vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Не предполагал, что беззаконие придет и в мою жизнь». Машинисты московского метро про свое увольнение

Машинист в поезде Филевской линии Московского метрополитена. Снимок носит иллюстративный характер.
Фото: Александр Рюмин / ТАСС / Forum

В Московском метро – массовые увольнения сотрудников, данные которых оказались в слитой базе с сайта free.navalny.com. Среди них: машинисты, сотрудники эскалаторной службы и службы движения, службы безопасности и даже управления метрополитена. В независимый профсоюз метрополитена в связи с этим обратились 50 человек. Всего же могли быть уволены сотни сотрудников метро. Большинство увольняют по стандартной схеме: просят подписать заявление по соглашению сторон без выходного пособия. А тех, кто отказывается, выгоняют за прогул. Даже если в этот день сотрудники были на работе, на больничном или им объявили фейковый выходной. «Вот Так» поговорил с тремя уволенными машинистами электродепо «Владыкино» и одним – из «Солнцево». Некоторые из них посвятили метро большую часть жизни и теперь вынуждены бороться за восстановление на любимой работе.

«Меня не устраивает, что можно взять и уволить человека по беззаконию»

Кирилл Конюшок

Я 3,5 года работаю в метрополитене. Машинист электропоезда в электродепо «Владыкино». Никаких претензий от начальства, дисциплинарных нарушений у меня никогда не было. И вдруг в одночасье все это случилось.

4 мая, в мой выходной, меня вызвали в депо на разговор с начальником. Он спросил: «Ты зарегистрировался на сайте Навального. Имеешь ли ты к нему какое-то отношение?» Я объяснил, что политически не активен и никакого отношения к Навальному не имею. Начальник депо предложил два варианта. Первый – подписать расторжение трудового договора по обоюдному согласию, так как «товарищ Навальный является противником России и финансируется Западом, и мы не готовы работать с людьми, которые поддерживают Навального». Либо мне предложили написать заявление, что я солидарен с текущей линией правительства, и мы продолжим работать дальше. Естественно, я сказал, что хочу работать и напишу заявление. «Хорошо, продолжаем работать. Ничего страшного, но чтобы такого больше не повторялось», – ответил начальник. И если Фонд борьбы с коррупцией, который уже признали иностранным агентом, переорганизуется, чтобы у меня с ними не было никаких отношений. На этом мы и разошлись.

Кирилл Конюшок.
Фото: Антон Карлинер / «Вот Так»

12 мая я заступал на ночную смену, но меня вызвали к начальству. В кабинете были исполняющий обязанности начальника, его заместитель и руководитель отдела кадров. Мне в ультимативной форме предложили два варианта: «Либо мы подписываем увольнение по соглашению сторон, либо увольняем тебя». На мой вопрос, по какой статье, ответили: «Статья найдется».

– Есть ли претензии к моей работе?

– Нет, претензий нет.

– За что вы меня увольняете?

– Ты знаешь.

В расторжении по обоюдному согласию не было никаких выплат, выходного пособия. Я ответил, что ничего подписывать не буду. Пошел заступать на смену, взял маршрутный лист. На предрейсовом осмотре у меня из-за нервов поднялся пульс – 150 ударов и давление 150 на 95. Температура – 38 градусов. Фельдшер вызвала мне скорую. Выяснилось, что у меня низкая сатурация, повезли на КТ с подозрением на коронавирус. Коронавируса, к счастью, не было. Но с этого дня у меня начался больничный. Тем не менее пока я ехал в скорой, мне пришла СМС с расчетом. На следующий день я зашел на сайт госуслуг, в электронную трудовую книжку, там было увольнение за прогул (пункт «а» часть 6 статья 81 ТК РФ).

По такому же сценарию из нашего депо уволили четыре человека (всего в штате депо около 250 машинистов. – Примеч. ред.). Планируем отстаивать свои права через прокуратуру, трудовую инспекцию. Я никогда не ходил на митинги, но если будет митинг членов профсоюза, конечно, я на него пойду.

Не помню, регистрировался ли на этом сайте. Я много где регистрируюсь, указываю электронную почту и никогда не обращаю на это особого внимания. Но я проверил, что в этой слитой базе действительно есть мой адрес.

Я нейтрально отношусь к политике, к деятельности Навального. Никогда не был его фанатом, хотя и сочувствую ему. Но сегодня я уже понимаю, что многое в стране меня не устраивает. Я понимаю, что решение уволить нас спустили откуда-то сверху. И я стал более критично смотреть на все. Меня не устраивает, что можно взять и уволить человека по беззаконию.

«В стране происходит полный беспредел»

Сергей Александров

Я проработал в метро восемь лет. Приходил в метрополитен еще ребенком, потому что здесь работал мой дядя. А в 20 лет сам устроился на работу. Поэтому можно сказать, что большая часть моей жизни связана с этим предприятием. Работал такелажником, слесарем, помощником машиниста электропоезда, потом машинистом. И в последнее время – машинистом-инструктором.

12 мая после ночной смены меня пригласили к исполняющему обязанности начальника депо. Попросили оставить телефон на входе в кабинет. Тот в ультимативной форме предложил мне подписать увольнение по соглашению сторон. А если откажусь – меня уволят по статье. Я спросил: «По какой статье?» – «Найдем». Я соглашение подписывать не стал, не хочу уходить, мне нравится работа. Я ушел домой и взял больничный – чувствовал себя плохо. А вечером мне пришел расчет на банковскую карту. А на госуслуги – уведомление, что я безработный и могу встать на биржу труда. В электронной трудовой написано, что я уволен за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей – прогул.

Сергей Александров.
Фото: Антон Карлинер / «Вот Так»

Вне кабинета начальника мне сказали, что это указка сверху. Якобы появились какие-то списки людей, которые где-то зарегистрировались, что-то лайкали. Вероятнее всего, это связано с сайтом free.navalny.com. Я действительно регистрировался там, хотя в митингах не участвовал – каждый митинг у меня был рабочий день. У меня есть алиби (смеется).

Эта ситуация укрепила меня в понимании, что в стране происходит полный беспредел. Хотя это было понятно, уже с отравления Навального. Большинство моих коллег возмущены произошедшим. Но боятся предпринимать какие-то шаги, чтобы самим не остаться без работы. А некоторые считают, что правильно сделали. И что мы должны быть рады, что нас еще и не посадили.

В нашей профессии есть большой минус – она довольна узкая, и в случае увольнения наши навыки нигде не понадобятся. Это беда многих машинистов, которые не могут пройти медкомиссию в 45–50 лет и остаются без работы.

Сейчас с профсоюзом планируем подавать в суд. Если верить, что наши суды независимые, нас восстановят в работе. Но боюсь, что придется идти до ЕСПЧ. Коллеги, кто согласился подписать увольнение по соглашению сторон, у них меньше шансов восстановиться на работе.

«Начальники сами оказались в тупиковом положении»

Елисей Залкин

Меня трижды вызывали на разговор. 22 апреля я пришел на ночную смену, и меня попросили после работы зайти к начальнику. Он сказал, что меня нашли в какой-то слитой базе. И что мне лучше нигде больше не отсвечивать. Я не очень понимал, что вообще произошло, думал, что на этом история закончилась. 4 мая на работе разговор повторился. Начальник депо сказал, что я есть в базе с сайта free.navalny, а структуры Навального признали экстремистскими. Во время разговора он поглаживал желтую папочку. Говорил, что здесь у него готов приказ на мое увольнение и заявление на увольнение по соглашению сторон. Либо я могу написать заявление, что не имею никакого отношения к гражданину Навальному и его организациям. Что я и сделал. На этот раз я тоже думал, что все закончилось.

А еще через неделю, 12 мая, у меня был третий разговор с начальством. Я пришел на вечернюю смену, но оператор линейного пункта сказала мне не брать маршрутный лист, а ехать к начальнику. И вот я попал в кабинет к исполняющему обязанности начальника депо (начальник в это время ушел в отпуск, перекинул всю эту историю на главного инженера). Там мне сказали: «Ну что, Елисей Сергеевич, у нас есть два варианта: подписываете увольнение по соглашению либо мы вас уволим по статье». Я спрашиваю: «По какой статье?» Мне ответили: «А какая разница?». И протянули увольнение по соглашению без выходного пособия. Но я и не собирался увольняться, мне нравится работа. Я работаю девятый год, за все это время у меня не было ни одного выговора.

Я отказался подписывать. Мне сказали, что я могу быть свободен, а документы мне отправят на почте. С 12 мая я взял больничный. А через пару дней на госуслугах увидел, что уволен 13-м числом.

Елисей Залкин.
Фото: Антон Карлинер / «Вот Так»

Думаю, начальники сами оказались в тупиковом положении. Уверен, что это распоряжение спустили сверху: «Либо они, либо мы». Естественно, люди тоже не хотят остаться без работы. Но если бы мне спустили указание подставить коллегу по депо, я бы так не сделал. У меня есть совесть. Я их не оправдываю, считаю, что раз они пошли на это, они должны понести наказание.

Я точно заходил на сайт free.navalny, но не уверен, регистрировался ли. И как-то подписался на телеграм-канал штаба Навального в Москве. Жена работает в центре, и 21 апреля, когда был митинг, жена попросила забрать ее из центра. Я не знал, что там творится и подписался на телеграм-канал, чтобы следить, что происходит. А через два дня у меня состоялась эта беседа.

Я не слежу за деятельностью Навального, хотя смотрел его расследования на ютубе. Подписался после того, как обнулился наш президент. Я считаю это беспределом и произволом, что его посадили. В нормальной стране, с нормально работающими законами такого бы не произошло. Но я не предполагал, что это беззаконие придет и в мою жизнь. У меня все родственники в шоке. Коллеги по работе тоже. Они не верили, что такое могло произойти.

«Они шли на преступление. Это подлог документов»

Сергей Полянцев

Мне 37 лет, из них 17 я проработал в метро. Сначала был помощником, потом машинистом. Начал в депо «Измайлово», а когда его поделили, продолжил работать в депо «Солнцево». Ждал открытия нового участка на Большой кольцевой линии, чтобы поближе к дому. Работа нравилась.

Уволили меня, как и большинство коллег, 12 мая по подставному случаю. 11 мая мне позвонил оператор линейного пункта и сообщил, что завтра у меня выходной. Когда на следующий день я перезвонил, узнать, что дальше, услышал в его голосе смущение и неуверенность. Оператор уже знал, что что-то не так. Меня попросили перезвонить позже. Еще и еще, постоянно переносили. Смена, которую мне отменили, начиналась в 19:30. В 19:50 мне позвонил замначальника депо и сообщил еще одну радостную весть: якобы 15 мая меня хотят за что-то наградить и нужно завтра прийти, обсудить. Ну и что завтра у меня опять выходной.

Я уже понял, что здесь что-то не то. Попросил у коллег в чате узнать, что происходит, вписан ли я в выходные. Оказалось, что никаких изменений нет, я стою в смене. Я подумал, что нужно подстраховаться, и пошел к врачу, взял больничный. На следующий день приехал в депо «обсудить вознаграждение». Начальник депо сказал, что я не вышел на работу, у меня прогул и контракт со мной разрывают – либо по статье, либо по соглашению сторон. Мои доводы о том, что прогула быть не могло, потому что я заболел, никто не слушал. Я ушел, ничего не подписывая. А чуть позже мне пришел расчет на карточку, а на госуслугах пришло предложение встать на биржу труда.

Сергей Полянцев.
Фото: Антон Карлинер / «Вот Так»

Заместитель начальника, который звонил мне, говорил про вознаграждение… Я же потом разговаривал с ним лицом к лицу, спрашивал, что вообще происходит, откуда у меня прогул. Он просто смотрел мне в глаза и ничего не говорил. Они же тоже работали машинистами, это немолодой человек, ему за 50 лет. Я не знаю, как они могли. Другой мой коллега рассказывал, что в разговоре один из замов объяснял: «Представляешь, спустили список, и я ничего не могу сделать. Приходится увольнять, у меня слезы на глаза наворачиваются, но приходится». Но я не считаю, что это их оправдывает. Они шли на преступление. Это подлог документов.

Я регистрировался на free.navalny, моя почта там есть. Хотел выразить поддержку и по возможности пойти на митинг. Но не пошел – работал в этот день. Ходил на митинг один раз в жизни – 26 марта 2017 года (в этот день по всей России проходили акции «Он вам не Димон». – Примеч. ред.).

«Им пришлось» или личная ответственность

В профсоюз метро продолжают поступать сообщения о незаконных увольнениях. Хотя многие, испугавшись, подписали увольнение по соглашению сторон. Другие просто смирились с ситуацией, рассказал заместитель председателя независимого профсоюза ГУП «Московский метрополитен» Василий Шеляков.

«Но обращения поступают, обращений много. Кого-то уволили еще 23 апреля. Они молчали, а потом увидели, что пошел шум. Сколько всего людей уволили, пока сказать сложно», – сказал Шеляков.

Большинство наших героев не захотели называть имена руководителей, которые подписывали их увольнения: «спустили», «им пришлось», «либо они, либо мы». Однако, судя по их историям, эти люди могли не только провернуть незаконные увольнения и подлог документов, но и вовлекать в это линейных сотрудников. Судя по данным из открытых источников, в увольнениях в депо «Владыкино» участвовали заместитель начальника Маслянкин Дмитрий Николаевич, руководитель отдела кадров Солдатова Людмила А. и исполняющий обязанности начальника Самсонов Владислав Владимирович.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков посоветовал уволенным сотрудникам Московского метрополитена обращаться в прокуратуру. Московский метрополитен не ответил на запрос «Вот Так». мы также ожидаем комментарии команды Алексея Навального, слив базы с ресурса которой стал поводом для массовых увольнений.

Елена Вавина для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное