vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Бунт на коленях. Что делать несогласным?

Вот новости нескольких последних дней. Правительство считает нужным запретить причастным к экстремизму и терроризму («по-российски»™) работать пилотами и бортпроводниками. «Яндекс» начал маркировать материалы СМИ, которые признаны в России иностранными агентами. Минюст внес в реестр СМИ-иноагентов издания «Росбалт» и Republic.

Прогрессивная российская общественность, свободолюбивые журналисты и либерального толка оппозиционеры возмущены практикой применения законов об иностранных агентах и нежелательных организациях. Справедливо возмущены. Законы мерзкие, противоречащие международному праву и конституции России, образцы тоталитарного творчества Госдумы.

Всё так. Но почему это произошло? 9 лет назад началась эта антиобщественная кампания. Какое сопротивление оказало обществу наглому и грубому наступлению на его права? Как отреагировали те, кого эти законы коснулись в первую очередь?

Обратимся к хронологии событий

Власть, напуганная общественным движением конца 2011 – начала 2012 годов, решила резко закрутить гайки. Государственная дума начала выпускать один репрессивный закон за другим, за что ее тут же окрестили «бешеным принтером».

В 2012 году Госдума приняла поправки к закону «О некоммерческих организациях» и ввело в правовой обиход понятие «иностранный агент». Согласно принятым поправкам, иностранные агенты должны регистрироваться как таковые в Министерстве юстиции и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в Интернете.

Обновлено
«Все там будем». Минюст РФ внес проект Bellingcat и несколько журналистов в реестр иноагентов
08.10.2021 17:40

Ответственность за нарушение этого закона была не слишком суровой: приостановка деятельности, ликвидация НКО по решению суда и штраф – до 500 рублей для граждан и до 20 тысяч – для организаций.

Первый удар нового закона приняли на себя правозащитные организации. Они оказались перед выбором: признать себя иноагентом и продолжать получать финансирование от западных фондов или отказаться от западных денег в расчете на кремлевские гранты и в агентах не числиться. Разные НКО выбрали по-разному. Но никто не решился открыто игнорировать закон, никто не сказал:

Мы этот антиправовой закон выполнять не будем».

Все выбрали из того, что им было предложено.

Власть потирала руки – первый же шаг принес им победу. По большому счету Кремлю было все-равно кто что выберет, трусливое ли это признание в лояльности или покорная готовность публично маркировать себя «иностранным агентом». И то и другое хорошо, главное – подчинение закону, олицетворяющему произвол.

От НКО-иноагента к СМИ-иноагенту

Уже очень скоро в иноагенты стали записывать некоммерческие организации вовсе далекие от правозащитной или политической деятельности. А почему бы нет? Если все молчат и соглашаются или даже не соглашаются, но только на словах, так почему бы не расширить круг запретов?

В 2017 году Госдума принимает закон, вводящий понятие СМИ-иноагента. Теперь Минюст может признать иноагентом любое СМИ, получающее финансирование или имущество от иностранных органов или граждан. Такие СМИ приравнены в своих обязанностях к НКО-иноагентам. И ответственность у них та же, что у НКО, разве что штрафы побольше – до 50 тысяч рублей. Сейчас в реестре СМИ-иноагентов, который ведёт Минюст, 28 наименований. Это как российские, так и зарубежные СМИ, вещающие на Россию.

И какова же реакция на этот драконовский закон отечественных светочей правды и соблюдающих самые высокие стандарты журналистики западных СМИ? Да точно такая же! Большинство признанных иноагентами СМИ либо ставит в приступе лояльности аршинными буквами перед каждым своим сообщением признание в зачумленности ( как «Медуза», «Медиазона», «телеканал «Дождь»), либо скромно сообщает об этом где-нибудь в подвале на главной странице (как телеканал «Настоящее время» и все проекты Радио Свобода).

Пометка иноагента в социальных сетях телеканала “Дождь”. Фото: Андрей Золотов / Вот Так

И почти все так или иначе выполняют дурацкое требование российского закона: сообщать о том, что упомянутая ими организация зачислена в экстремистские или иноагенты. Даже Би-Би-Си, которая сама пока еще никуда не зачислена, дает такую «обязательную» ссылку. А вот СМИ-иноагент «Голос Америки» ни про себя гадостей не пишет, ни гадких ссылок не дает. И что? И ничего! Как работало, так и работает. Почему? Да потому что этот закон, как и все ему подобные, рассчитан на слабость, на трусость, на страх перед деспотией и боязнь столкнуться с трудностями.

Подчинились этому закону? Значит идем дальше

Фантазий у репрессивного режима выше крыши. В 2019 году Госдума принимает поправки, допускающие признание физического лица иностранным агентом, если оно публикует свои материалы и получает деньги из-за рубежа. Теперь иностранными агентами можно признать, например, журналистов, которые работают в СМИ-иноагентах.

Такие граждане-иноагенты по закону обязаны раз в полгода отчитываться перед Минюстом о расходовании полученных из-за границы средств, маркировать себя иноагентом при каждой своей публикации где бы то ни было, а кроме того, они не могут работать на госслужбе и иметь доступ к государственной тайне.

Поскольку долготерпение прогрессивной российской общественности проверено предыдущими издевательскими законами, которые практически не встречали сопротивления в обществе (вселенский плач о притеснениях не в счет), то и наказание за нарушение этого закона власть придумала построже: штраф до 300 тысяч рублей или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

А что вы хотите? Если в 2012 году неповиновение закону грозило штрафом или ликвидацией НКО, то теперь – уголовным преследованием и сроком до 5 лет. Власть повышает ставки и глупо ждать от нее, что она вдруг выйдет из игры. Не уперлись вчера, получайте новый закон сегодня.

Надпись “Иностранный агент” у входа в офис правозащитной организации «Мемориал» в Москве, 2012 год. Фото: Сергей Карпов / ТАСС / Forum

Как отреагировала общественность на принятый тогда закон? Правильно, чисто по-российски – с возмущением и покорностью. Когда санкции за нарушение закона вступили в силу, все, за малым исключением, начали перед каждым своим сочинением ставить аршинными буквами признание в статусе «иностранного агента». Какова реакция власти? Полное и глубокое удовлетворение.

Естественно, новые фантазии не заставят себя ждать

В 2020 году Путин подписывает закон о признании иностранными агентами физических лиц и общественных объединений, получающих финансирование из-за рубежа. Речь идет уже не о распространении информации, не о журналистах и блогерах. Иноагентами могут быть признаны лица и общественные организации, занимающиеся сбором сведений о военной или военно-технической деятельности России.

Здесь – великий простор для толкований и судебного произвола. Политической деятельностью в интересах иностранных источников признано в том числе проведение митингов и публичных дебатов, распространение мнений о государственной политике, участие в наблюдении за выборами или в деятельности политических партий. То есть ярлык можно навесить на каждого. Когда стране нужны иноагенты, иноагентом становится любой! Ответственность тоже нешуточная: до 5 лет лишения свободы (статья 330.1 УК РФ).

Главный редактор Медиазоны Сергей Смирнов

Признанный иноагентом Сергей Смирнов, являющийся главным редактором “Медиазоны”, которая тоже была признана иноагентом. Фото предоставлено “Медиазоной”

И вот у меня риторический вопрос к возмущенным иноагентам, коллегам по журналистскому цеху и искренним критикам режима: вы знаете почему власть наглеет с каждым годом? Потому что она не встречает сопротивления. Ваши обиды и жалобы на нее только поднимают ей настроение. Ваше недавнее открыток обращение с просьбой смягчить драконовские законы власть встретила с откровенным пренебрежением.

Сделают опасным даже не слово протеста, а само молчание

Вы ведь, я думаю, прекрасно понимаете, что будет дальше. Вы будете и впредь на словах возмущаться, а на деле – повиноваться. Соответственно, власть продолжит изощряться в ужесточении репрессивного законодательства. Вы не упирались ни на одном рубеже – она будет давить вас, да и всех остальных тоже. Она сочинит множество законов, которые не только окончательно сведут на нет скудные остатки нашей хилой свободы слова, но и обяжут всех к публичному выражению лояльности.

Они сделают опасным даже не слово протеста, а само молчание. Вас заставят восторгаться их пакостными делами, а вы из-за боязни уголовного преследования будете этому подчиняться, оправдываясь законопослушанием. И наказания тогда будут – не чета нынешним.

Это будут не штрафы и до пяти лет, а полноценный государственный террор, при котором за высказанное мнение можно будет поплатиться жизнью. Думаете, фантазия, сгущаю краски? Да это было уже, и даже не так давно. А десять лет назад вы ожидали того, что происходит сегодня?

 

Акция журналистов за своду прессы у здания ФСБ на Лубянке. Москва, 21 августа 2021 года. Фото: Георгий Малец / Вот Так

Вам не нравится этот закон? Просто перестаньте его исполнять

Вы думаете ваши пикеты и петиции – это противостояние произволу? Это детский сад! Такие методы эффективны при демократии, когда власть хоть в какой-то мере зависит от общественного мнения. В сегодняшней России это не работает. Совсем. Вам не нравится этот закон? Вы хотите его отмены? Для этого не надо выходить на пикеты и собирать подписи под петициями. Просто перестаньте его исполнять и только в этом случае закон действительно перестанет действовать.

Единственное что может сейчас остановить нашу обезумевшую власть – это солидарный отказ подчиняться репрессивным законам. Только столкнувшись с прямым неподчинением, власть остановится на пути к тоталитаризму. Исполняя же их законы, вы сами становитесь соучастниками преступления перед будущим нашей страны.

Вспомните, Мартин Лютер Кинг говорил:

Подчиняться справедливым законам — не только юридическая, но и моральная обязанность. И, наоборот, существует моральная обязанность не подчиняться несправедливому закону».

За отказ исполнять требования законов об иноагентах может последовать расплата. Пока еще не слишком тяжелая. Но не упершись хоть где-нибудь, хоть в чем-нибудь, мы обречены скатываться все дальше и дальше вниз. Пока шаг за шагом, уступкой за уступкой не докатимся до состояния общенационального гражданского рабства.

Новости
Путин не стал давать гарантии Муратову по «иноганетству» и покритиковал Навального
13.10.2021 17:47

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное