vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Списки «Пилы» и обгорелые трупы. Как сторонники «Мужского государства» травили основателя проекта «Гейпросвет»

Виктор Журавлев.
Виктор Журавлев.
Фото: из личного архива

Создатель проекта «Гейпросвет» Виктор Журавлёв был вынужден покинуть Москву из-за постоянных угроз со стороны «Мужского государства». Сторонники гомофобного движения на протяжении полугода присылали Журавлёву гневные сообщения, а затем смогли вычислить его адрес и личный номер телефона.

Безопасное пространство

«Я закончил Вышку год назад. Изначально “Гейпросвет” – это моя дипломная работа», – рассказывает Виктор корреспонденту «Вот Так». По словам бывшего студента, «Гейпросвет» – абсолютно волонтёрский проект, который держится исключительно на инициативе команды, которая над ним работает. Организаторы сообщества публикуют в социальных сетях – Вконтакте, Instagram, Telegram и Facebook – интервью с разными экспертами на темы, связанные с ЛГБТ+: среди их гостей – психологи, сексологи и правозащитники. «Команда проекта, – говорит Виктор, – состоит из семи-восьми человек. Я не могу назвать точное количество, потому что пара человек сейчас думает об уходе из-за этой ситуации, как раз из соображений безопасности».

«Этой ситуацией» основатель проекта «Гейпросвет» называет непрекращающиеся угрозы со стороны «Мужского государства» – незарегистрированного движения, которое декларирует идеи патриархата, национализма и традиционных ценностей. По словам Журавлёва, с оскорбительными комментариями под своими публикациями создатели «Гейпросвета» сталкивались с самого начала работы. Их приходилось удалять вручную, поскольку проект позиционируется как безопасное пространство, где пользователи «могли бы чувствовать себя спокойно и не сталкиваться с негативом».

Изначально, как считает Журавлёв, «Мужское государство» не имело отношения к травле участников сообщества: комментарии с оскорблениями и угрозами оставляли отдельные люди, не связанные с гомофобным движением. Некоторые из них находили организаторов «Гейпросвета» в социальных сетях и писали им лично.

Основатель “Мужского государства” Владислав Поздняков. Фото: @doktorvladi / instagram

«Я тогда был в отношениях, у меня были фотографии с моим партнером. Где мы просто сидим вместе, целуемся – что-то подобное. Это всё было в профиле. Видимо, есть какие-то гомофобные чаты или что-то подобное, потому что это [рассылка сообщений с угрозами] происходило наплывами. То есть была какая-то новая публикация у меня, и я сразу получал по тридцать сообщений в течение дня. Но это всё изначально было достаточно мягко. Я понимал, что я могу с этим столкнуться, понимал, где я живу, что я сам выбираю публичность. То есть я был к этому готов», – рассказывает Виктор.

«Выходи, пи***рас»

Ситуация изменилась после того, как «Гейпросвет» отреагировал на резонансную историю с сетью магазинов «ВкусВилл». В начале июля компания разместила на своём официальном сайте статью «Рецепты семейного счастья»: среди других семей, которые рассказывали, как они живут и что покупают в магазине, была пара лесбиянок. После шквала оскорбительных комментариев «ВкусВилл» удалил публикацию и принёс извинения своим клиентам. После этого «Гейпросвет» выпустил пост, в котором критиковались действия компании.

Фото: ВкусВилл

«Они могли бы просто удалить свою публикацию, это было бы намного лучше. Но они извинились за свои действия перед гомофобами. Компания просто сбросила это всё на конкретного человека, smm-специалиста. Наш пост был о том, что они сделали большой шаг назад», – говорит Виктор. Публикация «Гейпросвета» получила большой охват: репостов в Instagram было больше, чем всего подписчиков у проекта. В этот момент поток угроз значительно усилился: всё чаще в сообщениях стали мелькать отсылки к «Мужскому государству». После этого команда проекта даже решила взять паузу и реже выпускать контент.

Каким-то образом у сторонников «Мужского государства» получилось найти личный телефон Журавлёва. Ему стали звонить, чаще всего разговор ограничивался словами: «Выходи, пи***рас». Затем в личные сообщения основателю проекта «Гейпросвет» начали приходить фотографии его подъезда и входной двери – авторам угроз стал известен его адрес. Сообщения приходили даже ночью, гомофобы советовали Виктору быть осторожнее, а также предупреждали, что утром около дома его будет «ждать сюрприз». Из-за этого бывшему студенту Вышки пришлось изменить свою жизнь: он больше не оставался на ночь дома один и не выходил гулять в одиночку.

«У меня был большой двор, несколько выходов, сквозной подъезд. Я понял, что мне страшно выходить через основной выход подъезда, поэтому я всегда выходил во внутренний двор сначала, а потом обходил. Если честно, даже тогда я не был максимально напуган. В первую очередь я боялся за семью. Я знал, на что я шёл, но в плане себя. За себя я переживаю намного меньше», – рассказывает Виктор.

Скриншоты сообщений с угрозами, которые поступали Виктору Журавлеву

Обращаться в полицию в такой ситуации не имеет большого смысла, считает юрист Максим Оленичев. «Такие дела невозможны в России именно в связи с тем, что полиция не хочет заниматься ими. Полиция бездействует, когда не знает, кого искать. Даже когда известен обидчик, то тоже не всегда удаётся привлечь к ответственности. Если полиция не будет сразу же инициировать дела и пытаться выносить решения о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовном, то уходят сроки. Можно обжаловать бесконечно эти отказы, но в конце концов просто наступит срок давности привлечения к ответственности», – говорит Оленичев.

“Эти люди почти всесильны”

Переломным моментом стало очередное полученное сообщение. Оно пришло ночью. На фотографии были запечатлены расчленённые обгоревшие тела, лежащие на фоне дома. Изображение сопровождалось подписью: «Узнаёшь?» Дом, признаётся Журавлёв, внешне был очень похож на тот, в котором живут его родители: «Я помню, что я часа три рассматривал эту фотографию. У меня был какой-то ступор. Я пытался себя убедить в том, что это не мои родственники. Это был самый острый момент, после него я дольше всего восстанавливался. Тогда я понял, что не могу больше оставаться в Москве».

«Я всегда советую вначале понять, кто угрожает, потому что есть люди, которые просто пишут всякую глупость. Есть разные ситуации: если сильно угрожают, если пишут твой домашний адрес, посылают тебе фотографии твоих близких, понятно, что уровень угрозы высокий, тут надо прятаться. Если человек в состоянии, надо посмотреть, может ли угроза перерасти в действие. Если это представители “Мужского государства”, “НОД” или других преступных структур, то мы понимаем, что эти люди почти всесильны, по крайней мере, я так это обозначаю. Легитимными способами мы не можем от них отбиться, потому что это условный протекторат – их не наказывают. За ними есть сила, они пользуются легальной или нелегальной поддержкой наших органов власти», – считает психолог и социолог Зара Арутюнян.

На этом «Мужское государство» не остановилось: вскоре Виктору посоветовали искать себя в новых списках «Пилы». Авторы этого проекта формируют «расстрельные списки» представителей ЛГБТ-движения. Вначале среди активистов, как пишет Deutsche Welle, к этому сайту не отнеслись серьезно, считая его чьим-то баловством. Так продолжалось до того момента, пока в Петербурге в 2019 году не нашли убитой общественную активистку Елену Григорьеву.

Активистка Елена Григорьева во время одиночного пикета в поддержку ЛГБТ. Фото: Елена Григорьева / Facebook

Её фамилия была указана на сайте «Пилы», однако следователи пришли к выводу, что Григорьева стала жертвой бытового конфликта. «Я не знаю, как воспринимать этот проект, но в любом случае неприятно, что он существует. Это ещё сильнее усугубляет моё эмоциональное состояние», – объясняет Журавлёв.

В начале августа основатель проекта «Гейпросвет» Виктор Журавлёв был вынужден уехать из Москвы. В столице остался его партнёр, который не может переехать вместе с ним из-за работы. Аккаунт в Telegram Журавлёву пришлось сменить, номер телефона – тоже. После этого количество угроз значительно сократилось. «Я знаю, что я не буду забрасывать проект, я знаю, что мы будем развиваться. Не хочется сдаваться после этого всего», – говорит он.

Новости
ЛГБТК-семья из рекламы «ВкусВилла» покинула Россию
03.08.2021 10:28

Перспектив для судебного разбирательства в этой ситуации немного, считает Максим Оленичев: «Это достаточно сложная категория дел, поскольку мотив ненависти в отношении ЛГБТ-сообщества в российских судах практически не учитывается. И в данном случае невозможно прилечь [авторов угроз] в уголовном порядке. В последний год-полтора были единичные случаи, когда удавалось привлекать гомофобно настроенных активистов, которые присылали оскорбления в личных сообщениях, к административной ответственности».

«Вот в школе есть идиот. Есть нормальные дети, а есть он, сын директора, например. Он может ходить, всех мочить, и ему за это ничего не будет. Ему весело от этого. Авторы угроз мне напоминают именно этих людей: в их риторике нет никаких глубоких смыслов. А легче всего, конечно, пугать геев, которые благодаря ужасному, бесчеловечному закону Милонова [закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних] оказались буквально за пределами гражданского общества», – говорит Зара Арутюнян.

Иван Штейнерт для “Вот Так”

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное