vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Будет ли вторая белорусская революция?

Год назад 16 августа по городам Беларуси прошел беспрецедентно массовый Марш за Свободу. Митинг, на который собрали в тот день в столице сторонников Александра Лукашенко, оказался заметно малочисленнее. Но сегодня его режим торжествует, оппоненты не рискуют выходить на улицу. Насколько надежно, надолго ли забетонировал Лукашенко ситуацию в стране?

Сейчас много спорят, правильным ли был мирный характер белорусских протестов. Особенно любят критикнуть украинцы: мол, надо было не карнавал устраивать, а биться до конца, как мы на Майдане.

Август 2020-го: пулеметы были у Лукашенко наготове

Однако сравнивать белорусские и украинские реалии некорректно. Штрихом отмечу, что ментальность наших двух народов очень различается: белорусам бунтарство в принципе не очень свойственно, они привыкли делать все по правилам. Но самое главное — в Украине после распада СССР никогда не было такого жесткого авторитаризма, как в Беларуси при Лукашенко.

В украинской политике всегда присутствовал плюрализм, была оппозиция в Верховной Раде, были частные телеканалы, олигархи, которые вели свою игру и, если уж говорить откровенно, подпитывали майданы.

Первый же президент Беларуси четверть века выстраивал суровую монолитную пирамиду единоличной власти, холил и лелеял свою преторианскую гвардию. В августе прошлого года среди номенклатуры, силовиков почти не было колебаний. Не случилось того раскола элит, который является одним из условий победы бархатной революции.

Если же противники Лукашенко попытались бы тогда действовать не бархатно, штурмовать административные здания, стратегические объекты, Дворец независимости, то их просто положили бы из крупнокалиберных пулеметов.

Участники Марша за Свободу. Минск, Беларусь. 16 августа 2020 года. Фото: «Вот Так»

В годовщину выборов во время так называемого «Большого разговора с президентом» Лукашенко подтвердил, что у него «ни один мускул бы не дрогнул», доведись применить в той ситуации армию (ее он и так, кстати, задействовал для подавления протестов).

Фатальный российский фактор

К тому же за спиной Лукашенко был Владимир Путин. При всех терках между ними в августе 2020-го для хозяина Кремля важнее всего оказалось не допустить, чтобы под боком победила, как они там говорят, цветная революция. Потом Путин признался, что держал на границе силы Росгвардии на случай, если понадобится подмога.

За последний год было много спекуляций на тему, что, вот, Лукашенко стал для Кремля слишком токсичным, слишком дорого обходится, сейчас Путин будет его убирать.

Но, во-первых, если белорусский вождь упирается, то так просто его не уберешь (радикальные методы выносим за скобки). Во-вторых, а когда это токсичность тех или иных правителей смущала Кремль? Напротив, он тяготеет к поддержке самых одиозных фигур — от Асада до Мадуро — в разных концах света. А тут речь идет о стратегическом белорусском плацдарме.

В материальном плане Москва осыпать Минск щедротами не спешит, но пару миллиардов долларов на поддержку штанов всегда найдет.

Лукашенко потому так дерзко и ведет себя по отношению к Западу, что ощущает за собой поддержку ядерной России.

И если представить себе, что белорусская революция побеждает, то очень велик риск, что «спасать братскую страну от фашистов» высадятся псковские десантники. Для сторонников перемен в Беларуси эта поддержка диктатуры Кремлем — колоссальный, едва ли не фатальный вызов.

Страна во тьме

Но сегодня говорить о новом взрыве протестов можно лишь гипотетически. Беларусь погрузилась во тьму реакции. Небывалыми репрессиями власти запредельно взвинтили цену политического выхода на улицу.

Лукашенко, увы, доказал, что и в ХХІ столетии с его тонкими политтехнологиями может эффективно работать примитивная брутальность, насаждение тотального страха.

Режим просто выжигает напалмом политическую альтернативу, ликвидирует структуры гражданского общества, зачищает медиаполе от независимых СМИ. Активных противников системы Лукашенко сажают за решетку или выдавливают из страны. Остальных запугивают. Уничтожается все то, что власти считают гнездами крамолы, потенциальной инфраструктурой протеста.

Лукашенко в поле

Лукашенко пытается играть роль «народного» президента и после потери народной поддержки. На снимке – рабочая поездка в Рогачевский район Гомельской области. 13 августа 2021 года. Фото: president.gov.by

Лукашенко твердит, что даже в случае его ухода или убийства у врагов-де ничего не получится. Налицо стремление заморозить страну на годы, десятилетия. И кейсы Мьянмы, Гонконга, Ирана, Венесуэлы показывают, что грубая сила, лишенная моральных тормозов, способна довольно эффективно гасить массовые порывы граждан к свободе.

Череда ошибок властей может породить цепную реакцию

Прогнозировать сроки крушения режима Лукашенко — дело неблагодарное. Не исключено, что ему удастся досидеть в нынешнем кресле и до 2025 года, конца текущей каденции. А может, какой-то черный лебедь прилетит и через считаные месяцы.

Одним из врагов Лукашенко является экономика. Он и прежде противился реформам, теперь же о них никто в окружении и заикнуться не посмеет. Частников, айтишников и прочий ненадежный элемент будут только зажимать.

В итоге экономику, недалеко ушедшую от совка, с большой долей вероятности ожидает стагнация, опасные дисбалансы будут нарастать. На какой-то стадии невзгод могут возроптать и пролетарии. В августе 2020-го они так и не решились на национальную забастовку, которая могла бы иметь переломное значение для судьбы протестов.

Забастовки рабочих были заметны, но недостаточно масштабны, чтобы переломить ход протестов. На снимке – акция на Минском заводе колесных тягачей. Минск, Беларусь. 17 августа 2020 года. Фото: ИА / belsat.eu / vot-tak.tv

При этом Минск просто-таки напрашивается на новые западные санкции. Ведь власти не только продолжают внутренние репрессии, но и создают угрозы региональной стабильности (принудительная посадка самолета Ryanair, кризис с нелегалами на границах с Литвой, Латвией, Польшей).

Пока санкции не катастрофичны, однако количество неизбежно переходит в качество. Между тем Запад тоже закусил удила и идти на попятную не собирается.

Верхушка режима потеряла обратную связь, гипертрофирует (или вообще выдумывает) одни угрозы и в упор не видит других, вполне реальных. Поэтому Лукашенко и его окружение делают одну ошибку за другой. Череда таких ошибок может в какой-то момент породить цепную реакцию, от которой система начнет рассыпаться.

Остановить время не удавалось еще никому

Вдобавок опасным вызовом для Лукашенко остается транзит власти. Сейчас он готовит новую конституцию, возможно, намечает для себя запасной аэродром (скажем, во главе Всебелорусского народного собрания).

Но первый президент выстроил систему слишком персоналистскую, слишком завязанную на него самого. Любое изменение этой конструкции чревато тем, что она станет крошиться.

Конечно, совсем не исключено, что вождь режима предпочтет до последней возможности оставаться в своем кресле и банально давить любое сопротивление.

Однако никакие репрессии не заставят мечтающих о свободе белорусов полюбить систему, у которой нет образа будущего и которая в изобилии может предложить только страх.

Да, на каком-то отрезке времени он работает. Но при этом те, кто хочет перемен, избавляются от идеализма, романтических иллюзий, которые были в августе 2020-го.

Лукашенко кланяется перед участниками митинга в поддержку действующей власти у Дома правительства за час до начала акции сторонников перемен. 16 августа 2020 года. Фото: Ирина Ареховская / belsat.eu / vot-tak.tv

Если вспыхнут новые протесты, то многие наверняка предпочтут идти ва-банк. Оппоненты режима с большой долей вероятности будут иметь жесткий план. И выход из кризиса может оказаться уже вовсе не бархатным.

Впрочем, я допускаю, что на какой-то стадии система развалится просто от анахроничности, исчерпанности. Так в свое время почти бескровно развалился Советский Союз.

Вся история правления Лукашенко — это попытка остановить и повернуть вспять время. Но это не удавалось еще никому.

Александр Класковский, политический обозреватель, публицист — для “Вот Так”

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное