vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Означают ли звонки Меркель, что Лукашенко «наклонил» Европу?

Ангела Меркель второй раз за последние дни поговорила по телефону с Александром Лукашенко о миграционном кризисе на границах ЕС. Белорусская пропаганда торжествует: ага, гордая Европа признала-таки вождя! Кое-кто из его врагов бросает камни в «хромую утку» немецкой и европейской политики: нельзя, мол, расшаркиваться перед диктатором. А Москва на этом фоне начинает претендовать на роль медиатора в разрешении кризиса.

Давайте попробуем разобраться в этой многослойной ситуации. Кто по факту выигрывает? Можно ли вести речь о легитимации Лукашенко? Есть ли основания прогнозировать, что теперь миграционная проблема начнет рассасываться?

Решили разруливать проблему с тем, кто держит Беларусь под контролем

В последние дни созванивались также глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель и министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. Понятно, что официальный Минск подает эти разговоры с Европой как свою большую победу. Ведь после президентских выборов 2020 года ЕС посчитал Лукашенко нелегитимным, ввел против режима санкции за брутальное подавление протестов. А теперь поглядите-ка — сама фрау канцлерин делает, мол, реверансы. Уважают, получается.

В оформлении использованы фотографии POOL / Reuters / Forum и Dursun Aydemir / Pool / Hans Lucas Agency / Forum

На самом деле миграционный кризис вряд ли породил у Европы светлые чувства к белорусскому вождю. Но то, что нашествие нелегалов породило у нее головную боль, — несомненно. Так что, взвесив, решили разруливать проблему с тем, кто по факту держит Беларусь в кулаке. И кто, по убеждению политиков Евросоюза, как раз таки и создал ему эту проблему — развязал, как там говорят, гибридную войну при помощи залетных нелегалов (прежде всего иракских курдов).

При этом в своих пресс-релизах немецкая сторона подчеркнуто называет Лукашенко господином, а не президентом. Хотя тот, по версии Bild, настаивал в беседе с Меркель, чтобы его признали легитимным главой Беларуси, чтобы с режима сняли санкции и т.д. (пресс-секретарь белорусского вождя эту версию отвергла: «Было бы ниже достоинства президента Лукашенко поднимать в ходе разговора подобные вопросы или выдвигать подобные условия»).

Пик миграционного кризиса позади?

Как бы то ни было, определенный пиаровский урожай Минск сейчас снимает. Но если разобраться, то никакого триумфа нет. Более того, Лукашенко, если хотите, оказался в клещах.

С одной стороны, белорусские власти натолкнулись на жесткую позицию оказавшихся на передовом рубеже противостояния Литвы и Польши. Тамошние силовики стали без особых церемоний заворачивать мигрантов, а их скопление, в свою очередь, начало создавать проблемы уже белорусским властям.

С другой стороны, и Кремль послал сигнал, чтобы союзник не переигрывал. В частности, Владимир Путин четко дал понять, что шантажировать Европу перекрытием газпромовской трубы — это уже чересчур.

Анализ
Беловежский Курдистан. Почему именно иракские курды стали жертвой манипуляций Лукашенко?
13.11.2021 13:59

В разговорах с Путиным и Меркель Лукашенко наверняка взял на себя некие обязательства. Мы видим, что в итоге власти стали отводить мигрантов от границы, предоставлять им ночлег, горячее питание и т.д. Понятно, что пропаганда режима подает это исключительно как свидетельство его безбрежного гуманизма на фоне «зверств польских пограничников», «геноцида на границе». Но де-факто Минск уже не умывает руки, а занимается разгребанием завала.

Важно и то, что ЕС через голову белорусских властей стал работать с правительствами тех государств, откуда в последние месяцы мигранты хлынули в Беларусь с целью попасть в богатые страны Старого Света, прежде всего Германию.

В итоге стали сворачиваться, например, рейсы из Ирака в Минск. «Турецкие авиалинии», побоявшись санкций, перестали брать на борт «туристов» из Ирака, Сирии, Йемена. Подобным образом повели себя эмиратские авиакомпании. Сирийская авиакомпания Cham Wings приостановила полеты из Дамаска в Минск. И даже «Белавиа», желая избежать новых неприятностей, перестала брать на рейсы из Дубая граждан Ирака, Сирии, Йемена и Афганистана.

Таким образом Европа стала перекрывать верховья нелегальных потоков. Выращивать же мигрантов в пробирках белорусские власти пока, кажется, не научились.

В оформлении использованы фотографии Fabrizio Bensch / Reuters / Forum и БЕЛТА / Forum

При этом они очень чутки к звону монет. Меркель же, играя на этой струне, могла пообещать некую финансовую помощь для временного размещения мигрантов в Беларуси, их отправки на родину (а может, и не только на эти цели). Евросоюз уже объявил, что выделит 700 тысяч евро на помощь мигрантам, которые застряли на границе Беларуси и Польши.

Поэтому рискну предположить, что пик этого кризиса позади и сейчас узел начнет понемногу развязываться. В среду польские пограничники сообщили в твиттере, что от КПП «Брузги» мигранты «переместились в неизвестное место под наблюдением белорусских спецслужб». 18 ноября более трехсот мигрантов-иракцев отправят самолетом в Эрбиль и Багдад. И вероятно, это будет не единственный такой рейс.

Конечно, нет полной уверенности, что белорусские власти, которые за последние полтора года раз за разом ошеломляли брутальными действиями, напрочь откажутся от авантюр в миграционном вопросе.

Но все же теперь Лукашенко, по идее, должен продемонстрировать Москве, Берлину и остальной Европе, что как эффективный правитель, у которого все под контролем, способен четко разрулить проблему, если его хорошо попросят (а именно так подают новый оборот дела трубадуры в государственных СМИ).

Явным бенефициаром выглядит Кремль

Подводить черту под этим сюжетом рано. Однако уже можно сказать, что явным бенефициаром в этой истории выглядит Кремль. Ведь и фрау Меркель, и французский президент Эмманюэль Макрон, и прочие европейские деятели апеллировали прежде всего к Путину, чтобы унял наконец своего союзничка! И Москва, выдержав театральную паузу, стала заявлять, что готова играть роль посредника, медиатора.

То есть на фоне такого enfant terrible, как Лукашенко, российский официальный лидер явно выигрывает, обретает дополнительную респектабельность, начинает претендовать на благородное амплуа. И вроде как уходят в тень крымско-донбасские художества самих российских властей. За роль медиатора в миграционном кризисе на границах Беларуси с ЕС Кремль наверняка постарается у Запада что-то выторговать.

В оформлении использованы фото SARAH MEYSSONNIER / Reuters / Forum и Sputnik / Reuters / Forum

К тому же под шумок этой конфронтации российские стратегические бомбардировщики осваивают воздушное пространство Беларуси. А потом, глядишь, дело дойдет и до военных баз.

Иными словами, Москва по полной программе воспользовалась конфликтом между Лукашенко и ЕС, чтобы укрепить свои позиции на белорусском плацдарме и кое-что выгадать в плане отношений с Евросоюзом.

Дрогнула ли старушка Европа?

Меркель же попала под раздачу с разных сторон. Ее критикуют часть белорусских оппозиционеров, Варшава, зеленые в бундестаге.

Пока критики, на мой взгляд, излишне драматизируют ситуацию. Никакой легитимации Лукашенко не произошло. Другое дело, что он может счесть шаги Меркель, которая, как подчеркивает германская сторона, руководствовалась гуманитарными соображениями, проявлением слабости Европы. И решит, что ее, старушку Европу, надо дожимать. «Наклонять», выражаясь лексикой белорусского вождя.

Европейские политики божатся, что миграционный кризис не заслоняет для них проблему нелегитимности Лукашенко, что они не собираются прощать режиму попрание демократии, прав человека, чудовищные репрессии.

Но как оно будет по факту? Есть риск того, что Брюссель вслед за Берлином, решив, что Лукашенко зацементировал ситуацию в Беларуси и эту стену не прошибешь, начнет постепенно переводить отношения с Минском в русло Realpolitik, как это уже бывало.

Европа сконцентрировала внимание на нескольких тысячах нелегалов из стран Ближнего Востока, которые ведут себя шумно и, прорываясь к благам западного рая, создают ей головную боль. Но не окажутся ли в тени судьбы тысяч белорусов, сидящих в тюрьмах за мирные протесты, десятков (если не сотен) тысяч граждан страны, вынужденных покинуть ее из-за репрессий? Это ведь тоже попавшие в жернова судьбы мигранты, только они не скандалят и не рвут колючую проволоку на границах ЕС.

Насколько принципиальными окажутся европейские политики в белорусском вопросе впредь — на сегодня не очевидно. Во всяком случае, Лукашенко наверняка продолжит попытки не мытьем, так катаньем подменить предмет переговоров с ЕС, внести раскол в ряды его стран, навязать ему свою повестку дня.

Тем более что Кремль в этом плане продолжает покровительствовать союзнику. Ведя, естественно, свою игру и не забывая, в частности, исподволь закрепляться на белорусском плацдарме.

Александр Класковский, политический обозреватель, публицист – для “Вот Так”

Репортажи журналистов “Вот Так”, онлайны и аналитические материалы о миграционном кризисе на белорусско-польской границе вы всегда найдете по этой ссылке.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное