vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Украине противостоит фашистская Россия». Олег Кашин о претензиях соратников Навального к его довоенным заявлениям

Европейский парламент 19 мая призвал Совет ЕС ввести персональные санкции против людей, указанных в списке ФБК. Одним из фигурантов списка является российский журналист Олег Кашин, ранее — автор программ на «Дожде», «Эхе Москвы», радио «Комсомольская правда», несколько раз появлявшийся в эфире программы «60 минут» Ольги Скабеевой и Евгения Попова на телеканале «Россия». Его включение активно обсуждали с публикации первой версии списков.

ФБК 20 мая в новости об обновлении списка отдельно отметил, что «публикации [Кашина] против войны перемежались с публикациями в ее поддержку» и фонд не исключит его из списка, «пока Кашин не выскажется с явным осуждением войны и своих ранее сделанных заявлений».

«Вот Так» спросил у Олега Кашина, планирует ли он дезавуировать свои публикации, на которые указывает ФБК, и что он думает про войну сейчас.

Что вы планируете делать в связи с включением в потенциально санкционный список? Может быть, связываетесь с людьми, которые будут принимать непосредственные решения по санкциям?

Поскольку решения по санкциям принимает коллективный разум Соединенных Штатов и Евросоюза, там особо связываться не с кем. Я это хорошо знаю, поскольку на протяжении многих лет лоббирую с помощью моих европейских адвокатов включение в санкционные списки [первого зампреда Совета Федерации, секретаря Генерального совета «Единой России»] Андрея Турчака, который был заказчиком покушения на меня в 2010 году.

Я уже заручился поддержкой своих юристов, если дойдет до включения меня в санкционные списки. Нынешнюю ситуацию я воспринимаю таким образом. Будучи пойманными за руку, сотрудники ФБК попытались сегодня найти какие-то доказательства разжигания войны с моей стороны и, грубо говоря, обосрались. Я считаю это стадией торга с их стороны и надеюсь додавить до того, чтобы они публично извинились и убрали мою фамилию из списка.

В каком формате вы ждете от них извинений и за что? За включение в список?

Да, разумеется. Я понимаю, что у нас сложные отношения с ФБК, они длятся много лет и к украинской теме не привязаны. Алексей Навальный на старте украинской кампании Путина в 2014 году высказывался о ней крайне двусмысленно, это ему до сих пор вспоминают его украинские критики. Я, даже понимая, что аннексия Крыма была встречена поддержкой крымского народа, регулярно называл ее аннексией и осуждал всевозможные проявления военной активности с российской стороны. Вот эта «чеченская традиция» извинений, которую сами эфбэкашники пытаются навязать своим оппонентам, наверное, подразумевает извинения на видео.

Сотрудники ФБК написали, что ждут от вас высказывания с явным осуждением войны.

Они предлагают дезавуировать какие-то публикации, но сами их назвать не могут: четыре ссылки, которые есть у них в заявлении, это, например, твит, в котором я запостил чужую цитату без кавычек, это мой обычный формат активности в твиттере — твит 2014 года, блин! И есть моя статья 2014 года о том, что «мы понимаем, как остановить происходящее в Донбассе: нужно, чтобы Путин ввел войска, но это будет катастрофой для России», пишу я. Должен ли я это дезавуировать? Нет, мы сейчас наблюдаем, что ввод войск в Украину является буквально катастрофой и гибелью для России. Я собрал 33 своих статьи начиная с 2014 года и выложил их на сайте Republic: каждый желающий может изучить мое отношение [к войне].

Как вы сейчас можете описать свою позицию по отношению к происходящему?

С самого начала войны я написал примерно 30 статей, четко и прямо осуждающих и Владимира Путина, и его политику в Украине. Я писал, что Путин рушит сложившийся порядок вещей, он объявил войну не только Украине, но и России, он предал Россию. Мое выражение в один из первых дней войны: хорошо, сторонники войны говорят, что в Одессе сожгли Дом профсоюзов, поэтому нужна война; но уверены ли вы, что погибшим в Доме профсоюзов хотелось бы, чтобы в Дом профсоюзов была превращена вся Украина — а именно это Путин и делает? Среди людей моих взглядов — а я не скрываю, я правых взглядов, я русский националист — такие, как я, это меньшинство сейчас.

Быть тем, кого мы называем демшизой, которые много лет на одной ноте говорят «Долой Путина» и никто этого не слышит, потому что это примелькалось — это одно. В моем положении я не вижу ни одного такого второго автора, который, будучи не человеком, готовым скакать под бело-сине-белым флагом, а человеком, любящим Россию, с первого дня говорит: эта война — зло, эта война должна быть немедленно остановлена, Владимир Путин — преступник.

Ваше отношение к возможной войне изменилось с началом боевых действий?

Абсолютно нет. Предыдущий эпизод стягивания российских войск к границе — весна 2021 года, я и тогда тоже писал, что ни в коем случае не должно быть войны. Даже в день, когда Владимир Путин выступал с той самой исторической лекцией [перед объявлением о признании «ЛДНР»]. Зрители моего стрима помнят — я заслушался, пошел за бутылкой виски и стал читать Бродского — этот стрим начинается с того, что я говорю, что надеюсь, что войны не будет. И дальше я говорю: вот есть конфликт России и Украины, и давайте прямо, Украина — обычная восточно-европейская держава, и ей противостоит фашистская Россия. Если это не антивоенные заявления, то что должно быть антивоенным заявлением? Оральный секс с Леонидом Волковым? Я к этому не готов, но, видимо, этого он добивается, других объяснений у меня нет.

Что вы думаете о санкционных списках? Эта работа важна?

Персональные санкции — довольно новое явление в мировой политике и, наверное, еще не устоялся общепризнанный их формат. И никто не делает столько для дискредитации этой идеи, как ФБК. Вот ты работаешь в ФБК, борешься с коррупцией, год делаешь расследование про яхту, условно говоря. Ты, естественно, не полностью в контексте, тебе не хватает времени следить за новостями: кто что сказал или кто умер, как Галина Волчек [также включенная в список ФБК]. На выходе получается халтура. Я не удивлюсь, если этот прецедент в итоге заставит «взрослый» Запад переосмыслить подход к этому жанру. Вверять такого рода решения в руки людей, чей политический капитал связан только с тем, что когда-то их нанял на работу политик, которого отравили и посадили, — это довольно странная логика.

Беседовал Руслан Гафаров

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное