vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Стагнация и накопительство. Владимир Милов о новом бюджете

Бойцы Росгвардии во время репетиции Парада Победы. Балашиха, Россия. 2019 год. Фото: Гавриил Григоров / ТАСС / Forum

Внесенный правительством в Госдуму проект федерального бюджета страны на 2022–2024 годы важен не только с точки зрения анализа расходных приоритетов властей. Хотя здесь многие уже отметили сокращение социальных расходов на фоне роста трат на силовиков, и это недвусмысленно дает понять, что у Путина на уме.

К вопросу структуры расходов мы еще вернемся, но очень важно взглянуть на этот бюджет именно как на декларацию экономической политики властей на ближайшие три года. Бюджет – главный финансово-экономический документ страны, он сопровождается подробным и согласованным между всеми ведомствами обоснованием предположений о среднесрочном будущем российской экономики, каким его видит правительство. Таким образом, заглянув в этот хрустальный шар, мы можем примерно понять, –––.

Нынешний бюджет имеет особое значение еще и по двум особым причинам. Во-первых, он разработан на фоне, как считается, выхода экономики из последствий коронакризиса. Хотя в эпидемиологическом смысле кризис этот продолжает бушевать с невиданной прежде силой, но власти радуются быстрому восстановлению мировой экономики и не планируют ни новых локдаунов, ни новой масштабной помощи гражданам и бизнесу («По мере восстановления экономики предусмотрена постепенная нормализация бюджетной политики за счет постепенного прекращения мер поддержки, принятых на период пандемии» – цитата из пояснительной записки к бюджету).

То есть экономические параметры возвращаются к доковидным, и, соответственно, ход мыслей правительства про будущее развитие страны больше не подвержен искажающему влиянию кризиса. Мы можем наблюдать их мысли в относительно чистом виде. А во-вторых, это бюджет «дороги к 2024-му», ключевому моменту для политической системы России, когда Путин попытается продлить свою власть.

Все, что заложено в новом трехлетнем бюджете, стоит рассматривать еще и под этим углом

И первое, что бросается в глаза – полное отсутствие планов хоть какого-то существенного увеличения реальных доходов россиян. Это в корне противоречит недавним заявлениям Путина о том, что «низкие доходы россиян являются главным врагом общества». Заявления заявлениями, а в реальности полностью послушные Путину правительство и Госдума прямо сейчас хладнокровно принимают бюджет, в котором заложен рост реальных доходов и зарплат всего в районе 2% в год:

Источник данных: законопроект «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

При этом надо учитывать, что, как показывает опыт прошлых лет, даже такой рост реальных доходов не будет обеспечен, так как инфляция окажется выше прогнозов и съест его. Как это происходило в последние годы, можно увидеть вот на этом последнем графике Росстата. С исключением сезонности рост реальных доходов в последние три года был нулевым, хотя в проектах бюджетов он традиционно закладывался все на этом же уровне в 2–3%:

Источник данных: документ Федеральной службы государственной статистики «Cоциально-экономическое положение России – 2021 год».

Тут необходимо поговорить о явлении, которое я бы назвал «путинским парадоксом». С одной стороны, в России вроде как есть некий рост ВВП, неплохие макроэкономические показатели, большие финансовые резервы, низкий госдолг. С другой – россияне вот уже скоро 10 лет как не видели роста реальных доходов, и сейчас мы в среднем на 10–15% беднее, чем были до начала агрессии против Украины в 2014 году.

ВВП растет, а доходы – нет

Вообще это крайне интересная тема для академических экономистов (и здесь хочется пожаловаться на полное отсутствие глубоких публикаций по этой теме) – как так получается, что ВВП вроде растет, а доходы – нет? Скажем, в 2000–2008 годах, «золотом веке» Путина, среднегодовые темпы роста ВВП составили 7%, а темпы роста реальных доходов населения – более 12% (заметно опережая рост ВВП). Сегодня правительство закладывает в прогноз рост ВВП в 3%, но рост доходов граждан, напротив, будет от него отставать.

Объясняется этот феномен просто – Путин выстроил такую государственно-монополистическую, олигархическую и коррупционную структуру экономики, что она не позволяет национальному богатству транслироваться в рост благосостояния граждан – до них ресурсы просто не доходят.

Самый простой пример – банковская олигополия. Пять крупнейших госбанков сегодня контролируют две трети активов банковской системы страны и получают рекордную прибыль, которая по итогам года составит невообразимые 2,5 трлн рублей. При этом закредитованность россиян также достигла рекорда, а рост объема платежей по кредитам является одним из факторов, уменьшающих доходы (выплаты банкам вычитаются при расчете реальных располагаемых доходов населения).

Реклама кредитов в Ростове-на-Дону, Россия. Фото: Валерий Матицын / ТАСС / Forum

Но и с ВВП все не очень хорошо. Как и много лет до этого, правительство закладывает в прогноз на ближайшие годы выход на стабильный рост экономики в 3% ежегодно. С чего этому 3%-му росту взяться совершенно непонятно, в прошлые годы эти прогнозы не оправдывались. Это неудивительно. Отток капитала продолжается непрерывным образом с 2008 года, на фоне нынешней обстановки вряд ли стоит ждать, что кто-то в здравом уме начнет бешено вкладывать в Россию.

Откуда берется рост в 3%?

Санкции с Путина никто снимать не собирается. Структурных реформ и демонополизации экономики никто не планирует – значит, производительность труда расти не будет. Можно было бы порассуждать о госинвестициях как драйвере роста – хотя период путинского правления уже доказал, что они неэффективны и роста не дают, но это даже не так важно, потому что правительство закладывает в бюджет заметное сокращение расходов по статье «Национальная экономика» с 2,9% ВВП в 2021 году до 2,3% ВВП в 2024-м. То есть бурного роста госрасходов на экономику не будет – будет сокращение.

Анализ
Пушки вместо масла. Как власти распределили деньги в главном финансовом документе России
08.10.2021 09:02

Откуда берется рост в 3%? Разгадку стоит искать в прогнозе роста инвестиций в российскую экономику. Правительство ожидает выхода инвестиций в основной капитал на траекторию роста в 5% ежегодно. Кто эти герои и смельчаки, которые рискнут наращивать частные инвестиции во все то, что вы видите вокруг себя – в проекте бюджета не говорится. Возможно, Майкл Калви после вынесения ему условного приговора встанет «на путь исправления» и ринется с новой силой тащить в Россию миллиарды. Ну а если серьезно, то стоит напомнить, что вот эти прогнозы в 5% ежегодного роста инвестиций (из которых следует предположение о 3%-м росте ВВП) правительство закладывает в проекты бюджетов с пугающей регулярностью, и они никогда не сбываются.

Потому что нет никаких причин активно инвестировать в сегодняшнюю Россию, но об этом в проекте бюджета ни слова.

Зато есть кое-что, что точно будет расти: объем государственной кубышки – Фонда национального благосостояния. Ожидается, что ФНБ вырастет к 2024 году с нынешних 14 трлн до 20 трлн рублей, или с 11 до 13,3% ВВП. Зачем нужно это накопительство на фоне бедности граждан, отсутствия роста доходов, отсутствия факторов роста экономики? Объяснение только одно: власти сами не ждут от экономического будущего ничего хорошего и готовят себе подушку безопасности на случай масштабного кризиса. И готовы согласиться на стагнацию, лишь бы иметь возможность в случае большого шторма чем-то заливать пожар, в том числе и осуществлять предвыборную «раздачу слонов» перед 2024 годом, наподобие недавно осуществленной выплаты по 10 тысяч рублей пенсионерам.

Доставка пенсии почтальоном в одной из деревень Омской области, Россия. Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС / Forum

Все это – исключительно грустная картина

Помните, раньше нам рассказывали про какие-то магические нацпроекты, которые выведут нас на совершенно новый экономический уровень? Бюджет на 2022–2024 годы не предполагает никакого качественно нового уровня. Это по сути расписка в том, что экономический курс властей состоит лишь из двух компонентов – стагнация и накопительство резервов. Власти не в состоянии оживить государственно-монополистическую экономику, значит, выбирают накопление финансовой подушки на случай кризиса.

К сожалению, на случай кризиса власти накапливают не только финансовую подушку. Стабильно увеличиваться будут расходы по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – до 2% ВВП к 2024 году (против 0,8% ВВП на здравоохранение и 0,9% на образование). Расходы на невоенные силовые структуры вырастут в следующем году более чем на 17%, в том числе на Росгвардию – на 12,5%.

Нас, товарищи, еще сильнее планируют бить, чтобы мы не вздумали выражать недовольство описанной выше неприглядной социально-экономической картиной.

Источник данных: проект федерального бюджета на 2022–2024 годы, внесенный правительством РФ в Госдуму

Особенно возмущает сокращение расходов на здравоохранение, катастрофический кризис в котором стал очевиден всей стране во время пандемии. Это сейчас главврач Коммунарки и один из лидеров предвыборного списка «Единой России» Денис Проценко воздевает руки к небу и называет ситуацию с пандемией и нехваткой коечного фонда в больницах «критической». Однако еще три года назад (!), до всякого ковида, чиновники Росздравнадзора предупреждали, что в России в результате «оптимизации коечного фонда» не хватает коек в стационарах и реанимациях для прохождения обычного эпидсезона по ОРВИ и гриппу. Все эти проблемы были очевидными давно, но в федеральном бюджете 2022–2024 годов заложено сокращение расходов на медицину как в абсолютном, так и в относительном выражении – с 1,1 до 0,8% ВВП.

Бюджет стагнации, силовиков, пропагандистов и кубышки

Иначе как преступлением назвать это нельзя – при том что свободные деньги есть. Можно напомнить и о безудержном наращивании объема ФНБ, и о росте расходов на силовиков. Кстати, не только на силовиков. Как можно увидеть на приведенном выше графике, расти будут также расходы на «господдержку СМИ», то есть пропаганду. Главный бенефициар – Russia Today (АНО «ТВ Новости» и МИА «Россия сегодня»), финансирование которых достигнет рекордных 34,3 млрд рублей (вдвое больше годового бюджета Хабаровска).

Бюджет стагнации, силовиков, пропагандистов и кубышки – вот примерное краткое содержание многотомного набора внесенных правительством документов, которые сейчас будет рассматривать новоиспеченная Дума. Самое интересное, что примет без запинки, потому что вся эта философия пренебрежения к благосостоянию и здоровью россиян и заботы лишь о собственной кубышке, силовиках, пропагандистах и олигархах – эта философия идет лично от Путина и отражает его взгляды на мир. Путин трактует свое «конституционное большинство» однозначно: можно и дальше издеваться над страной и нещадно эксплуатировать ее, а если что, потратить часть накопленных резервов на подачки.

С учетом того, что у Путина уже сейчас нет поддержки большинства населения в вопросе о продлении его власти после 2024 года, вряд ли подобная финансово-экономическая политика добавит ему шансов на спокойное удержание у власти в 2024-м. Нас ждут бурные и непростые времена.

Владимир Милов для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное