Мини-сериал «Медвежий угол». Драма об изоляции и насилии в замерзшем скандинавском городке
Телесеть HBO выпустила мини-сериал «Медвежий угол», режиссером которого стал Петер Грёнлунд (“Голиаф”, “Воры”), уже набивший руку в скандинавском нуаре. Эта пятисерийная драма – поначалу немного скучноватая история, которая, раскрываясь, превращается в очень сильный рассказ о родительстве, насилии, внутреннем взрослении и прощении в шведской заснеженной глубинке.
«Медвежий угол» снят по одноименному роману Фредрика Бакмана. У этой книги есть продолжение – «Мы против вас». Шведский писатель, создавший «Вторую жизнь Уве», с присущей ему филигранной иронией прорисовывает портреты своих персонажей даже в трагических ситуациях.
Шведская глубинка с непростым характером
Действие драмы происходит в затерянном в лесах брутальном городке Бьёрнстаг (Björnstag переводится со шведского как Медвежий угол). Здесь работает только один завод, и город постепенно умирает. Чуть ли не единственная возможность для развития местной экономики – хоккей. Как только местная команда выиграет чемпионат, в городок придут инвестиции и он вновь расцветет. По крайней мере, на это надеются местные жители.
А пока Бьёрнстаг ждет нового начала. Единственное живое место в нем – бар «Шкура», где собирается «группировка» – хоккейные фанаты, из-за которых этот город не слишком хотят посещать обитатели соседних поселений. Правда, владелица «Шкуры» Рамона – главный “психолог” всего города – называет этих диких мужчин мальчиками, защищает их от неприятностей, а они отвечают уважением и любовью.
Хоккей – двигатель и города, и фильма – снят так, что смотреть будет интересно даже людям, далеким от этого вида спорта. Но в какой-то момент человеческие эмоции побеждают спортивный драйв, и у зрителя наступает ощущение разочарования от этой игры. Чувство опустошения и апатии – характерная черта скандинавского нуара – неизбежно накрывает сонный городок, окруженный заснеженными лесами.
Большие надежды замерзшего города
В движение Бьёрнстаг приводит сила извне – семья Петера Андерсона, спортивного директора и бывшего хоккеиста. Не так давно они перенесли большое горе – один из трех детей умер. Мальчик после долгой болезни просто перестал дышать во сне. Сердца Петера и его жены Миры сковал холод. Они вернулись из Канады в самое замерзшее место мира, чтобы оно хотя бы отчасти впитало их боль. И привезли с собой своих внутренних демонов, с которыми Андерсонам еще предстоит побороться.
Петер, Мира и их дети, 15-летняя Мая и юный Лео, контрастируют с обитателями Бьёрнстага. Здесь живут суровые люди – многие бывшие или нынешние хоккеисты, все с большими амбициями, часто не реализованными. В здешней брутальной атмосфере родители молодых спортсменов пытаются самореализоваться через своих детей. Последние, подвергаясь эмоциональному насилию, потом вымещают боль и агрессию на других. Уже физически.
Беззащитность против всего мира
Во время одной из вечеринок дочь Петера Маю насилует хоккеист-юниор Кевин – тот самый парень, на которого весь городок возлагает большие надежды и карьера которого так важна для главы семейства Андерсонов. Разрушительный эффект этого насилия неизбежно ощущает на себе не только жертва, но и ее близкие. Оно порождает столько боли, что заставляет тьму внутри вырваться на свободу, разрастись до невероятных масштабов. Жизнь в такой темноте страшнее смерти, и в «Медвежьем углу» это показано четко.
Мая считает, что пока она не рассказала о произошедшем, у нее есть шанс сохранить мир дома, ведь она понимает: родители в очередной раз не смогли защитить своего ребенка и новое потрясение может разрушить их хрупкое и очень печальное счастье. Подросток замыкается в своей боли. Она не ожидала, что ее изнасилует знакомый человек, мальчик, в которого она была влюблена и даже ощущала взаимность. Такого как будто не бывает, но оно случилось. Замерзая в своем трагическом одиночестве, девочка сливается с городом, становится неотличима от его холодных обитателей.
Но в какой-то момент скопившаяся внутри Маи боль вырывается наружу, и она решается рассказать родителям о произошедшем. В день главного для города события – финального хоккейного матча. И это меняет жизнь всего города.
«Сама виновата», или Как люди насилуют жертву насилия
Пожалуй, главная тема этого проекта HBO – отношение к жертве насилия. Маю называют шлюхой, ей не верят, ведь девушке нравился самый перспективный спортсмен города. Она выпила на вечеринке и сама пошла за молодым человеком в комнату. А это значит, что «сама виновата». Такая типичная ситуация уравнивает шведский Бьёрнстаг с любым городом мира, где можно услышать: «Не надо было так одеваться», «Да она все придумала», «Просто хочет привлечь внимание»…
Вокруг юной героини мини-сериала выстраивают заговоры, плетут интриги, ее пугают и унижают. А что Мая? А она не сдается и борется с людскими предрассудками яростнее, чем все хоккеисты этого забытого богом городка.
Проблема в том, что насилие, которое произошло однажды, на всю жизнь останется в жизни Маи, ее семьи, в жизни Кевина, да и всего Бьёрнстага. Оно не исчезнет. Один вечер, одна сцена разрушат десятки судеб. И в «Медвежьем углу» отлично показано, к каким последствиям может привести один ужасный поступок.
Настоящая дружба
В своей книге Бакман часто повторяет: такой дружбы, которая бывает в 15 лет, никогда больше не будет. И он знает, о чем говорит. Без лучшей подруги Анны Мая не выдержала бы борьбы с целым городом. «Подруга важнее друга», – говорят друг другу книжные героини, и та сила, которая их объединяет, кажется, способна преодолеть все препятствия.
Но бывает дружба и другая. У Кевина тоже есть друг. Самый дикий сердцем парень, очаровательный хоккеист-гей Беньямин. Его любовь к самому близкому другу подвергается тяжелейшему испытанию, когда Кевина обвиняют в изнасиловании. Беньямин не может бросить его в этой ситуации, но и как поступить, тоже не знает. Ведь то страшное, что сделал его самый близкий человек, невозможно оправдать или изменить. Нужно либо встать плечом к плечу, либо эта дружба перестанет существовать.
Если кто в этом сериале и сталкивается с еще более тяжелым и жестоким выбором, то это отец изнасилованной девушки. Что важнее для Петера – долг, доводы рассудка, большие цели или все же семья? Поверить дочери, потерять все, но сохранить семью? Или поддаться ледяной энтропии этого города, этого “Медвежьего угла” и встать на сторону талантливого хоккеиста?
Почти как приговор в этой ситуации звучат слова жены Петера Миры:
«Ты выбрал не ту команду».