vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Движется или нет? Почему налоговая и бизнес не могут договориться о типах имущества

На производственное оборудование можно смотреть как на единое целое цеха, а можно – как на движимое имущество, уменьшая таким образом сумму уплачиваемого налога. На снимке – птицефабрика в Искитимском районе Новосибирской области. 2 ноября 2021 года. Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС / Forum

В российской судебной практике только за последние три-четыре года появилось более сотни дел, связанных с определением типа имущества. Дело в том, что далеко не всегда бизнес и налоговая инспекция сходятся во мнении, является ли конкретный объект недвижимостью или все же относится к движимому имуществу. А от этого зависит налог, который предприниматели заплатят в региональный бюджет.

С 2019 года движимое имущество налогом не облагается, только недвижимость. То есть налог надо платить, если совпадают два критерия: имущество должно быть недвижимым с точки зрения гражданского права и должно быть объектом основных средств с точки зрения бухгалтерского учета, то есть находиться на балансе организации.

Проще говоря, у вас есть цех. В нем располагается оборудование для производства чего-либо. С точки зрения ФНС, это может быть единое целое, то есть налог придется платить, учитывая и стоимость самого цеха, и оборудования. Но с другой стороны, бизнес может доказать, что из недвижимости во всем этом комплексе только цех, значительно уменьшив сумму уплачиваемого налога, базовая ставка по которому составляет 2,2%.

«Каждый год с остаточной стоимости в балансе бизнес должен платить 2,2% налога на имущество. Если у вас объект, который амортизируется, например, 30 лет, то вы за это время заплатите около 25% от начальной стоимости объекта, только за то, что вы этим объектом обладаете. Это большие деньги», – поясняет партнер юридической компании Taxology Алексей Артюх.

Сложности определения

Казалось бы, что может быть проще, чем определить, является имущество недвижимостью или нет. Но на практике ситуация оказывается действительно сложной. Так, Градостроительный кодекс дает свое определение недвижимости – это «все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства». На деле эти критерии оказались довольно размытыми, так как современные технологии, например, позволяют без ущерба перемещать целые здания. В итоге определять тип имущества приходится в судах.

Анализ
Налог на бедных. Почему в России растет инфляция
12.11.2021 16:29

«Нельзя не отметить и то, что образовавшуюся неопределенность и налогоплательщики, и налоговые органы стали пытаться использовать в собственных, противоречащих друг другу интересах: первые стремились максимальное число объектов признать движимыми, а вторые, наоборот, недвижимыми. В этой связи возникла массовая проблема споров о квалификации имущества в качестве движимого или недвижимого для налоговых целей», – говорит Никита Дейнега, руководитель практики налогового и административного права Maxima Legal.

Помимо «связи с землей», налоговые органы настаивают на том, что следует учитывать правила признания того или иного объекта частью недвижимости – так называемые нормы о неделимых вещах, сложных вещах и единых недвижимых комплексах. «В интерпретации проверяющих они подразумевают, что, если некое имущество участвует в технологическом процессе, в котором помимо него также участвуют здания и сооружения или иное связанное с землей имущество, оно должно признаваться их составной частью и облагаться налогом вне зависимости о того, имеет оно само по себе какую-либо связь с землей или нет», – говорит эксперт. По этому правилу стали признавать недвижимым имуществом трубопроводы, системы отопления, линии электропередач, кабельные линии, трансформаторные подстанции и прочее.

Судебная практика

Наиболее важными, по мнению экспертного сообщества, стали два решения Верховного суда, вынесенные как раз по спорам о типах недвижимости. Одно из них – дело ЗАО «Лесозавод25». Спор между налогоплательщиком и инспекцией состоял в том, входит ли в состав цеха находящееся внутри него производственное оборудование. ФНС настаивала – объекты технологически связаны, соответственно, оборудование нужно считать частью цеха. Суды трех инстанций с этими доводами согласились.

«Верховный суд указал на недопустимость такого подхода, сославшись на положения классификаторов основных фондов (ОКОФ) и положения о бухгалтерском учете, в соответствии с которыми оборудование критериям недвижимости не отвечает. Суд также отметил, что неприменим в вопросе отнесения к недвижимости критерий экономической целесообразности, в частности отделения имущества от фундамента», – напоминает старший партнер, руководитель налоговой и административной практики юридической фирмы «Варшавский и партнеры» Владлена Варшавская.

Ежегодно бизнес должен платить 2,2% налога на имущество с остаточной стоимости в балансе. Движимое имущество налогом не облагается. Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Владимир Гердо / ТАСС / Forum

Еще одним знаковым разбирательством стало дело ООО «ЮГ-Новый век». Суды признали недвижимостью энергоустановку, снабжавшую электричеством здание гостиницы “Хайятт Ридженси” в Сочи, – на этом настаивала налоговая. Однако Верховный суд признал подстанцию движимым имуществом. Управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь напоминает, что изначально ФНС доначислила из-за подстанции 4 млн рублей налога.

Кроме того, эксперты отмечают дело по заявлению ООО «Минеральная вода “Ачалуки”». В этом споре суд подтвердил, что линия по производству и розливу безалкогольных напитков является движимым имуществом, а не наоборот. А совсем скоро, 8 декабря, Судебная коллегия по экономическим спорам рассмотрит кассационную жалобу ООО «Газпромнефть-Хантос», где предметом спора выступает статус кустовой площадки – песчаной насыпи, которая размещается на месторождениях в заболоченной местности для укрепления почвы.

Анализ
Секретов больше нет. Зачем налоговой расширенный доступ к банковской тайне
17.03.2021 05:00

«Пока споры продолжаются, и они разрешаются как в пользу налоговых органов, так и в пользу налогоплательщиков. Но нужно отметить, что в последнее время – с середины 2021 года – наметился тренд на увеличение выигранных налогоплательщиками дел, после последних определений ВС РФ», – отмечает Никита Дейнега.

Все больше споров

Владлена Варшавская указывает, что подобных споров стало больше. «Но такая тенденция вряд ли продолжится, так как ФНС работает над тем, чтобы налоговые органы на местах учитывали уже сформулированные Верховным судом критерии. Об этом свидетельствуют, в частности, регулярно направляемые в инспекции обзоры, связанные конкретно с данным вопросом», – поясняет она.

В свою очередь, Алексей Артюх подчеркивает, что до сих пор по многим объектам непонятно – это самостоятельная вещь или часть другой вещи. Например, на площадке компании, которая занимается нефтепереработкой, проходит технологический трубопровод длиной условно 50 метров. Он лежит на эстакаде. Инспекция приходит и говорит: «Это недвижимое имущество, потому что он является частью эстакады». Эстакада бесспорно недвижимость, а трубопровод якобы является ее частью.

Эксперты считают, что споры между бизнесом и налоговой по отнесению движимого имущества к недвижимому закончатся нескоро. На снимке – логистический комплекс интернет-магазина Ozon в деревне Хоругвино в Московской области. Фото: Владимир Гердо / ТАСС / Forum

Можно привести и другой пример. Допустим, в подвале здания стоит внутренняя котельная, которая обогревает непосредственно здание. Ее можно признать частью объекта. А если там размещено промышленное оборудование, то оно частью здания уже не является – у него другое функциональное назначение.

«У нас есть такая потрясающая категория объектов, как “сооружения”. Что это такое, никто до конца не знает. Этот термин очень емкий. Например, в Гражданском кодексе написано, что сооружения – это пример недвижимого имущества без всяких исключений. А если мы открываем Градостроительный кодекс, где также используется термин “сооружение”, но там уже есть капитальные и некапитальные. И если капитальные – это недвижимость, то некапитальные можно перемещать», – говорит эксперт.

История
Налог на налог. Как государство пополняет бюджет, запугивая бизнес
14.01.2021 05:00

Потерянные миллиарды

При этом предприниматели могут нести значительные потери при неверной классификации.

«Потери бизнеса сложно оценить, но они точно составляют десятки или даже сотни миллиардов рублей.

Каждому налогоплательщику помимо налога на имущество (ставка 2,2 % в год) в отношении всех объектов, которые налоговый орган квалифицирует как недвижимость, доначисляются пени по ставке 1/150 от ставки рефинансирования ЦБ РФ начиная с 31-го дня просрочки (до этого – 1/300). Кроме того, взыскивается штраф в размере от 20 до 40% суммы недоимки», – объясняет Никита Дейнега.

Специалисты сходятся во мнении, что в ближайшем будущем окончательно проблему с классификацией типов имущества вряд ли удастся разрешить. «Проанализировав судебную практику по данной категории споров, можно заключить, что споры между бизнесом и налоговым органом по отнесению движимого имущества к недвижимому с целью уплаты налогов, к сожалению, будут возникать, и бизнес вынужден нести расходы на отстаивание своей позиции в суде. Логика налогового органа понятна – наполнение бюджета, но всегда ли это оправданно?» – задается вопросом Светлана Гузь.

Ирина Ананина / “Вот Так”

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное