vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Лукашенко в бой не рвется, обещает прикрыть Путина со спины

Владимир Путин обостряет игру против Украины и Запада, инициируя «референдумы» на захваченных землях соседней страны (понятно, что руководство марионеточных образований действует по отмашке). Белорусскому вождю от этого закручивания авантюрного сюжета становится все дискомфортнее. На словах он, конечно, верный союзник России, но на деле думает, как бы выпутаться из соучастия в агрессии.

Сегодня Александр Лукашенко обсуждал с госсекретарем Совбеза Александром Вольфовичем новую концепцию национальной безопасности. Правитель призвал сделать документ «абсолютно откровенным». И, в частности, заявил: «Если мы с Россией, значит, мы с Россией. Мы создали оборонное пространство, у нас общие вооруженные силы фактически, наша армия на острие».

Владимир Путин и Александр Лукашенко во время заседания Высшего государственного совета Союзного государства в Кремле в Москве, Россия. 3 марта 2015 года. Фото: Сергей Карпухин / Reuters / Forum

Совать пальцы в мясорубку не хочется

Признание, отметим, весьма красноречивое. Москва многие годы методично привязывала Минск к себе, в том числе и в военной сфере. А после 24 февраля независимые аналитики и вовсе стали твердить, что Беларусь потеряла как минимум военный суверенитет.

Но Лукашенко не был бы сам собой, если бы и в этой ситуации не пытался маневрировать, ускользать. Социология показывает, что воевать на стороне Кремля в Украине категорически не хотят не только политические противники режима, но и большинство его адептов.

Вождь понимает, что послать свои войска в украинскую мясорубку — это политическое самоубийство.

Во-первых, закаленные в жестоких битвах ВСУ перемелют не имеющие боевого опыта элитные подразделения Лукашенко в два счета (армия же для него — тоже орудие подавления внутренних смут). Во-вторых, поток цинковых гробов может поднять народ на новое восстание. В-третьих, в случае поражения Кремля станет вполне вероятной перспектива когда-то ответить по полной программе за военные преступления.

Мнения
Для режима Лукашенко самый страшный пожар — это народный протест
30.05.2022 16:01

Раздувается миф о готовящихся вторгнуться натовцах

Так что Лукашенко в бой не рвется. Сегодня он подчеркнул: «И что касается поддержки России, еще раз подтверждаю: через Беларусь никакого удара в спину, в сторону, сбоку, с флангов по российским войскам быть не должно». В последние месяцы белорусский правитель особенно вдохновенно раздувает мифологию об агрессивном НАТО, который лязгает гусеницами у западных границ Союзного государства.

Да, они там лязгают, усиливают восточный фланг, но как раз потому что Россия напала на Украину. Они боятся, что завтра Путин пойдет дальше.

При этом в НАТО не такие идиоты, чтобы вторгаться в Беларусь, которую прикрывает своим ядерным щитом Россия. Педалирование же высосанной из пальца угрозы — это для Минска отмазка, чтобы не отправлять свои войска в Украину. Мол, на западном рубеже мы нужнее для общего дела.

Александр Лукашенко на заседании Совета глав государств – членов ШОС в Самарканде. 16 сентября 2022 года. Фото: president.gov.by

Играть с Западом уже вряд ли получится

Искушенный, изворотливый вождь белорусского режима всегда думает прежде всего про собственное политическое выживание. Он давно понял, что «специальная военная операция» Москвы идет не по плану и ничего хорошего ему не сулит.

Недавний саммит Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде показал, что Лукашенко пытается создать новую геополитическую опору в лице Пекина, чтобы таким образом ослабить свою зависимость от России.

Также на днях белорусский правитель картинно нарубил перед телекамерой дров для Европы: мол, не дадим ей замерзнуть. Это признак того, что западные санкции сильно бьют по экономике, и сигнал, что он не прочь бы восстановить сожженные мосты в отношениях с Евросоюзом. Но Лукашенко и хочется, и колется. Он анонсировал амнистию для политзаключенных (Европа настаивает на их освобождении). Однако амнистия будет, судя по многим признакам, куцей.

В стране по подсчетам правозащитников — более 1,3 тыс. политзаключенных. На самом деле попавших за решетку по политическим мотивам — гораздо больше. Недавно Следственный комитет отрапортовал, что начиная с 9 августа 2020 года (дата начала массовых протестов) возбуждено более 11 тыс. уголовных дел «о преступлениях экстремистской направленности». Ярлык же экстремистов власти лепят именно на политических оппонентов.

Запад настаивает, чтобы на свободу вышли все политзаключенные. Но Лукашенко наверняка боится, что широкая амнистия вдохновит его противников, спровоцирует новый подъем протестного духа. Видимо, потому он тянет с объявлением амнистии — опасается переборщить.

Боец с позывным «Кит» возглавляет белорусский полк добровольцев имени Кастуся Калиновского. Николаев, Украина. 15 июня 2022 года. Фото: Алексей Барановский для «Вот Так»

В имперской ловушке

Сегодня правитель наставлял генерала Вольфовича: «Нам нельзя успокаиваться. Мы в этом котле. Нам спокойно жить не дадут. Нас все время будут давить по всем направлениям. А эти “свядомыя” — это враги».

«Свядомыя» в переводе с белорусского — сознательные. Так вождь презрительно именует убежденных сторонников смены власти. Этому режиму сознательные граждане не нужны, а нужны подданные, рабы, покорная биомасса. Как, впрочем, и режиму Путина. Лукашенко показал также, что боится добровольческих белорусских формирований, воюющих против агрессора в Украине. Мол, там «уже создаются некие не то полки, не то батальоны для свержения не только власти. Но для того чтобы перевернуть, оторвать Беларусь и присоединить к блоку НАТО. Опять хотят новую Украину здесь в Беларуси создать».

На самом деле эти формирования (полк имени Калиновского, полк «Погоня») немногочисленны. К тому же они не автономны. Это подразделения ВСУ, они подчиняются воинской дисциплине, и не факт, что Киев решится когда-нибудь задействовать их против белорусского режима. Но у страха глаза велики. При этом понятно, что если Минск ввяжется в «специальную военную операцию» своими войсками, то риск получить от Киева ответку резко возрастет.

Таким образом, хотя в контексте «спецоперации» Кремля белорусскому вождю страшно неуютно, на серьезные уступки требованиям Запада он не пойдет, боясь дестабилизации своего режима. Он будет крутиться как вьюн на сковородке, оставаясь в орбите Москвы, но всячески ускользая от посылки войск в Украину. Лучше, мол, Владимир Владимирович, прикрою вас со спины.

При этом после «референдумов» на захваченных украинских территориях отвертеться от прямого участия в агрессии станет намного труднее. Ведь Москва будет вести речь уже о «защите рубежей Союзного государства». Так игры в «братскую интеграцию» и желание сохранить власть любой ценой привели Лукашенко (а вместе с ним, увы, и всю Беларусь) в имперский капкан.

Мнения
Фатальная привязка к Москве. Лукашенко попал как кур в ощип
26.03.2022 11:01

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное