vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Пока Израиль воюет с ХАМАС, Асад вновь пошел в атаку на Идлиб. Почему сирийскому диктатору будет сложно победить повстанцев

Дым после атаки режима Асада на Идлиб, Сирия, 17 декабря 2023 года. Фото: Izettin Kasim / Anadolu / East News

Восемь жителей сирийского Идлиба, включая беременную женщину, погибли 17 декабря в результате обстрела города артиллерией правительственных сил. Сейчас Идлиб и его окрестности — территорию, которую часто называют последним оплотом оппозиции, — армия Асада при поддержке российской авиации обстреливает ежедневно. Похожая тактика применяется российскими союзниками сирийского диктатора в Украине. Журналист-международник Юрий Мацарский рассказывает, почему военные Асада вновь активизировались и смогут ли они разгромить повстанцев.

Обострение ситуации вокруг Идлиба началось после беспрецедентной атаки повстанцев на правительственные силы 5 октября 2023 года. В этот день на одной из площадей города Хомс, расположенного в глубоком тылу сил Башара Асада, шло вручение дипломов выпускникам местной военной академии. В самый разгар праздника на головы свежеиспеченных офицеров и их близких посыпались гранаты и самодельные взрывные устройства с целого роя беспилотных летательных аппаратов. Число погибших от последствий налета доподлинно неизвестно. Сирийские журналисты утверждают, что убито было не менее 110 человек, еще несколько сотен ранены.

Правительство Башара Асада возложило вину за смерть военных на оппозицию и объявило о начале операции возмездия за погибших в Хомсе. Мишенью военных стал город Идлиб и его окрестности, которые вот уже много лет не контролируются центральными властями.

Карта: «Вот Так»

Почему Идлиб важен для Асада

Под контролем Асада и его союзников — россиян, иранцев и боевиков ливанской «Хезболлы» — находится примерно 60% территории страны. На северо-востоке политическая и военная власть сосредоточена в руках курдов. На этой же территории расположены американские военные базы, появившиеся там во время войны против ИГИЛ. Кстати, ИГИЛ тоже никуда не делся, хотя и заметно ослаб. Джихадисты удерживают несколько сельских районов, откуда устраивают вылазки и обстрелы курдских территорий.

Вдоль турецкой границы есть несколько «карманов», в которых хозяйничают протурецкие группировки при прямой поддержке Анкары. И лишь на небольшом участке между оккупированной турками территорией и местностью, контролируемой армией Асада, все еще держится правительство тех самых умеренных повстанцев, которые начинали войну против центрального правительства в 2012 году и которых поддержали США, Турция, Саудовская Аравия и ряд других государств Ближнего Востока. На стороне правительства Асада воюют граждане Ирана, Ливана, Афганистана. Кроме того, начиная с 2015 года в Сирии по приглашению Башара Асада находится и группировка российских войск.

Справка
Протесты против диктатуры Башара Асада начались в Сирии в 2011 году, в ходе так называемой Арабской весны — серии протестов и революций, прокатившихся по Ближнему Востоку и Северной Африке. Когда силы Асада начали убивать участников мирных протестов, возмущение моментально радикализовалось и перешло в стадию гражданской войны. Главными причинам сирийских протестов стали разгул коррупции, цензура и несменяемость власти — семья Асадов правит страной с 1970 года, а на ключевые правительственные посты чиновники традиционно назначались по принципу личной лояльности, а не профессиональных качеств. Чиновничий и офицерский корпус формировался почти исключительно из алавитов — представителей шиитского направления ислама, к которому относится от 8 до 10% сирийцев, проживающих в родной для семейства Асада провинции Латакия. Мусульмане-сунниты, которые составляют большинство населения Сирии, лишены возможности построить карьеру в армии или на госслужбе.

Идлиб ценен для Асада не только как один из городов, который нужно захватить. Он еще и мешает Дамаску вернуть себе контроль над значительной частью севера страны. Как говорилось выше, он служит буферной зоной между территорией, подчиненной Асаду, и несколькими «карманами» на границе с Турцией, которые управляются прокси Анкары. Не разобравшись с умеренными повстанцами в Идлибе, правительственным силам не добраться до этих «карманов». А вот если доберутся, то смогут рассчитывать на возвращение под свой контроль еще и трети территории Сирии, которой сейчас управляют курды. Для курдов турки — куда более опасные враги, чем Башар Асад, отношения с которым можно описать как напряженные, но нейтральные. Ради победы над турками курдские лидеры готовы будут объединиться с Дамаском.

Мужчина несет остатки боеприпасов после атаки режима Асада на поселение. Идлиб, Сирия, 17 декабря 2023 года. Фото: Izettin Kasim / Anadolu / East News

Поэтому Асад и вцепился в буквально подаренный повстанцами повод атаковать Идлиб. Официально операция возмездия длилась всего пять дней, потом в силу вступило соглашение о прекращении огня между правительственными силами и оппозицией. Но соглашение это не исполнялось ни минуты. Наоборот, боевые действия достигли интенсивности, невиданной с 2019 года, то есть времен масштабных боев против ИГИЛ.

Турецкий фактор

Характерно, что в боевых действиях практически не принимают участия сухопутные силы. Идлиб атакуют преимущественно артиллерией, ракетами и авиацией, в том числе российской. Причем в ходе обстрелов и бомбардировок применяются зажигательные боеприпасы, использование которых в жилых зонах запрещено международными конвенциями.

Анализ
Второй и третий фронт. Не переставая воевать в Украине, Россия продолжает боевые действия еще в нескольких странах
22.07.2022 16:18

По законам военной науки сразу за массированными обстрелами почти обязательно следует наступление пехоты или бронетанковых сил — сухопутные войска должны занять те позиции противника, на которых он понес значительные потери после ракетных и авиаударов. Сирийская армия вместе с российской авиацией именно так и действовали прежде. В том же Идлибе в 2019–2020 годах им даже удалось отвоевать у повстанцев примерно половину территории провинции за счет комбинации ударов с воздуха и атак сухопутных сил. Наступление Дамаска было остановлено только после прямого вмешательства турецкой армии, которой жизненно важно было сохранить буферную зону, разделяющую занятую ей территорию Сирии с той, что находится под контролем Асада. По этой причине турки тогда помогли умеренным повстанцам.

Скорее всего, Анкара готова будет прийти на помощь Идлибу еще раз, если это потребуется, что может обернуться реальной катастрофой для измотанной почти тринадцатилетней войной и потерявшей значительную часть своих вооружений и техники правительственной армии.

Раненый мирный житель в больнице после нападения сирийской армии на жилой район в Идлибе, Сирия. 9 декабря 2023 года. Фото: AA/ABACA / Abaca Press / Forum

Гуманитарный фронт в тылу повстанцев

Поэтому Дамаск и не спешит с наступлением, ограничиваясь почти исключительно бомбардировками и ракетными ударами. Причем, как и его российские союзники, которые умышленно бомбят в Украине грузовые порты, электростанции и жилые кварталы, Башар Асад атакует прежде всего гражданскую инфраструктуру. В результате в регионе, где и до нового обострения сотни тысяч людей жили в лагерях беженцев, зреет настоящая гуманитарная катастрофа. Уже к концу второй недели бомбардировок без своих домов остались около 70 тысяч местных жителей. Усложняет ситуацию и обрушившаяся в этом году на Сирию эпидемия холеры. Опасное заболевание в перенаселенных лагерях беженцев на подконтрольных повстанцам территориях грозит превратиться в настоящее бедствие.

Увеличивая количество беженцев, уничтожая больницы и электростанции в Идлибе, правительственные силы фактически открывают второй — на этот раз гуманитарный — фронт в тылу повстанцев. Помощь беженцам, восстановление разрушенной инфраструктуры, борьба с холерой и другими опасными болезнями отвлекают немало и без того совсем небольших ресурсов повстанцев, ослабляют их, делают более уязвимыми. Очень похоже, что именно на постепенное ослабление оппозиционных сил и делает ставку режим Башара Асада, ожидая, что рано или поздно настанет тот момент, когда повстанцы будут обессилены настолько, что взять Идлиб можно будет без серьезного риска для собственной армии.

Юрий Мацарский для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное