vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Месть Центра «Э». Как бывший сотрудник ФСБ из Дагестана стал «экстремистом»

Иллюстративное фото: Анатолий Медведев / ТАСС / Forum

Советский районный суд Махачкалы на этой неделе начал рассматривать дело по иску бывшего сотрудника ФСБ Рамазана Наждуева к МВД Дагестана. Он утверждает, что после конфликта с сотрудником местного Центра «Э» его внесли в базу профилактического учета по категории «экстремист». При этом в министерстве отрицают само существование профучета.

Рамазану Наждуеву 38 лет, он работал в пограничной службе ФСБ России до 2017 года, а затем ушел в отставку по выслуге лет. В разговоре с корреспондентом «Вот Так» Наждуев рассказывает, как он, по его мнению, оказался в списке «экстремистов».

«Я сдавал в аренду с правом выкупа свой автомобиль Ахмеду Гаджиеву, но в октябре 2020 года он перестал платить и отказался возвращать автомобиль. Я его предупредил, что обращусь в полицию. Гаджиев уговорил пойти к имаму мечети “Тангъим” в Махачкале, чтобы тот рассудил их. Имам Нигматулла Раджабов вынес решение в мою пользу. К тому моменту подошло время молитвы, и я совершил ее в этой мечети», – сообщил бывший сотрудник ФСБ.

Новости
Суд отказал Навальному в требовании признать незаконным его постановку на учет как экстремиста
01.02.2022 12:25

Несмотря на слова имама, Гаджиев так и не вернул автомобиль, поэтому Наждуев обратился в полицию. Выяснилось, что у арендатора машины уже нет – он отдал ее в качестве залога в счет долга другому жителю Махачкалы, сотруднику местного центра по противодействию экстремизму. Когда Наждуев пришел к следователю давать показания по своему делу, в кабинете, по его словам, находился еще один мужчина в штатском. Это и был тот самый сотрудник Центра «Э», уверен Наждуев.

Рамазан Наждуев

Рамазан Наждуев. Фото из личного архива

«У меня сначала отказывались принимать заявление, а сотрудник ЦПЭ утверждал, что нет никаких оснований [для возбуждения уголовного дела], при этом упрекал в том, что я ходил в мечеть “Тангъим”. Но после моих угроз, что я буду жаловаться в случае отказа, заявление приняли», – вспоминает Наждуев.

В этот же день Наждуева вновь вызвали в отдел полиции, там у него произошла словесная перепалка с сотрудником Центра «Э». Тот, в свою очередь, порекомендовал бывшему сотруднику ФСБ не появляться в полиции с жалобами. Автомобиль Наждуеву все-таки вернули, однако история на этом не закончилась.

Экстремист на следующие 69 лет

Спустя неделю после встречи с сотрудником Центра «Э» Наждуеву стали названивать из отдела полиции Новолакского района, где он прописан. Полицейские попросили его приехать на беседу, а на месте сообщили, что на него поступили материалы из Центра «Э». В документах речь шла о том, что Наждуев часто посещает мечеть «Тангъим». Сам он утверждает, что был там всего один раз, когда решал вопрос с машиной. Тем не менее Наждуеву пришлось дать объяснения. Полицейские также сфотографировали бывшего сотрудника ФСБ, его машину и даже старый дом родителей. После этого звонки не прекратились – теперь личной встречи требовали сотрудники Кумторкалинского РОВД. Наждуев отказался приезжать туда без повестки.

«Полицейский Ислам Джамбулатов при очередном разговоре по телефону в январе прошлого года просил приехать из-за материала из Центра “Э”. Получив отказ, он стал угрожать, что сам поставит меня на профилактический учет. Затем был еще один звонок от сотрудника ЦПЭ», – рассказывает Наждуев.

В сентябре прошлого года бывшего сотрудника ФСБ на выезде из Махачкалы остановил инспектор ДПС. От него Наждуев узнал, что состоит на профучете как «экстремист» – такой статус закреплен за ним до конца 2090 года.

Новости
Путин подписал закон о досудебной блокировке сайтов за «оправдание экстремизма и терроризма»
30.12.2021 19:19

Наждуев пытался разобраться с помощью своих бывших коллег из ФСБ, писал жалобы в прокуратуру и МВД, а также просил привлечь к ответственности полицейских, которые внесли его в список экстремистов. Впрочем, во всех ведомствах ему ответили, что «профилактический учет лиц, склонных к экстремистской деятельности, не ведется». Тогда экс-сотрудник ФСБ обратился в правозащитный центр «Мемориал»*, а затем – в суд с иском к МВД Дагестана. Наждуев требует признать постановку на учет незаконной и исключить его из соответствующей базы данных.

После того как в конце июля прошлого года Наждуев попал в базу «экстремистов», его машину с завидным постоянством начали останавливать на всех постах – вопросы чаще всего были связаны с местом проживания и целью той или иной поездки. 10 февраля бывший сотрудник ФСБ смог записать видео, на котором сотрудник ДПС признается, что нашел Наждуева в базе данных МВД с пометкой «экстремист». На первом судебном заседании, которое прошло 14 февраля, суд приобщил это видео к материалам дела. Начальника поста ДПС, подтвердившего информацию о «базе данных МВД», по ходатайству истца должны будут допросить.

Несмотря на представленные доказательства, представитель местного управления МВД по Махачкале продолжал в ходе процесса настаивать на том, что профучет в ведомстве не ведется.

Мечеть под прицелом

Мечеть «Тангъим» в Махачкале находится в центре внимания силовиков. Считается, что сюда приходят салафиты – сторонники исламского фундаментализма. В то же время на официальном уровне в Дагестане признается другое течение – суфизм.

Почти каждую пятницу на рузман (обязательный намаз, совершаемый коллективно. – Ред.) сотрудники полиции проводят рейды в этой мечети. С 2015 года и до недавних пор оттуда в отделы полиции доставляли целые автобусы с прихожанами. После этих инцидентов многие посетители мечети оказались в той же базе профилактического учета в категории «экстремисты».

Люди, имена которых внесли в этот реестр, постоянно испытывают сложности. Их не только останавливают на постах ДПС, но и доставляют в отделы полиции, снимают отпечатки пальцев, берут пробы ДНК. Зафиксированы случаи, когда от дагестанцев, попавших в базу профучета, требовали сбрить бороду. Более того, устроиться на работу с пометкой «экстремист» становится крайне сложно, а иногда проблемы возникают даже у родственников тех, кто оказался в таком «списке неблагонадежных».

Юрист правозащитного центра «Мемориал» Шамиль Магомедов, который представляет в суде интересы Наждуева, сообщил «Вот Так», что в последние годы полиция перестала устраивать организованные рейды в мечеть, однако некоторых прихожан точечно ставят на профилактический учет как «религиозных экстремистов» или «последователей ваххабизма».

Мечеть «Тангъим» в Махачкале. Фото: islamcenter.ru

В эту базу, как утверждает Магомедов, можно попасть и случайно – из-за слишком длинной бороды, одного посещения определенной мечети, из-за необходимости повышения показателей сотрудников полиции или из-за доноса недоброжелателя.

история
Посадил ребенка – получил палку. Как ФСБ ищет и находит экстремистов среди школьников
09.02.2022 18:30

В 2016 году году в России приняли федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», поэтому тему профучета, по словам Магомедова, перевели в режим «неразглашения» и «секретности». Теперь на официальные запросы граждане получают ответ от МВД Дагестана, что профучет не ведется.

Люди, попавшие в категорию «экстремистов», не могут узнать, почему их туда внесли, равно как и не могут добиться исключения из списков, рассказывает Магомедов. Некоторые граждане, обнаружившие себя в базе профилактического учета, уже пытались обжаловать это решение и обращались в суды: те обычно встают на сторону истцов, однако пока нет ни одного случая, чтобы МВД Дагестана отчиталось о снятии с профучета человека, который выиграл суд.

По данным «Мемориала», в конце 2015 года общее число лиц, состоящих на профилактическом учете, превышало 10 тысяч человек. С тех пор количество «экстремистов» в реестре увеличилось, однако точная цифра сейчас неизвестна. Ранее республиканский министр внутренних дел Абдурашид Магомедов, по чьему приказу в Дагестане и был введен профучет, говорил о 16 тысячах людей с пометкой «экстремист».

В конце прошлого года правозащитный центр «Мемориал» направил в Генеральную прокуратуру жалобу на недостоверные ответы региональной прокуратуры о профучете по делу дагестанца Вазира Базанаева. Его внесли в список «экстремистов» еще в 2013 году, сам он считает, что это сделали незаконно. Ответа из Генпрокуратуры правозащитники пока не получили.

*Организация признана в России “иностранным агентом”.

Светлана Курбанова для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное