vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Топ-10 конфликтов 2022 года: выбор американских экспертов

Уличные столкновения в Мьянме

Протестующий на баррикадах во время протестов в Янгоне, которые военные подавляли с помощью резиновых пуль, боевых патронов, слезоточивого газа и шумовых гранат. Мьянма, 27 марта 2021 года. Фото: Theint Mon Soe / Zuma Press / Forum

Американский аналитический проект Armed Conflict Location & Event Data Project (ACLED), занимающийся сбором и изучением информации о политическом насилии и протестах практически во всех странах мира, каждый год публикует топ-10 конфликтов, на которые следует обратить особое внимание. В 2022 году из этого списка выпала Беларусь, впервые попавшая в него в предыдущем отчетном периоде. В целом же главные опасения аналитиков по-прежнему связаны с развитием ситуации в отдельных регионах Африки и Азии.

Прогнозы оправдались

Прошлогодние прогнозы экспертов в основной массе попали в точку. Война в эфиопском Тыграе, вспыхнувшая в ноябре 2020 года, втянула в конфликт другие страны региона и до настоящего момента не завершена. Жертвами боевых действий и этнических чисток стали тысячи человек, а миллионы столкнулись с голодом.

То же самое можно сказать о Мьянме, в которой военный переворот 1 февраля 2021 года спровоцировал сначала массовые протесты по всей стране, а затем и эскалацию тлевших на протяжении десятилетий внутренних конфликтов. В настоящий момент западные СМИ все чаще называют происходящее в Мьянме гражданской войной.

На Гаити, находящемся в состоянии перманентного политического кризиса и уличного насилия, в июле в своей резиденции был расстрелян президент страны Жовенель Моиз, что привело к еще большей деградации ситуации.

В Колумбии негативные прогнозы аналитиков также подтвердились. Гуманитарные организации отмечают активизацию столкновений между правительственными войсками и леворадикальными повстанцами, а также растущее количество нападений на политических и общественных лидеров.

Анализ
Возрождение талибов, Эфиопия и ЦАР на грани краха, российская армия на границе Украины. Военные итоги 2021 года
27.12.2021 13:48

Война в Йемене давно вышла на региональный уровень, а баллистические ракеты и боевые дроны поддерживаемых Ираном повстанцев-хуситов с пугающей частотой поражали цели на территории Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.

Количество страдающих от нападений джихадистов и их последствий жителей африканского региона Сахель достигло рекордных 29 миллионов, равно как рекордным стало число жертв террористических атак.

На севере Мозамбика, в охваченной восстанием джихадистов провинции Кабу-Делгаду, противостояние продолжается, все больше выплескиваясь на территорию соседних регионов. И это несмотря на ввод в страну руандийско-южноафриканского воинского контингента.

Могло быть и хуже

Традиционно непростой оставалась ситуация в Кашмире, который не протяжении многих лет является эпицентром противостояния между Индией и Пакистаном. Однако его масштаб не стал аномальным.

После победной для Баку войны за Нагорный Карабах очаги напряжения возникли в приграничных районах уже на территории Армении, где удалось закрепиться азербайджанским военным. Тем не менее хрупкое перемирие в целом сохраняется.

Наконец, в Беларуси, где эксперты ожидали увидеть масштабную дестабилизацию, режиму Александра Лукашенко удалось подавить массовые выступления и – по крайней мере на время – обеспечить относительную стабильность, считают авторы доклада.

Из значимых конфликтов эксперты ACLED не предусмотрели разве что стремительно начавшееся наступление талибов в Афганистане и захват ими власти в стране, что вынудило западные страны спешно эвакуировать своих граждан.

Лидеры все те же

В опубликованном вчера прогнозе на 2022 год шесть позиций остались неизменными. По-прежнему далека от завершения война в Эфиопии, в которой враждующие стороны по очереди перехватывают инициативу. Противостояние становится все более ожесточенным по мере появления свидетельств совершаемых как правительственными войсками и их союзниками, так и тыграйскими повстанцами военных преступлений. Более того, в конфликт втягиваются и другие населяющие Эфиопию этнические группы.

Боец тыграйских повстанческих сил читает книгу, охраняя штаб-квартиру Тыграйского пресс-агентствав Мэкэле. 7 июля 2021 года. Фото: Giulia Paravicini / Reuters / Forum

В Йемене дипломаты по-прежнему бессильны, а международные организации не могут повлиять на стороны конфликта. Начиная с конца 2021 года резко выросло количество жертв среди мирного населения, и пока ничто не предвещает положительных перемен. Дальнейшее ухудшение экономической ситуации, по мнению аналитиков, может привести к еще большей эскалации конфликта.

Африканский регион Сахель с недавних пор стал настоящим раем для аффилированных с «Исламским государством»* и «Аль-Каидой»* джихадистов. Особенно сильны их позиции в Нигере, Мали и Буркина-Фасо. В четверг, 17 февраля, президент Франции Эммануэль Макрон объявил о начале вывода французского контингента, который на протяжении последних девяти лет боролся с исламскими террористами. Им на смену уже прибывают «вагнеровцы». Такие перестановки могут предоставить боевикам дополнительное окно возможностей. Они уже прощупывают почву в соседних Того, Бенине и Кот-д’Ивуаре.

Обзор
«Да здравствует Россия!» Граждане Буркина-Фасо зовут к себе ЧВК «Вагнера»
26.01.2022 18:58

Без перемен в Южной Америке

Обе страны из западного полушария – Колумбия и Гаити – также перекочевали в 2022 год приблизительно с теми же проблемами, что и раньше. В первой из них 29 мая 2022 года должны пройти президентские выборы, которые уже сами по себе могут стать значимым дестабилизирующим фактором в связи с крайним недовольством граждан настоящим президентом Иваном Дуке и отсутствием сильной оппозиционной кандидатуры. Мрачным прогнозам способствуют также все более напряженная ситуация на границе с Венесуэлой и новая активизация леворадикальных повстанцев из FARC и ELN.

В Гаити проблемы на каждом шагу, но главные из них в настоящий момент – политическая нестабильность и по-прежнему растущий уровень насилия со стороны банд. Последние постоянно вмешиваются в политику на стороне различных политических сил. В самом начале 2022 года члены одной из банд организовали второе по счету за последние три месяца покушение на премьер-министра страны Ариэля Анри. Как и в Колумбии, в этом году на Гаити должны состояться выборы, что не сулит стране ничего хорошего.

Наконец, Мьянма, где борьба против военной хунты становится все более ожесточенной, а повстанцы все лучше вооружаются. С начала этого года они, к примеру, все активнее осваивают БПЛА со взрывчаткой. Более того, представителям боевых организаций различных этнических групп Мьянмы удалось объединиться, что может привести к интенсификации конфликта.

Члены Народных сил обороны идут в тренировочный лагерь на территории, контролируемой повстанцами “Каренской армии”, декабрь 2021 года. Фото: Reuters / Forum

Грозные новички

В опубликованном списке нашлось место для четырех новичков. Во-первых, это вплотную примыкающая с юга к Сахелю Нигерия. В стране на протяжении многих лет действуют исламские экстремисты, контролирующие обширные территории на севере.

Сейчас, после кровавой междоусобной войны, они консолидируются и, по мнению экспертов, готовятся выйти на качественно новый уровень. В настоящий момент они хорошо вооружены и могут успешно противостоять регулярным частям нигерийской армии. Кроме того, в стране продолжаются и межэтнические конфликты между фулани и игбо. Вишенкой на торте могут стать запланированные на начало 2023 года выборы, подготовка к которым уже началась.

Аналитики ACLED обеспокоены также развитием ситуации в Афганистане, где талибы, консолидировав власть, проводят все более обширные репрессии против несогласного с ними гражданского населения. Внутренние противоречия внутри «Талибана»* с растущей частотой заканчиваются боестолкновениями. Не следует забывать и о структурах «Исламского государства», а также движении сопротивления с центром в Панджшерском ущелье.

В свою очередь, Ливан все глубже погружается в экономический и политический кризис, который вызывает общественные волнения. С юга страны в сторону Израиля периодически летят ракеты, усугубляя и без того непростую ситуацию. К тому же и эта страна в текущем году может погрузить в хаос на фоне потенциально взрывоопасной избирательной кампании.

Наконец, последней страной, на которую просит обратить пристальное внимание ACLED, является Судан. Здесь в прошлом году власть также захватили военные. Угроза заключается не только во внутреннем противостоянии между различными фракциями хунты, но и в неспокойной ситуации в отдельных провинциях страны. При наихудшем развитии ситуации Судану угрожает гражданская война.

Кроме перечисленных ACLED потенциальных горячих точек в 2022 году в мире могут возникнуть и другие потенциальные очаги напряжения. В настоящий момент внимание всего мира приковано к пока еще «холодному» противостоянию России и Украины, которое, по мнению некоторых политиков, имеет потенциал перерасти даже в третью мировую войну.

Евгений Чернухин / “Вот Так”

* Запрещенная в России и ряде стран террористическая организация.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное