vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Минюст собирается признать «международное движение ЛГБТ» экстремистской организацией. Что это значит?

лгбт минюст экстремизм

Акция ЛГБТ-активистов против ненависти и нетерпимости на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, 2015 год. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС / Forum

Министерство юстиции РФ направило в Верховный суд иск о признании «международного общественного движения ЛГБТ» экстремистской организацией и его запрете. В Минюсте утверждают, что в деятельности ЛГБТ-движения выявлены некие признаки экстремистской направленности, в том числе возбуждение социальной и религиозной розни. Судебное заседание назначено на 30 ноября. «Вот Так» спросил юриста и правозащитника о том, что будет означать признание ЛГБТ-движения экстремистской организацией.

Максим Оленичев, юрист

По закону признать экстремистской можно только реально существующую организацию. В данном случае Минюст пытается признать экстремистским незарегистрированное общественное объединение. Вся проблема в том, что этого объединения не существует, но Минюст формально будет утверждать в суде, что такая организация есть. Если суд найдет доказательства, что такая организация существует, то, вероятно, признает ее экстремистской.

Когда решение суда вступит в законную силу, у властей появится возможность привлекать ЛГБТ-активистов и активисток или инициативы к ответственности за участие в экстремизме. Мы это видели по штабам Навального, когда Московский городской суд, а впоследствии и Верховный суд признали движение «Штабы Навального» экстремистской организацией. И после этого за участие в их деятельности стали привлекать к ответственности людей, которые на самом деле не имели отношения к этим штабам.

По сути через такую схему, которую сейчас реализует Минюст, власти пытаются запретить в целом ЛГБТ-движение и ЛГБТ-активизм в России, поскольку формальным критерием доказательства того, что люди участвуют в деятельности ЛГБТ-движения после признания его экстремистским, станут просто оперативные справки сотрудников полиции. Это то, что мы видим по сложившейся практике.

Обзор
В Москве могут создать институт по исследованию поведения ЛГБТ-людей. Выясняем, подразумевает ли он конверсионную терапию
16.06.2023 18:09

Вообще экстремизм — достаточно широкое понятие. Правовые последствия после принятия судом решения о признании организации экстремистской следующие: после вступления решения суда в законную силу запрещено участвовать в ее деятельности, за это предусмотрена уголовная ответственность. Запрещено демонстрировать любым лицам символику экстремистской организации. По закону символика должна быть прописана в уставе организации. Поскольку движения, которое Минюст пытается признать экстремистским, в реальности не существует, то, возможно, в иске будет указана радужная символика, которую Минюст посчитает символикой запрещаемого ЛГБТ-движения.

Если такое решение суда будет, то да, именно эту символику нельзя будет использовать. При этом за демонстрацию символики будет административная ответственность. Если суд не установит, что конкретно эта символика принадлежит запрещаемой организации, тогда ее можно будет использовать.

Я думаю, что для всех ЛГБТ-организаций в России существенно возрастают риски. Например, открытая работа по консультированию ЛГБТ-людей по правовым и психологическим вопросам, по оказанию экстренной помощи будет более рискованной. Скорее всего, инициативы будут продолжать свою работу, потому что довольно много ЛГБТ-людей остаются в России. В среднем от 5 до 10% населения страны. Поэтому, конечно, деятельность будет продолжаться, однако ее формат будет изменен. Люди, которые будут продолжать эту деятельность, будут понимать, что существуют достаточно большие риски ограничения их работы, в том числе привлечения к административной либо к уголовной ответственности.

Поскольку уже имеются сведения о дате судебного заседания, то иск уже принят к производству — и суд обязан рассмотреть его по существу. Конечно, все будет зависеть от тех аргументов, которые Минюст заявил. Но по той практике, которая сейчас складывается, суды, как правило, удовлетворяют заявления по признанию организаций экстремистскими. Шансы на то, что в этом случае будет так же, достаточно высоки.

Акция в поддержку прав ЛГБТ

Акция в поддержку прав ЛГБТ в Санкт-Петербурге, 2013 год. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС / Forum

Игорь Кочетков, правозащитник, основатель Российской ЛГБТ-сети

Все это вполне ожидаемо, потому что запрет на высказывание позиции от ЛГБТ-активистов является частью государственной идеологии в современной России. Поэтому я совершенно не удивлен. С точки зрения российского государства и политики, которую оно проводит в последние три года, это вполне логичный шаг.

Обвинения Минюста — это пустословие. Дело в том, что такие понятия, как экстремизм и терроризм, не имеют даже какого-то четкого определения в международном праве. Поэтому здесь можно спекулировать бесконечно, а экстремистским можно признать любые взгляды только на том основании, что они не нравятся носителям государственной власти. Поэтому возбуждением розни как раз занимаются люди, которые распространяют гомофобные взгляды.

Я не слышал, например, ни одного заявления кого-нибудь из ЛГБТ-активистов, кто призывал бы к физическим расправам над несогласными, к запрету противникам их взглядов на определенные занятия. А как раз те, кто распространяет гомофобные взгляды, позволяют себе такие высказывания. Я мог бы назвать их взгляды экстремистскими, но это абсолютно пустое понятие.

Новости
Полиция Сочи задержала двух девушек за поцелуй. Их обвинили в «пропаганде ЛГБТ»
08.09.2023 18:10

Главное, что государство пытается создать новую тоталитарную идеологию. Если раньше это был коммунизм, то сегодня такой новой тоталитарной идеологией является идеология русского мира и традиционных ценностей.

Если действительно «ЛГБТ-идеология» будет признана экстремистской, то никакая легальная деятельность ЛГБТ-организаций и правозащитников в России будет невозможна. Как приспособиться? Никак! То есть уходить в подполье либо продолжать свою деятельность из-за пределов страны, как это и делается сейчас [некоторыми организациями]. Вообще запрет начал оформляться еще в 2021 году, когда фонд «Сфера», учредителем и директором которого я был, закрыли по требованию Минюста. Причем публичным основанием там было то, что деятельность фонда противоречит политике, проводимой государством. Хотя в законе даже нет такой формулировки.

Безусловно, признание ЛГБТ-движения экстремистским противоречит Конституции даже в нынешнем ее виде. Нынешняя Конституция запрещает и государственную идеологию, но этот тезис оспаривается государством. И даже министр юстиции Константин Чучейко призывал эту статью пересмотреть и сделать госидеологию обязательной. Фактически это уже делается. То есть нынешнее российское государство не является правовым, Конституция не имеет прямого действия уже давно. Поэтому да, та политика, которую государство проводит, соответственно, открыто противоречит первой и второй главе Конституции, и руководители государства это уже прямо это признают.

Иван Гордеев

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное