторые фрагменты разговоров попадают в «Дневник Агитмашины» Леонида Волкова, но перед этим респондентам обязательно меняют голос

В другой раз волонтерка дозвонилась студентке в общежитие. Девушка заявила, что обязательно пойдет на свои первые выборы. «Я ей прямо сказала: надеюсь, что она не будет голосовать за самого плохого кандидата. Студентка поинтересовалась, кто это — Харитонов или Слуцкий. Я ответила: “Действующий президент” — и на заднем плане раздались несколько голосов: “Ничего себе!”», — рассказывает женщина. Дальше разговор проходил по громкой связи. В его конце студенты тоже заявили о решении испортить бюллетень.

Обзор
Как правильно проголосовать против Владимира Путина — несколько стратегий на выбор
15.03.2024 06:00

Оппозиционно настроенных и сомневающихся «Агитмашина» приглашала на акцию «Полдень против Путина», чтобы они увидели, как много людей недовольны действующим режимом. Но предвыборная агитация — лишь верхний уровень работы. «Наша глобальная миссия — посеять сомнение, дать человеку сведения, которые он не мог бы получить в том информационном пузыре, в котором живет. Нам не обязательно, чтобы прямо во время звонка человек сказал: “Вы правы, теперь я против Путина”. Он может не соглашаться и спорить, главное, чтобы после звонка он о чем-то задумался», — рассказывает Сергей.

Ольга подтверждает, что за один холодный звонок нельзя изменить убеждения человека, которые складывались «последние 20 лет под непрерывным излучением Соловьева и пропаганды». «Я считаю успешным созвон, если собеседник узнал от меня факт, который не мог бы узнать из телевизора. Один из моих респондентов, выступавший за Путина, целью войны назвал: “отодвинуть НАТО”. Я спросила его: “А как же так получилось, что раньше Финляндия и Швеция не собирались туда вступать, а теперь у нас с НАТО на 1000 километров сухопутной границы больше?”. Он не поверил и полез гуглить — для него это стало открытием!» — утверждает женщина.

«Наша глобальная цель — демократизация страны. А пока мы к ней идем, решаем разные задачи», — поясняет Елена. По ее словам, после выборов «Агитмашина» планирует запустить антивоенную анкету и убеждать собеседников противостоять войне любыми доступными способами: «Кто-то решится расклеивать листовки, а кто-то — поговорить с соседями или родственниками. Будем помогать и тем, кто пытается избежать мобилизации».

Василиса Остапенко

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное