vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Два года колонии за стрим. Журналистика в Беларуси стала расстрельной профессией

18 февраля 2021 года. Журналистки «Белсата» Катерина Андреева и Дарья Чульцова в суде Фрунзенского района Минска в день оглашения приговора по делу о стриме с площади Перемен.
Фото: АВ / Белсат / “Вот Так”

Приговор оказался, увы, предсказуемо суровым: сотрудницам телеканала «Белсат» Катерине Андреевой (Бахваловой) и Дарье Чульцовой 18 февраля дали по два года лишения свободы. Как и просила молодая дама-прокурор. Так белорусская фемида покарала журналисток за то, что они делали свою работу — вели стрим с минской площади Перемен, когда прошлой осенью силовики разгоняли там участников митинга памяти погибшего защитника протестной символики Романа Бондаренко.

Да, сегодня журналистская профессия (если ты не пропагандист режима, конечно — тем Александр Лукашенко вручает награды) стала в Беларуси расстрельной. Издевкой над здравым смыслом выглядит сама формулировка из материалов следствия: мол, Андреева и Чульцова совершали преступление с помощью мобильных телефонов, видеокамер, штатива и жилетов с надписью «Пресса».

Суть же преступления якобы в том, что авторы стрима руководили действиями, грубо нарушавшими общественный порядок, что повлекло нарушение работы транспорта и т.д.

При этом ряд экспертов, заключения которых зачитывались в суде, констатировали, что репортаж был объективным, без каких-либо призывов. Да и мобильного интернета в том районе тогда не было: власти отрубали его на время акций. Так что для самих манифестантов тот стрим был попросту недоступен.

РАЗВЕРНУТА ТОТАЛЬНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ НЕПОДКОНТРОЛЬНОЙ ПРЕССЫ

Белорусские правозащитники признали Андрееву и Чульцову политзаключенными. Таких в стране на сегодня уже 255, и конвейер политических процессов не останавливается. После подавления массовых протестов режим методично разбирается не только с их участниками, но и с теми, кто просто честно рассказывал о перипетиях белорусской революции.

Впрочем, говорить о ней в прошедшем времени, вероятно, рано. Власти напряженно ожидают обещанной оппонентами горячей весны. Еще и этим объясняются тотальная зачистка гнезд крамолы, демонстративная жестокость приговоров. Режим хочет уничтожить то, что он считает инфраструктурой протестов, и максимально запугать общество, в том числе неподконтрольную властям прессу.

Они и в «дореволюционные»-то времена не жаловали независимые СМИ, теперь же просто развернули против них тотальную войну.

Ряд негосударственных газет лишены возможности печататься, распространяться через киоски и подписку. Десятки общественно-политических сайтов заблокированы. У крупнейшего портала TUT.BY отобрали статус СМИ. Многие журналисты, работавшие на зарубежные медиа, лишены аккредитации.

Обыски в редакциях с конфискацией техники стали уже будничным явлением. В январе силовики трясли таким образом информационную компанию БелаПАН. На днях волна обысков обрушилась на Белорусскую ассоциацию журналистов.

В ожидании судов находятся за решеткой корреспондент TUT.BY Катерина Борисевич, медиаменеджер Андрей Александров, основательница «Пресс-клуба Беларусь» Юлия Слуцкая и несколько ее коллег.

Срочно
Мы требуем немедленно освободить Екатерину Андрееву и Дарью Чульцову
18.02.2021 12:47

АНТИУТОПИИ ОРУЭЛЛА СТАЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Верхушка режима нервничает еще и потому, что капитально проигрывает информационное пространство, особенно интернет.

Дошло до того, что независимую прессу стали грубо отсекать даже от освещения самих судебных процессов. Многие коллеги не смогли попасть на суд над Андреевой и Чульцовой. Не аккредитовали представителей негосударственных изданий и на начавшийся 17 февраля суд над бывшим главой «Белгазпромбанка» Виктором Бабарико, дерзнувшим во время прошлогодних выборов бросить вызов бессменному президенту.

Для властей и политические конкуренты вождя, и правозащитники, и пресса — одного поля ягоды, враги, расшатывающие систему. Могучие прошлогодние протесты породили у верхушки режима экзистенциальный страх, заставляющий ныне выжигать каленым железом все то, что еще шевелится, сопротивляется. Естественно, что пресса, которая не хочет пресмыкаться, тоже оказалась под ударом.

Марш Мира и Независимости в Минске – 22 день протеста против фальсификации результатов президентских выборов. 30 августа 2020 г.
Фото: АВ / “Вот Так”

Бесполезно доказывать, что журналисты всего лишь делают свое дело. Режим решает задачу самосохранения — и потому бестрепетно наезжает асфальтовым катком. Поскольку даже просто правдивая информация, с точки зрения функционеров системы, угрожает ей. Чиновники изощренно называют это угрозой национальной безопасности, хотя речь идет о спасении любой ценой своих кресел, уютного статус-кво, при том что страна обрекается на застой и деградацию.

Вообще антиутопии Оруэлла стали страшной реальностью сегодняшней Беларуси. Черное объявляется белым и наоборот. За лживую пропаганду награждают, правда же объявляется преступлением.

Прошлой осенью Лукашенко, держа речь перед прокурорами (прокурорами, Карл, то бишь, по идее, самыми что ни на есть законниками!), дал потрясающую установку: «Иногда не до законов». И репрессивная машина методично перемалывает судьбы.

РЕЖИМ ПРОИГРЫВАЕТ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Впрочем, Андреева и Чульцова, две изящные девушки, уже показали твердость духа и наверняка не сломаются. И вообще все эти удары по независимой прессе не обеспечат режиму господства в информационной сфере.

Лукашенко раз за разом пеняет на Всемирную паутину, называет ее помойкой, сетует, что упущена молодежь. Человек, который правит Беларусью уже 27-й год, — ярко выраженный консерватор, традиционалист. В одной из недавних речей он предсказал скорое «увядание вот этого вспыхнувшего фейерверка интернета».

На реализацию государственной программы «Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы власти выделяют 1,2 млрд белорусских рублей (около 464 млн долларов по нынешнему курсу). Львиная доля достанется Белтелерадиокомпании и государственной печатной прессе. Но не в коня корм.

Можно посадить за решетку независимых журналистов, однако нельзя заставить любить грязную, разнузданную пропаганду, которая сейчас правит бал на государственных телеканалах и в казенной печатной прессе. По данным январского социологического опроса Chatham House, негосударственным СМИ полностью или скорее доверяют 49,5% белорусов-горожан, в то время как президенту — 24,1%, а государственным СМИ — только 16,3%.

В «дореволюционное» время наша политизированная публика пробавлялась в социальных сетях схоластическими дискуссиями типа: а есть ли в стране настоящая журналистика? Белорусская революция стала моментом истины и для независимых СМИ. Их журналисты, ведя репортажи при разрывах светошумовых гранат, под резиновыми пулями, показали себя блестящими профи и просто героями.

И кейс Андреевой — Чульцовой, равно как и другие подобные кейсы времен борьбы против полицейского режима, студенты журфаков в новой Беларуси будут старательно изучать как пример профессиональной чести и мужества.

Александр Класковский, политический обозреватель — для «Вот Так»

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное