vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«В Донецке людей жалеют, а своих можно гнобить». В Ростове-на-Дону жители дежурят по ночам, чтобы спасти свой дом от сноса

Дом на Кривошлыковском, 4. Ростов-на-Дону, Россия. Фото: Google Maps

На протяжении последних двух недель жители панельного дома в центра Ростова-на-Дону живут без света, воды и газа — все коммуникации им отключили. Каждую ночь патруль из жильцов выходит охранять здание в Кривошлыковском переулке: они опасаются провокаций со стороны городской администрации, которая утверждает, что дом может в любой момент рухнуть. Сами владельцы квартир уверены — их пытаются выжить для того, чтобы на месте их дома начала строительство фирма «СМУ-1», принадлежащая сыну ростовского депутата-единоросса.

Противостояние с городской администрацией разделило жильцов на два лагеря. Одни никак не протестуют, не называют своих фамилий и надеются, что им повезет так же, как трем семьям, которые успели получить новое жилье и съехать. Другие не собираются идти на поводу у чиновников и выселяться из квартир. Правда, в обесточенном доме остались в основном одни пенсионеры — да и тех становится все меньше. Недавно одна из жительниц — 92-летняя Зинаида Талаян — скончалась; ее родственники считают, что причиной в том числе стал постоянный стресс из-за конфликта с администрацией.

«Мама и так болела, но после того, как нас стали выселять, она постоянно была на нервах, администрация ее добила. Она ветеран труда, всю жизнь проработала медицинской сестрой в ближайшей поликлинике. Очень уважаемый человек была, всем помогала», — рассказывает корреспонденту «Вот Так» ее сын Борис Талаян, который остался в квартире матери и продолжает вести борьбу с чиновниками.

Всего сейчас в доме живет около 70 человек.

Первый подъезд дома явно нуждается в ремонте. Ростов-на-Дону, Россия. Фото: «Вот Так»

«Мы думали, что защищены, а получается — гол как сокол»

«Я просыпаюсь каждое утро и думаю: “Это не может быть правдой”. Сил нет никаких. Мне стало плохо – давление поднялось. Я руками шарила по стене, в темноте зажгла свечку, мне соседка Ирина сделала два укола. Спасла. “Скорые” у нас тут каждый день. Дочь мне приносит термос с горячим чаем и булочки. Я имею конституционные и гражданские права. Это— моя собственность, пока вы мне ее не оплатите, я имею право никуда не выезжать», — говорит пенсионерка Елена Сгибнева, которая живет в доме на Кривошлыковском переулке последние 40 лет.

Под предлогом того, что дом может вот-вот обрушиться, городская администрация ввела в нем режим чрезвычайной ситуации: чиновники пообещали, что создадут оперативный штаб по ликвидации ЧС, который будет работать до тех пор, пока не удастся устранить все угрозы. Однако на самом деле никакого штаба жильцы не увидели: горячих обедов, которые положены в такой ситуации, им не привозят, равно как не предоставляют и альтернативных источников света и тепла. Чтобы приготовить еду, жильцы сделали во дворе очаг из кирпичей — дрова для него пришлось собирать по всей округе.

Новости
В Москве начали продавать жилье под землей и без окон. Что происходит с рынком жилья в России
12.09.2022 13:32

Вечером люди греются около костра, который разводят в старой железной бочке. Свои квартиры освещают по-разному — кто-то — фонариками, кто-то — свечами.

«Я заряжаю автомобильный аккумулятор на работе, приношу его домой. Спаял “переходничок”, подключаю его к аккумулятору и заряжаю планшет, мобильный телефон. Фонарик у меня тоже на аккумуляторах. Я подготовился», — делится опытом Михаил, попросивший не называть свою фамилию.

Другие жильцы ходят к соседям, которые передают им из окон удлинитель для зарядки телефонов. Администрация помогает только с водой — ее привозят поздно вечером в ярко-оранжевой цистерне. Правда, водитель предупреждает жителей, что пить эту воду можно только после кипячения.

«На чем кипятить? У нас нет газа, света, — возмущается Елена Сгибнева. — Вода — техническая, непригодная для питья, желто-грязного цвета. Не помыться, не искупаться. Воду привозят поздно ночью. Старые пожилые люди носят в темноте. Я вчера несла [воду], упала, коленку разбила. Иногда воду не привозят совсем. Если бы мы были какие-то беженцы, переселенцы — мы обычные люди. Как возможно такое отношение? Мы говорим украинцам: “Своих не бросаем”, а мы вот рядом — свои. И такое отношение. Мы помогаем другим регионам с открытой душой, но мы думали, что жителям своего города наша администрация поможет само собой. Мы думали, что защищены, а получается — гол как сокол».

Жителям дома привезли воду поздно вечером. Ростов-на-Дону, Россия. Фото: «Вот Так»

«Участковый посмеялся и ушел»

Иногда к жильцам дома приезжают чиновники — они уговаривают их прекратить сопротивление и съехать в дом маневренного фонда на улице Улановской. Сейчас это здание состоят на балансе Минобороны РФ: ведомство так и не подписало акт о приемке из-за допущенных технических и эксплуатационных ошибок при возведении дома.

Несмотря на это, некоторые жильцы решились на переезд — Татьяна Краснянская рассказывает, что в новой квартире постоянно отключали свет, лифт не работал, а в тот момент, когда она была в командировке, сотрудники местной управляющей компании зачем-то вскрыли ее дверь. Из-за этого Краснянская вернулась обратно в свою квартиру в Кривошлыковском переулке.

История
Жители приграничных сел России спустя полгода эвакуации возвращаются домой и гибнут под обстрелами. «Вот Так» рассказывает их истории
09.08.2022 12:23

Городская администрация выделяет каждой семье на переезд 5 тыс. рублей, однако такой вариант владельцев квартир не устраивает — они подсчитали, что для этого нужно как минимум 70 тыс. рублей. Например, один только демонтаж кондиционера стоит несколько тысяч.

Впрочем, главный аргумент жильцов даже не в этом: они уверены, что на самом деле их дом незаконно признали аварийным. Валдельцы квартир считают, что его хотят снести в интересах строительной компании Вадима Джиоева — сына депутата Законодательного собрания Ростовской области, единоросса Асланбека Джиоева. Вадиму Джиоеву, как следует из открытых источников, принадлежит компания «СМУ-1» с годовой прибылью 281,9 млн рублей в 2021 году.

В конце 2021 года компания получила разрешение от городской администрации на перепланировку территории в Ростове-на-Дону — именно в этом квадрате и находится дом по адресу переулок Кривошлыкова, 4. В нескольких метрах от него фирма Джиоева уже ведет строительство пяти 26-этажных и двух 16-этажных домов.

Трещина в доме. Фото: rostov-gorod.ru

Вместо капитального ремонта, сбор средств на который велся в течение нескольких лет, жильцы получили уведомления от администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону о признании их дома аварийным. Чиновники обязали жильцов в течение четырех месяцев снести здание — причем своими силами.

Впрочем, владельцы квартир привлекли независимых экспертов, которые пришли к противоположным выводам. Результаты независимой экспертизы (документ есть в распоряжении редакции) подтверждают — дом не аварийный, в нем можно жить, а появившаяся на здании трещина никакой угрозы не представляет.

«Трещина — около полутора-двух сантиметров, появилась еще 20 лет назад, никуда не движется. Судебная экспертиза показала, что дом находится в стабильном состоянии, подлежит ремонту. Аварийные маячки, установленные на месте трещин, не двигаются. Но сынок депутата решил построить тут свой дом. Его все поддерживают: глава города Виталий Логвиненко, глава нашего Пролетарского района Егор Долматов, губернатор Ростовской области Василий Голубев. На наши письма не отвечают, в своих телеграм-каналах заблокировали наших жильцов, которые пытались задавать им неудобные вопросы. Мы смотрим, как в Донецке бедных людей жалеют, как они плачут, готовят еду на улице, а своих можно спокойно гнобить», — говорит пенсионер Валерий Коротков, который живет в доме с 1963 года.

история
«Так и остаются помирать у себя дома». Украинцы не уезжают из-под обстрелов из-за цен на аренду жилья
24.07.2022 11:47

Несколько раз жильцам в суде удавалось доказать, что их дом нельзя считать аварийным, однако каждый раз городская администрация обжаловала такие решения — в итоге они менялись на противоположные. Некоторые процессы в суде продолжаются до сих пор.

В частности, жильцы пытаются отстоять право на жилье, апеллируя к 32-й статье Жилищного кодекса, в соответствии с которой им должны дать равноценное жилье, либо компенсацию. Согласно процедуре, они должны сначала съехать в маневренный фонд, а затем дождаться вылаты компенсации от государства за свои старые квартиры. Однако тем жильцам, которые согласились на условия чиновников, городская администрация обещанные деньги пока что так и не выплатила.

Кроме того, собственники в «аварийном» доме жалуются на размер компенсации: им пообещали выплатить по 90 тысяч рублей за квадратный метр, в то время как независимые эксперты называют эту сумму несправедливой — каждая квартира, по их словам, должна оцениваться отдельно. Для некоторых квартир в этом доме разница между государственной оценкой и оценкой независимых специалистов достигает 500 тысяч рублей.

Владельцы квартир в этом доме по-разному пытались повлиять на власти Ростова-на-Дону: так и не добившись нужного результата, они вывесили плакат, на котором попросили помощи у президента Владимира Путина.

«Пришел участковый, приказал плакат убрать, составил протокол, посмеялся и ушел», — рассказывает Коротков.

Пенсионер Валерий Коротков, который жил в доме с 1963 года, показывает разрыв газовой трубы. Ростов-на-Дону, Россия. Фото: «Вот Так»

Битва за газовую трубу

Не дожидаясь окончания судебных разбирательств, власти несколько раз пытались отключить все коммуникации. Самая ожесточенная борьба развернулась за газопровод. Когда замглавы городской администрации Юрий Овчинников в начале сентября подписал распоряжение об отключении газа, жильцы решили установить круглосуточное дежурство у дома, чтобы не подпустить к нему газовиков. Теперь на скамейке у третьего подъезда, сменяя друг друга, всегда сидит несколько человек: с собой они носят мобильные телефоны, чтобы в случае тревоги собрать всех остальных.

Охранная система, созданная жильцами, сперва сработала: несколько раз они не дали специалистам газовой службы обрезать трубу, которая проходит по внешней стороне здания. Для этого однажды им даже пришлось выстроиться в живую цепь. Параллельно владельцы квартир отправляли жалобы в прокуратуру Ростовской области: изначально ведомство признало действия коммунальных служб незаконными, однако потом все-таки отказалось помогать жильцам.

«Приехала полицейская машина, оттуда вышли несколько человек в форме, они стояли и не давали пройти нам к трубе. Потом приехали газовщики, выпилили целый кусок трубы — отрезали не только наш дом, но и несколько соседних домов, потому, что не посмотрели проект и наугад распилили [газовую трубу]. Соседние дома потом подключили к газу, а наш — нет», — рассказывает Елена Сгибнева.

Газовую трубу, которая вела к дому, обесточили, выпилив целый кусок. Ростов-на-Дону, Россия. Фото: «Вот Так»

Одного сына – в больницу, второго – в приют

Марина Давыдова — мать двоих сыновей. Последние 11 лет она выплачивает ипотеку за трехкомнатную квартиру в доме на Кривошлыковском переулке. Когда женщина узнала о предстоящем расселении, то обратилась в органы опеки — попробовала объяснить, что без воды и света здоровью ее детей угрожает опасность. Ответа от чиновников пришлось ждать недолго: они предложили положить годовалого сына в больницу, а второго четырехлетнего ребенка отправить в приют. От такой помощи Давыдова отказалась. Тем временем по требованию банка она должна найти квартиру аналогичную той, где она сейчас проживает, — в противном случае банк намерен изъять остаток из ипотечной суммы.

Анализ
«Выше предела». Сколько платят за ипотеку в России и в Европе
09.02.2022 12:48

В доме живут еще две семьи с несовершеннолетними детьми. С каждым днем становится все прохладнее: если жители других зданий ждут начала отопительного сезона, то владельцам квартир в этом доме рассчитывать на тепло не приходится.

Люди боятся, что их могут поджечь, как это случилось в августе 2017 года в районе Театрального спуска. Тогда в Ростове выгорело несколько жилых кварталов, жители которых обвинили власти в преднамеренном поджоге. Свидетельские показания легли в основу уголовного дела, но впоследствии, по заявлениям адвокатов, они исчезли из всех материалов.

Пелагея Радонежская для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное