vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Запорожская Сечь, варлорды и сетевые структуры. Как война показала превосходство свободы над тиранией

Игорь, военнослужащий территориальных сил обороны Украины, стоит на уничтоженном российском бронетранспортере. Украина,  2 апреля 2022 года.
Игорь, военнослужащий территориальных сил обороны Украины, стоит на уничтоженном российском бронетранспортере. Украина, 2 апреля 2022 года.
Фото: Daniel Brown / Sipa USA / East News

Почти два месяца идет крупномасштабная война авторитарной России и демократической Украины. Два месяца драматичного, очень дорого дающегося и потому очень ценного опыта. Украинцы защищают свою свободу, но и свобода защищает их, помогает им побеждать.

Десятилетиями сторонники авторитарных и тоталитарных политических моделей говорили о военной эффективности недемократических государств, об их высоком мобилизационном потенциале, о консолидированных обществах, пронизанных духом «патриотизма». Таких людей не убеждали примеры саддамовского Ирака или Югославии Слободана Милошевича, разгромленных демократическими коалициями. Они возражали:

«Небольшие государства не могут противостоять сверхдержаве США».

Но вот на демократическую Украину напала авторитарная, неуклонно скатывающаяся в тоталитаризм путинская Россия.

«Авторитарное государство проиграло бы России»

Украина оказалась эффективнее на поле боя как свободное гибкое общество – с территориальной обороной, массовым партизанским движением, волонтерством, всеобщей вовлеченностью и взаимовыручкой. У России ведь нет зрелого, сложившегося общества. Толпы имитирующих патриотическую экзальтацию «бюджетников» не могут конкурировать с нацией граждан.

Украина также оказалась эффективнее как военная машина, как сложная система. Примером тому стало множество успешных армейских операций – от разгрома российских колонн тяжелой артиллерией до уничтожения крейсера «Москва».

Эффективные вооруженные силы в XXI веке можно построить в условиях конкурентной, открытой политической системы, но не на затхлом скотном дворе тирании, где воровство, приписки, страх перед начальством, подхалимство и потемкинщина превращают армию в стадо голодных перепуганных рабов.

Пророссийский военнослужащий “ДНР” в селе Свободное, Украина. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС / Forum

Разумеется, окончательные итоги войны подводить еще очень рано. Украине предстоят тяжелейшие битвы, суровые испытания. Скорее всего, Кремль в ходе сражения за Донбасс попытается разыграть последний козырь крупного деспотического государства. Он сконцентрирует на сравнительно небольшой территории максимум человеческих и технических ресурсов, погонит людей и машины на убой волна за волной. Попытается проломить брешь в украинском фронте за счет численного превосходства, не считаясь с потерями. Играть в высокотехнологичную войну «по-американски» все равно не получается.

Обзор
Потери России и Украины и сотни погибших детей. Главное о войне к этому часу
17.04.2022 13:51

И все же последние два месяца позволяют сделать некоторые выводы и даже подумать о послевоенном будущем Украины. Недавно один штрих в очертания такого будущего нарисовал президент Владимир Зеленский. Он заявил, что послевоенная Украина будет похожа скорее не на европейские демократии, а на Израиль – живущую рядом с агрессивными соседями «танковую республику». Всеобщее вооружение населения, огромное внимание к безопасности.

«Украина точно не будет той, которую мы хотели с самого начала. Это невозможно. Абсолютно либеральная, европейская – она такой не будет. Она точно будет идти от крепости каждой хаты, каждого дома, каждого человека», – говорит Зеленский. При этом украинский президент подчеркнул:

«Авторитарное государство невозможно в Украине. Авторитарное государство проиграло бы России».

Можно не сомневаться: Украина запомнит военные уроки и будет готовиться к новой войне всегда. Уже и мэр Харькова, сильно пострадавшего при российском вторжении, заявляет, что при восстановлении города будет учтен военный опыт. Например, новые паркинги можно будет использовать как бомбоубежища, современные укрытия оборудуют в общественных учреждениях.

Улица в Харькове после обстрела российскими войсками. Украина, 8 марта 2022 года. Фото: Reuters / Forum

«Я — за нацию бесконечного веча свободных вооруженных людей»

Самоорганизация, четкая работа украинского общества и по вертикали, и по горизонтали – все это воодушевляет украинское правое движение, массово представленное в национальной обороне. В России крайне правые националисты – это сторонники этатизма. И чем хуже у России дела на войне, тем крепче у них этатистский дискурс. Украинские правые – другие. Некоторые из них даже не готовы следовать во всем «израильской модели» и ставить безопасность выше свободы.

«Одним из главных спорных моментов этой войны для меня стало соотношение авторитаризма и демократии», – признает в разговоре со мной лидер правой организации АКС Евгений Врядник. Недавно он во главе противотанкового взвода, сформированного из соратников, оборонял Киевщину.

Репортаж
Левобережная Киевщина: «азовцы», засады, бои. Репортаж Романа Попкова из воюющей Украины
23.03.2022 14:22

«Критерий истины — практика. На практике я увидел, как авторитарное государство Путина посылает “мясо” колоннами гореть в “коробочках” (бронемашинах), насилует детей и женщин “братского народа”, снабжает своих солдат говном», – говорит Врядник.

Раненые российские солдаты в 354-м военном госпитале Екатеринбурга во время торжественной церемонии вручения государственных наград. 4 апреля 2022 года. Фото: Донат Сорокин / ТАСС / Forum

При этом Украина «показала мощную горизонтальную организацию, уважение и заботу о своих воинах». Врядник отмечает, что на войну отправилось «огромное количество высокомотивированных варлордов и их отрядов», «в составе украинской армии сражается интеллектуальная элита, в российской — дебилы из глубинки».

Слова о сражающейся интеллектуальной элите – это правда, хотя и с горьким привкусом. Недавно в бою за село Лукьяновка в Киевской области погиб боец подразделения Врядника Сергей Зайковский (позывной «Деймос») – публицист, переводчик издательства «Пломинь», музыкант. Российские оккупанты были выбиты из села, но Деймос отдал за это жизнь.

Что касается варлордов – это тоже правда. Фактически любой общественный деятель Украины, готовый сражаться и имеющий командирские военные компетенции, может сформировать свой отряд, экипировать его за собственный счет или за счет доверяющих ему волонтеров и отправиться с этим отрядом воевать против агрессора – разумеется, при взаимодействии с ВСУ.

«Сложившееся в Украине положение, весь опыт этих двух месяцев развеивают любые симпатии к деспотиям, к тоталитарной романтике, к скучным авторитарным режимам, к авторитету без связи с живыми действиями. Я — за нацию бесконечного веча свободных вооруженных людей. В противостоянии Афин и Спарты я — за обоих, против Персии», – описывает Врядник свое нынешнее мировоззрение, прошедшее испытание войной.

Молодожены Ярина Ариева и Святослав Фурсин позируют фотографу после того, как они вступили в ряды городской территориальной обороны на следующий день после свадьбы в Киеве, Украина. 25 февраля 2022 года. Фото: Михаил Палинчак / AFP / Forum

«Республиканский тип организации связей превосходит кабинетную иерархию»

Юлия Менада – украинский публицист, одна из создателей медиапроекта «СКОВОРОДА», названного в честь украинского поэта и философа Григория Сковороды. В первые дни войны, когда над Киевом нависла угроза штурма, Юлия примкнула к рядам защитников города, патрулировала улицы с оружием. Она вспоминает, что в то время у них с друзьями была решимость обреченных: «Как у того белорусского айтишника [Андрея Зельцера], который у себя дома встретил кагэбэшиков огнем из своего ружья».

Мнения
Трагедия Андрея Зельцера и Марии Успенской, попытавшихся отомстить за свой маленький мир
29.09.2021 20:18

Наступление на Киев было отбито, но война продолжается. Муж Юлии – боец полка «Азов» – сражается сейчас в окруженном Мариуполе.

По словам Менады, для каждого украинца, который с той или иной степенью интенсивности участвует в войне, схватка между российскими войсками и Украиной, видится столкновением тирана с народом, обороняющим свою свободу. «Борьба разворачивается как на уровне экзистенциальных переживаний (не хотим, чтобы у нас отбирали права), так и в плоскости простых эмпирических вещей (не хотим, чтоб нас избивали на митингах и пытали в подвалах ФСБ)», – подчеркивает Юлия.

Ирина Сергеева, первая в Украине женщина-доброволец, вступившая в военные ряды территориальных сил обороны Украины, во время военных учений в подземном гараже. Киев, Украина. 11 марта 2022 года. Фото: Сергей Сипунский / AFP / Forum

«Мы видим, что Украина из века в век порождает особый тип людей, стремящихся к построению горизонтальных децентрализованных связей и бросающих вызов этатистским авторитарным формам эксплуатации. Это стремление к свободе породило ту уникальную политическую традицию, благодаря которой все попытки выстраивания государственной вертикали в Украине терпели поражение, а последняя из них закончилась Революцией Достоинства, успехи которой в итоге и привели к так называемой спецоперации Путина», – поясняет Менада.

Для нее эта война является битвой настоящей республики и номенклатурной квазиимперии, Запорожской Сечи и царской Москвы.

«Сегодня мы имеем историческую удачу наблюдать, насколько подлинно республиканский тип организации связей между людьми превосходит кабинетную иерархию во главе с диктатором. Война в Украине наглядно демонстрирует, что вольное казачество рано или поздно побеждает реестровое», – резюмирует собеседница «Вот Так».

«У нас появились беспилотники благодаря волонтерам»

Один из варлордов российско-украинской войны – харизматичный Сергей Коротких, широко известный в Украине по своему позывному «Боцман». По его биографии можно написать несколько томов приключенческих романов, в которых будут и «белорусские», и «российские», и «украинские» главы. В далеком прошлом Коротких участвовал в русском ультпраправом движении, и за это его годами травила леволиберальная пресса.

После того как в 2014 году Коротких окончательно переехал в Украину и начал в рядах «Азова» воевать с прокремлевскими сепаратистами, произошло немыслимое: к «прогрессивной общественности» присоединилась кремлевская пропаганда и они начали хейтить Боцмана в два голоса.

Сергей Коротких (Боцман). Фото из личного архива

Когда в феврале произошло крупномасштабное российское вторжение, Боцман собрал из друзей и соратников собственное подразделение и опять отправился воевать. Именно он передал изданию «Медуза» важнейшие видеозаписи, сделанные над городом Буча беспилотниками его подразделения. Благодаря этим записям ясно, что убийства мирных жителей в Буче происходили в марте, когда город был оккупирован российской армией.

Коротких в интервью «Вот Так» говорит, что его подразделение BOATSMAN BOYS воевало в марте как раз под городами Ирпень и Буча.

«В моем подразделении есть морпехи, которые в 2014-м, во время аннексии Крыма, вышли оттуда и с тех пор, с 2014-го, воевали с Россией. Два-три года назад они поувольнялись из вооруженных сил и купили квартиры в Ирпене. И когда опять пришла война, они взяли в руки оружие и пошли воевать сразу», – рассказывает Боцман.

«То есть так получилось, что все это время в Ирпене, Буче, Гостомеле мы работали. Вели разведку, в том числе в Буче. У нас эти материалы накопились не из-за того, что мы намеренно протоколировали геноцид. Просто мы вели разведку Бучи, у нас этих записей с 12 марта накоплена гора. У нас появились беспилотники благодаря волонтерам Заради майбутнього України. Они нам подогнали эти квадракоптеры достаточно мощные, которые помогали нам и вести разведку, и наводить артиллерию и самим кое-что исполнять. Мы еще когда вели разведку с беспилотников, обратили внимание на огромное количество трупов на улицах, но не понимали всего масштаба – не видели еще братских могил, не заходили в дома, в подвалы», – говорит Коротких.

По его данным, в основном бесчинствами и террором в Буче занимались представители глухих провинций РФ, в том числе «национальных окраин».

«У них там по основному месту жительства в РФ – дичь дикая. Они ошалели от того, что в селах под Киевом есть асфальтовые дороги. По их понятиям люди слишком богато живут. И они это неудовлетворенное чувство социальной справедливости, которое должны бы реализовывать за счет людей типа братьев Ротенбергов или [Олега] Дерипаски, начали удовлетворять на украинских селянах. И это орда – нужно называть вещи своими именами. Они восприняли захваченные ими городки и села как свою законную добычу», – рассуждает украинский командир.

В брошенных российских армейских рюкзаках бойцы BOATSMAN BOYS обнаруживали самые немыслимые трофеи – вплоть до детских игрушек и ношеного женского белья.

Помимо расстрелов людей оккупанты занимались массовым убийством собак, проявляли иррациональную жестокость к животным. По мнению Коротких, это сыграло против россиян: голодные собаки рано или поздно занялись бы поеданием трупов. Тогда обстоятельства смерти людей и наличие огнестрельных ранений было бы сложнее установить.

«Местные мужики, охотники, гоняют российских солдат, чистят от них окрестности»

Коротких перечисляет ряд факторов, из-за которых российская армия действует крайне неуспешно. Одна из главных причин ужасающих потерь войск РФ – отличная работа украинской артиллерии. Страшные виды сожженных колонн техники, обгоревших и перекрученных взрывами трупов – это результат работы тяжелый орудий и систем залпового огня.

«Наша артиллерия меньше, чем российская, но она на порядок более качественная, более профессиональная и более успешная. Русские откровенно не умеют воевать. Застаревшая, проржавевшая военная машина, они воюют до сих пор в старых догмах, у них в головах ничего не изменилось с 80-х годов, с Афганистана – и их просто жгли колоннами. Одну их колонн российской техники под Киевом уничтожили не какие-то диверсанты, не территориальная оборона, а простая женщина с мобильным телефоном, которая просто позвонила, ее связали с артиллеристами и она сказала, куда бить. Не знаю, кто она такая, но хотел бы ей пожать руку и подарить букет цветов. Во многом разгром РФ – заслуга артиллерии и, соответственно, тех, кто эту артиллерию наводил. Я тоже наводил», – говорит Боцман.

Уничтоженная колонна российской бронетехники в Буче. Украина, 4 апреля 2022 года. Фото: Сергей Чужаков / Zuma Press / Forum

Помимо этого Коротких перечисляет имеющиеся, на его взгляд, недостатки российских танков Т-72 и Т-80 перед Т-64, который является основным танком в ВСУ. Но одна из главных проблем бронетехники, согласно Боцману, – это то, что россияне не умеют ее применять.

«Российские танки часто идут не защищенные своей пехотой, впереди пехоты, попадают под огонь украинских пехотинцев, и если даже от первого попадания старого советского РПГ-7 не сгорают, то получают несколько попаданий и в итоге все равно горят. Или же получают один-единственный пинок от [шведско-британской противотанковой ракеты] NLAW или от [американской противотанковой ракеты] “Джавелин” и сгорают моментально. Русские не защищают свои танки. Я понимаю, что их у России много, но только они забыли, что экипажи горят вместе с танками», – объясняет командир BOATSMAN BOYS.

И все же главной причиной неудачного для Кремля хода боевых действий Коротких называет народный характер войны: «Они не ожидали, что будет такой народный подъем, что деды с двустволками будут в них стрелять. В Макарове под Киевом в бою участвовал филиал нашего подразделения. Наши парни видели, как местные мужики, охотники, гоняют российских солдат, чистят от них окрестности. Обычные охотники-браконьеры со своим оружием, у многих из них еще и личные тепловизоры есть. Местные знают друг друга, знают местность, плюс они крайне мотивированы на борьбу тем беспределом, который тут творили россияне. Просто на азарте бегали и стреляли их».

Боцман описывает еще один случай, подходящий под описываемую Евгением Врядником концепцию общества свободных вооруженных граждан:

«Дед сует нашим парням гранатомет “Муха”, который, по его словам, он закопал еще в 2008 году! Я уж не знаю где он эту Мухув то время взял. Сам дед лет шестидесяти с винтовочкой. Говорит: У меня тут улочки узкие, танки тут все равно не пройдут, я их из винтовки буду стрелять, а вам, мальчики, надо».

Рассуждая о возможных сценариях развития послевоенной Украины Коротких, как и Зеленский, вспоминает об Израиле:

«Я уверен, что после войны Украина будет уже другой страной с другим политическим ландшафтом. Думаю, что на первых же послевоенных парламентских выборах огромное количество воевавших людей получат право и мандат управлять этой страной. То есть это будет похоже на Израиль, где в правительстве и парламенте всегда было много воевавших и заслуживших себе моральный авторитет людей».

Впрочем, пока и Сергей Коротких, и Евгений Врядник, и Юлия Менада и другие миллионы украинцев готовятся к новым боям на Донбассе. Война за будущее продолжается.

Роман Попков, военный корреспондент «Вот Так» в Киеве

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное