vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Где у Навального стерео, у Певчих — моно». Короткий обзор сериала «Предатели»

Про сериал Марии Певчих «Предатели» за последние дни сказано очень много. Кажется, даже больше, чем нужно. Правда, почти все разговоры свелись к содержанию фильма — можно ли считать его объективным рассказом о 1990-х, или же это плоская агитка в стиле Путин-ТВ. Но кроме вопроса «о чем?», есть не менее интересные вопросы «почему?» и «зачем?».

С «почему?» все более-менее ясно. Члены команды Навального сделали то единственное, что умеют — фильм-расследование. То есть как бы расследование, но об этом ниже. Об аферах Березовского и Абрамовича они рассказывают с той же интонацией, с какой раньше рассказывали об уточках Медведева или яхте Пескова.

Антикоррупционные ролики ФБК долгое время казались — в том числе и мне — оптимальным языком описания путинской России. Упражнения первых лиц на исторические темы, гомофобия, даже Крым в этой логике представлялись всего лишь разными способами пересборки путинского большинства с единственной целью — удержать власть и продолжить воровать.

Февраль 2022-го показал, что это не так, что мотивация как минимум самого Путина, а скорее всего, и нескольких ключевых персонажей из его окружения сложнее и не сводится к счетам, дворцам и яхтам. ФБК оказался в затруднительном положении — про виноградники и корги публике после начала войны было уже не так интересно, а занять новую нишу мешало отсутствие необходимых навыков.

Один ответ — коррупция

Сериал про 1990-е – это попытка расширить повестку. Попытка правильная — разговор об истоках путинизма сейчас гораздо актуальнее квартирно-дачных разоблачений, при всей несомненной значимости последних. Проблема в том, что и путинизм, и ельцинское десятилетие авторы привычно описывают по прежней схеме: всё коррупция, а что не коррупция, то производное от нее.

Кадр из документального сериала «Предатели»

Ответ Марии Певчих критикам звучит так, будто «коррупция» — единственное известное ей слово и она искренне считает его универсальной отмычкой, подходящей ко всем реалиям всех эпох.

Но на сложных и объемных 1990-х эти приемы работают плохо, гораздо хуже, чем на 2010-х. К тому же расследование по определению предполагает эксклюзивность материала, а когда ее нет, оно превращается в лучшем случае в дайджест. Тоже неплохой жанр, только другой. В результате получилось как в той притче про слепых и слона. Можно, конечно, ощупывать хобот и рассказывать, что слон похож на змею, и это даже будет правдой — но не про всего слона, а про его хобот.

Борьба за наследство

С ответом на вопрос «зачем?» чуть сложнее. Пока был жив Навальный, ФБК по умолчанию оставался главной силой в российской оппозиции. Члены Фонда могли позволить себе свысока поплевывать на конкурентов, подписывать сомнительные письма, говорить откровенные глупости — бренд все равно перевешивал.

Но совершенно не факт, что ситуация останется неизменной и сейчас, после гибели Навального. Его популярность может просто раствориться в воздухе, стать ноющей тоской о несостоявшейся прекрасной России будущего, бесконечным ночным разговором на московских, тбилисских, тель-авивских кухнях.

Кадр из документального сериала «Предатели»

Может превратиться в чисто мемориальный феномен — фотографии на аватарках, букеты, пикеты в годовщину смерти, улицы в европейских столицах. Может перейти на Юлию Навальную, если та действительно решит играть вдолгую. В любом случае ФБК на развилке, и его будущее не гарантировано.

При этом у российской оппозиции не так много ценных нематериальных ресурсов, чтобы отказаться от попытки сохранить за собой едва ли не самый яркий актив. Так что — не слишком приятно, но, увы, логично и даже неизбежно — нам предстоит некоторое время наблюдать за борьбой за наследство Навального, за право клясться его именем и считаться его преемником.

Объем и плоскостное изображение

«Предатели» — один из первых ходов в этой игре. Отсюда долгое вступление к фильму с развернутым пояснением, что это политическое завещание Навального, что сериал снят в развитие идей известного текста про «люто, бешено ненавижу».

И вроде бы это действительно так: Навальный про 1990-е, и Певчих про 1990-е. Навальный признается в ненависти к той эпохе, и Певчих тоже.

Кадр из документального сериала «Предатели»

Но, во-первых, Навальный писал не только о 1990-х, но и о себе. Для него тот разговор был расчетом с собственным юношеским романтизмом, с собственными иллюзиями. Во-вторых, у Навального есть важная оговорка о том, что «реальная жизнь сложна, тяжела и полна компромиссов с неприятными людьми». В-третьих, Навальный был мастером интонации и чувствовал, когда нужно сбить пафос юмором («Я не предлагаю ни в коем случае расстрелять Алексея Венедиктова, или повесить, или аккуратно подстричь. Не надо никаких зверств»).

Наконец, Навальный писал свой текст в тюрьме, что придавало всем его словам и мыслям дополнительный вес. В результате там, где у него объем, у Певчих — плоскостное изображение, где у Навального стерео, у Певчих — моно. Впрочем, странно было бы ставить в вину Певчих, что она не Навальный.

Мнения
«Эту одну проекцию объявлять истиной — вот что опасно». Как сериал команды Навального разделил поколения
19.04.2024 18:12

При всем том фильм получился вполне осмысленный, хотя скорее как жест, чем как высказывание. Оставшийся без капитана ФБК демонстрирует намерение отстроиться от оппозиционного либерального мейнстрима и перехватить левую повестку. В этом есть резон, тем более что Фонд, как любое антикоррупционное движение, естественным образом тяготеет к левопопулистской риторике.

Достаточно посмотреть на фильм глазами предполагаемой целевой аудитории, как все сразу становится на свои места, складывается в паззл: и крикливое название, и отказ от анализа сложных смыслов в пользу эстетики революционного плаката, и лакуны, и упрощения. И, судя по отзывам, этот расчет сработал.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное