vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Бастрыкин посягнул на чужую поляну». Российские экономисты — о предложении главы СК национализировать основные отрасли экономики страны

Александр Бастрыкин национализация

Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Фото: Reuters / Forum

Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин предложил национализировать основные отрасли российской экономики. По его словам, сейчас российские корпорации, выполняя гособоронзаказ в тяжелое для страны время, допускают коррупцию и воровство.

«Мы говорим, по сути, об экономической безопасности в условиях войны… А дальше — следующая ступень: давайте пойдем по пути национализации основных отраслей нашей экономики», — сказал 13 мая глава Следственного комитета РФ во время дискуссии на Петербургском экономическом форуме.

Доля государства в российской экономике и так постоянно растет, начиная с 2011 года. Так, по данным исследования РАНХиГС, сейчас этот показатель составляет 56,23%. В некоторых отраслях — таких, как газовая, банковская или нефтяная — госдоля превышает 80%.

«Вот Так» спросил у российских экономистов о том, зачем глава силового блока решил вмешаться в экономическую политику страны и возможно ли в принципе реализовать его предложение.

Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский:

Давайте для начала пройдемся по контексту заявления Бастрыкина. На форуме перед коллегами в его родном городе главе СКР нужно было сказать что-то резонансное. Слово «хайпануть» по отношению к нему не совсем употребимо, все-таки он руководитель силового ведомства. Тем не менее непонятно, зачем не экономист Бастрыкин посягнул на чужую поляну. Мало того, что народ насмешил, так еще никто ничего не понял.

В свое время я присутствовал на правительственном совещании у Владислава Суркова. Помню, один участник встал и предложил возить газ, добываемый в Арктике, подводными лодками подо льдом. Бредовая идея. Вот у Александра Бастрыкина примерно та же направленность. Если есть претензии в части коррупции, например, к отдельным предприятиям военно-промышленного комплекса, направь туда следователей, пусть копают. Воруют и в частном секторе, и государственном. От того, что будет другой собственник, ситуация с коррупцией не изменится.

Анализ
С начала войны Украина получила десятки миллиардов долларов от партнеров. «Вот Так» объясняет, придется ли их отдавать
14.04.2023 14:05

В целом сейчас многие пытаются найти простые решения для экономического возрождения страны. Зачастую взаимоисключающие. Кто-то — вроде главы ВТБ Андрея Костина или замминистра финансов Алексея Моисеева — предлагают приватизацию. Бастрыкин — национализацию.

А что, собственно, национализировать? Окей, есть металлурги. Однако я думаю, что тот же Виктор Рашников, председатель совета директоров Магнитогорского металлургическего комбината, перекрестится. Продаст все по первому свистку — только скажите.

Что после этого изменится? Разом откроются внешние рынки, улучшится техническое состояние предприятия, повысится производительность труда, все будут покупать металл втридорога? Конечно, нет.

С другой стороны, сейчас весь крупный частный бизнес в стране играет по правилам, контролируется властями через владельцев. Зачем государству лишняя головная боль [с национализацией производств]?

Директор банковского института НИИ ВШЭ Василий Солодков:

Рыночная экономика подразумевает наличие самостоятельных экономических субъектов, которые сами принимают решения, берут на себя возможные риски. Такое возможно при наличии частной собственности. В противовес этому — азиатский способ производства, по Марксу: когда отчуждают производителя от собственности, передают ее в руки государства, которое и решает, кто этой собственностью может временно управлять. Глобально Бастрыкин предлагает воспроизвести самый неэффективный способ хозяйствования, уничтожить конкуренцию как источник прогресса, ликвидировать любые стимулы для саморазвития.

Анализ
«Просто занять пустующие торговые площади и ждать продаж — путь в никуда». Какие иностранные бренды теперь выходят на российский рынок
17.04.2023 01:42

Мобилизационная экономика, конечно, может выполнить узкую задачу — например, выплавить рекордный объем низкокачественного чугуна, что сделали, к примеру, китайцы во времена Большого скачка 1958–1960 годов. Но то, что этот чугун невозможно использовать, систему не интересовало. Она не ориентирована на повышение качества жизни людей. Классический пример: первый спутник в космос СССР запустил в конце 1957 году, а туалетную бумагу начал производить только в 1969-м.

Если говорить о реалистичности или нереалистичности предложений главы СКР, то в условиях военной экономики возможно все. Рассуждать о последствиях нет смысла. Достаточно посмотреть на опыт СССР, бывших стран Совета экономической взаимопомощи, Северной Кореи или Кубы. Но, видимо, авторы подобных инициатив с этим практиками не знакомы.

Леонид Беррес

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное