vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Заложники географии. Как живут небольшие украинские города под российскими обстрелами

Ветеран Второй мировой войны Иван Лисун возле своего дома, который был разрушен в результате обстрела российскими войсками в поселке Золочев под Харьковом. Украина, 6 мая 2022 года.
Ветеран Второй мировой войны Иван Лисун возле своего дома, который был разрушен в результате обстрела российскими войсками в поселке Золочев под Харьковом. Украина, 6 мая 2022 года.
Фото: Ricardo Moraes / Reuters / Forum

На отдельных участках харьковского фронта украинские войска уже достигли границы с Россией, однако сражения пока не заканчиваются. Путинская армия отходит с боями и продолжает обстреливать из артиллерии села недалеко от Харькова. Корреспондент «Вот Так» Алексей Барановский посетил несколько украинских населенных пунктов, в которые регулярно прилетают российские снаряды.

Поселок Золочев

Поселку Золочев в некотором смысле повезло: он не был под оккупацией – маршруты российского вторжения обошли его стороной. Несмотря на это, российская армия артиллерийскими ударами уничтожила здесь несколько сотен домов, визуально – до трети всего жилого фонда. Согласно официальным данным, более 20 человек погибли, свыше 60 ранены.

Гуманитарная помощь сюда начала добираться только недавно, поскольку ожесточенные бои на этом направлении не прекращаются до сих пор. Заезжая в Золочев с машиной волонтеров, которые привезли еду и необходимые вещи, слышу, как где-то совсем рядом, на пригорке, ложатся российские снаряды – вскоре на этом месте появляется столб дыма.

«Опять бьют куда попало», – злобно выговаривает Владимир, координатор волонтерской помощи в Золочеве. Он рассказывает, что долго пытался понять логику, по которой россияне обстреливают его родное село, но так и не смог найти никакой закономерности. Прилетает и по тем улицам, где есть какие-то объекты вроде автостанции или отделения полиции, и по тем районам, где нет ничего, кроме жилых построек.

история
«Надо бы уехать, но неизвестно, как долго это продлится». Как жители приграничного Белгорода готовятся к обстрелам города
12.04.2022 09:55

До войны Владимир занимался транспортными перевозками, теперь фактически делает то же самое, только возить приходится не обычные товары, а гуманитарный груз.

«Главная проблема была с лекарствами, приходилось аж в Полтаву ездить – это ближайшее место, где работали аптеки», – рассказывает Владимир. Там же, в Полтаве, он снимал в банкоматах пенсии односельчан. «Полная барсетка карточек и бесконечный список пинкодов», – вспоминает Владимир.

«Не принимайте участие в боевых действиях!»

Сейчас в Золочеве уже открылся первый продуктовый магазин, остальные потребности сельчан кое-как закрывают гуманитарные конвои. Другой магазин, который принадлежит семье Стогний, в ближайшее время не откроется.

«Прямо перед войной мы еще и кредит взяли на 200 тысяч гривен, выкупили этот магазин, который до того арендовали», – сокрушается Виктор Стогний. Разорвавшийся кассетный снаряд прошил стену магазинчика, разбил витрины и холодильное оборудование. Теперь выплачивать кредит семье Стогний нечем, а магазин, в который были вложены все средства семьи, уничтожен.

Виктор Стогний в своем магазине, который пострадал от обстрела российскими войсками. Фото: Алексей Барановский для “Вот Так”

Если с компенсацией утраченного жилья ситуация более-менее ясна (государственные органы Украины принимают от граждан заявления об уничтоженной недвижимости для последующей компенсации. – Ред.), то кто поможет – и поможет ли вообще – малому и среднему бизнесу, утратившему производственные мощности, на данный момент не ясно.

По соседству с разбитым магазином семьи Стогний живет 97-летний ветеран Второй мировой войны Иван Лысун. Накануне 9 Мая путинские войска преподнесли ему подарок – за несколько дней до памятной даты они прямым попаданием уничтожили его семейный дом.

Житель поселка Золочев Иван Лысун. Фото: Алексей Барановский для “Вот Так”

«Мы во второй постройке на нашем участке находились. Я на время обстрелов в погреб прячусь, а отец не хочет уходить», – говорит дочь ветерана Наталья Хоружа. Кроме дома снаряды также уничтожили машину семьи – ничего из этого уже не подлежит восстановлению.

Иван Васильевич, получивший на Втором Белорусском фронте ранения и контузии, а впоследствии – медаль «За отвагу», обращаясь к российским солдатам, говорит только одно: «Не принимайте участие в боевых действиях!»

Ежедневные обстрелы

По словам золочевцев, в последние дни интенсивность бомбардировок поселка российской армией несколько снизилась, но к вечеру обычно все равно начинаются беспорядочные артиллерийские обстрелы. Поэтому уже к обеду на улицах Золочева практически никого нет: все сидят по домам и подвалам, ожидая начала канонады. В тревожной тишине ожидающего атаки поселка пробиваются звуки богослужения из местной церкви.

Отец Константин в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии в поселке Золочев, Украина. Фото: Алексей Барановский для “Вот Так”

На храме святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (церковь относится к Украинской православной церкви Московского патриархата. – Ред.) висит маленький динамик, транслирующий службу на окрестные улицы. В храме посетителей немного – где-то полтора десятка человек. В подвале церкви укрываются от бомбежек жители окрестных домов, а также живут те, кто своих жилищ лишился – еще несколько десятков человек.

История
«Я не выбирал, где жить». История гражданина России, который сбежал из страны и пытается вступить в ВСУ
11.05.2022 18:44

Службу ведет отец Константин. Во время нее он ни разу не вспоминает российского предстоятеля патриарха Кирилла. Когда богослужение заканчивается, а прихожане медленно расходятся, в разговоре с корреспондентом «Вот Так» отец Константин признается – каждый день он молится за здоровье украинских воинов и мир в Украине.

Прифронтовой Чугуев

Город Чугуев – стратегический населенный пункт на восточном направлении от Харькова. Села вокруг подвергаются массированным обстрелам отступающей российской армии. Прилетает и по самому Чугуеву, поэтому бомбоубежища города практически не пустуют.

Разрушенный дом в Чугуеве, Украина. Фото: Алексей Барановский для “Вот Так”

С первых дней войны Чугуев оказался в серой зоне. Российские войска сюда не зашли, но обстрелы города продолжаются до сих пор, из-за чего гуманитарная помощь из Харькова поступает с большим трудом. В сложившейся обстановке чугуевцы начали объединяться, чтобы помочь самым уязвимым жителям города – пожилым, одиноким, многодетным и неходячим.

Уроженец Узбекистана Сардор руководит волонтерской кухней из 15 человек. До войны он работал на городских праздниках и ярмарках – продавал плов и другие блюда национальной кухни. Теперь в двух больших казанах на 180 и 120 литров он каждый день готовит бесплатные обеды для нуждающихся жителей Чугуева и близлежащих сел.

Сардор готовит еду

Сардор готовит еду на волонтерской кухне в Чугуеве, Украина. Фото: Алексей Барановский для “Вот Так”

Сардор рассказывает, что посольство Узбекистана предлагало ему эвакуироваться на родину – он отправил туда жену и четырех детей, но сам остался в Украине. «Для меня эта война идет с 2014 года», – говорит Сардор. Раньше он жил в Луганской области, а потом, когда там началось российское вторжение, активно помогал в эвакуации украинцев с тех территорий, которые стали временно оккупированными. «Я не побегу, украинцам сейчас нужна помощь, и я буду делать что могу», – говорит он.

«Срочно еще найти, чтоб воздух не возить»

В этот день Сардор приготовил 300 литров мясного рагу. Продукты для его кухни привозят волонтеры, которых собрала судья Харьковского окружного административного суда Елена Заичко. Уроженка Чугуева, она тоже включилась в волонтерское движение с первых дней войны. Ее штаб оказывает помощь нескольким тысячам жителей города и сел Чугуевского района.

Елена Заичко и Сардор. Фото: Алексей Барановский для “Вот Так”

«Не могла остаться в стороне», – пожимает плечами Заичко. Вместо вынесения судебных решений последние два месяца она занята поиском овощей, мяса, консервов и другой еды. «У нас в Днепре сейчас грузовик семитонник, а гуманитарки нашли только 5 тонн, нужно срочно еще две где-то найти, чтобы воздух не возить», – говорит она и тут же отходит обсуждать ближайшую поставку необходимого груза.

история
«Если русские, меня вернут и расстреляют». Как украинец после плена бежал из оккупированного села в Харьков
25.03.2022 20:20

На днях Заичко снова наденет судейскую мантию, однако ее команда останется обеспечивать чугуевцев гуманитарной помощью. «У нас есть списки и маршруты доставки помощи тем, кто больше всего нуждается в поддержке», – отмечает Елена.

«Каждый нашел свое место»

В бомбоубежище одного из заводов Чугуева живут около 100 человек, из них 20 детей. На пике обстрелов здесь укрывалось до 700 человек. Утром и днем люди стараются сделать все свои дела, чтобы ко второй половине дня вернутся под землю – обычно именно в это время российская армия начинает обстрелы.

Валерий в бомбоубежище Чугуева, Украина. Фото: Алексей Барановский для “Вот Так”

Комендант убежища Валерий рассказывает, что чугуевцы помогают друг другу даже на расстоянии. «Те, кто эвакуировался на Западную Украину, организуют нам сюда фуры гуманитарки. Каждый нашел свое место. Я вот помогаю тут», – говорит он.

На стенах бомбоубежища, между стендов с информацией о ядерной войне, висят детские рисунки. Бомбоубежище строилось в период холодной войны и должно выдержать самые серьезные удары, однако все здесь надеются, что проверять это не придется.

В бомбоубежище Чугуева, Украина. Фото: Алексей Барановский для “Вот Так”

Каждый день чугуевские медики под обстрелами российской армии вывозят из окрестных сел убитых и раненых мирных жителей. Однако, когда группа волонтеров вместе с корреспондентом «Вот Так» подъезжает к чугуевской станции скорой помощи, оттуда доносится пение.

Медики исполняют украинскую народную песню “Ой, у лузі червона калина…» («Ой, на лугу красная калина»). Гимн сечевых стрельцов стал песней, которая символизирует сопротивление украинцев российской агрессии. «Это у нас такой флэшмоб: соревнуемся с медиками других станций», – поясняет один из врачей.

Алексей Барановский для «Вот Так»

Редакция «Вот Так» начала сотрудничать с внештатным автором Алексеем Барановским по рекомендации нескольких коллег-журналистов, которым мы доверяем. После того, как редакции стала известна его роль в деле БОРН — группировки неонацистов, активно действовавшей в 2000-е и поддерживаемой администрацией президента РФ, жертвами которой стали несколько человек — редакция прекратила сотрудничество с ним.

Мы приносим извинения читателям за то, что не проверили нового внештатного автора должным образом. Опубликованные на сайте «Вот Так» тексты этого автора прошли проверки редакторов и соответствуют профессиональным стандартам. Эти тексты будут доступны на сайте и впредь. Гонорар за работу был выплачен. Сотрудничество с ним продолжено не будет, причины этого решения редакция разъяснила.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное